Когда нужно менять продукт

Как понять, что с вашим продуктом что-то не так? Разобраться поможет UX-аудит — комплексный анализ цифрового продукта для оценки его эффективности и выявления проблемных мест. Старший проектировщик интерфейсов в Selectel Дарья Хуторянская отмечает, что аудит продукта полезен в нескольких случаях: когда продукт устоялся и нужно оценить его работоспособность, при подготовке к масштабному редизайну, при снижении показателей основных метрик или когда таких метрик нет в принципе. Любой аудит можно разбить на четыре основных шага: определение целей продукта и ожидаемого результата, изучение имеющейся аналитики на предмет актуальности и достоверности, анализ основных состояний интерфейса, подготовка отчета и списка улучшений для команды.

Один из логичных шагов после аудита — это редизайн. Обычно он помогает улучшить пользовательский опыт и повысить метрики. Опытом масштабного редизайна поделилась исследователь пользовательского опыта в ecom.tech Ксения Пономарева, которая участвовала в обновлении приложения «Самокат». После запуска новой версии приложения стали появляться негативные отзывы — внедрение дополнительного шага внутри каталога сделало поиск товаров сложнее. Благодаря оперативному анализу пользовательских отзывов команде «Самоката» удалось быстро исправить проблемные места и сохранить лояльность аудитории. Ксения подчеркивает, что роль исследователя в таких процессах как никогда важна — не все новые решения могут оказаться удачными. Чтобы вовремя заметить это, важно исследовать продукт не только до внесения изменения, но и сразу после. 

Как проводить UX-исследования

Любой аудит продукта строится на основе данных — в том числе результатов UX-исследований. Они помогают понять, как пользователь взаимодействует с продуктом или интерфейсом. Раньше такие исследования были связаны с анализом сложного взаимодействия человека и компьютера, который требовал специальных знаний. Но теперь ситуация изменилась: интернет и гаджеты стали частью повседневности, интерфейсы — более простыми и похожими друг на друга, а порог входа в разработку стал ниже — с помощью шаблонов и специальных платформ создать программу может даже человек без навыков программирования.

Благодаря этому, с одной стороны, человеко-машинное взаимодействие упрощается и становится более понятным. С другой, из-за быстрого развития технологий отношения между человеком и продуктом усложняются. Теперь на первый план в поведении пользователя выходят не простые логические цепочки действий («нажать кнопку А, чтобы получить Б»), а глубинные мотивы, эмоции и контекст жизни пользователя. Чтобы понять их, обычной аналитики, которую собирают приложения, становится недостаточно. Именно поэтому, как подчеркивают эксперты — руководитель направления качественных исследований в SM Lab Евгений Новичихин и старший исследователь в SM Lab Леонид Кривошеин, становятся ценны офлайн-исследования с помощью сложных качественных и групповых методов, в том числе этнографии, дневников, сопроводительных визитов, фокус-групп и контент-анализа. Они предлагают смотреть не на цифры, а на человека в живой среде.

Впрочем, возвращение к традиционным исследовательским методам — не единственная тенденция. Некоторые компании, наоборот, активно используют современные технологии для анализа пользовательского опыта, в том числе — ИИ. О том, как внедрить нейросети в работу исследователей в бигтехе, рассказала UX-исследователь Авито Елизавета Сорокина.

В Авито нейросетям делегировали пять типов задач: дизайн исследования, кабинетное исследование, анализ данных качественных и количественных исследований, а также дизайн воркшопов и командных сессий. Для этого в компании используют различные инструменты, в том числе Google NotebookLM (позволяет ограничить набор источников для анализа и минимизировать шанс использовать непроверенные источники), Perplexity (помогает отобрать хорошие источники для исследований и хорошо справляется с разными типами задач), а также LLM Neuroslav — внутреннюю модель Авито, которой можно доверить анализ чувствительных данных.

Как делать интерфейсы доступнее

Инклюзивность делает продукт понятным и доступным максимально возможной аудитории, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья. Как утверждает редактор и лид команды «FAQ и навыки» в редакции Госуслуг Вероника Высотина, инклюзивный контент должен обладать следующими свойствами:

Воспринимаемость. Контент должен быть доступен пользователям с разными особенностями и с интерфейсом, который им доступен, например, с помощью тифлокомментирования или скринридера. Когда продукт представлен разными видами контента, улучшается вовлеченность пользователей, растут охваты и открываются возможности для более глубокой проработки продукта.

Понятность. Интерфейс и контент должны быть понятны человеку любого возраста, профессии и физических возможностей. Для этого нужно использовать простые предложения и заголовки, структурировать текст, избегать лишних отрицаний и при создании инструкций полностью описывать пользовательский путь.

Надежность. Интерфейс должен оставаться доступным, даже если изменилась версия продукта или операционная система.

Какими навыками должны обладать начинающие UX- и UI-специалисты в 2026 году

В ходе дискуссий с участием специалистов из «Телекоминвест», «Инфоурок», Lesta Games и других компаний были выделены ключевые навыки для старта карьеры в области проектирования и исследования интерфейсов:

Междисциплинарность. Узкая специализация уступает место широкому кругозору. Для карьерного роста и управления командой сегодня ценятся знания в смежных областях: менеджменте, работе с нейросетями, аналитике. Это позволит автоматизировать рутину и перейти к созданию более сложных и интересных решений.

Проявление инициативы через прототипирование и данные. Прямое противостояние с заказчиком часто менее эффективно, чем тактика «покажи, а не рассказывай». Вместо того чтобы спорить, можно создать быстрый прототип решения или провести мини-исследование, которые наглядно демонстрируют сильные стороны и потенциальные риски. Так диалог перейдет из плоскости субъективных мнений в плоскость объективных фактов и пользовательских сценариев.

Критическое мышление. Важно не только обладать техническими навыками работы с ИИ, но и уметь анализировать результаты их работы, находить ошибки. Для этого нужно правильно формулировать запросы, задавать уточняющие вопросы и хорошо фильтровать информацию. В частности, эти навыки развиваются во время учебы в университете. 

Ведущий конференции, дизайнер с многолетним опытом Юрий Солоницын отметил, что при выборе будущего места работы начинающим специалистам стоит учитывать и тип ИТ-компании. Эксперт рассказал, что разные типы организаций — будь то заказная разработка, стартап, агентство или некоммерческий проект, — определяют не только рабочие процессы, но и глубину погружения в пользовательский опыт. Это понимание помогает выбрать направление, соответствующее личным карьерным устремлениям выпускника.

«Главная цель конференции — поделиться опытом на примере практических кейсов различных российских компаний в области человеко-машинного взаимодействия. У ИТМО сильная экспертиза в области работы с интерфейсами: мы обучаем студентов на программе “Компьютерные технологии в дизайне”, где есть трек по UX- и UI-дизайну, и в исследовательской магистратуре “Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити”. Кроме того, наш Центр юзабилити и смешанной реальности помогает создавать и тестировать различные UX/UI-решения в ИТМО: например, мы проводили аудит системы ИСУ, а также регулярно консультируем сотрудников из различных департаментов по созданию интерфейсов», — рассказал директор центра юзабилити и смешанной реальности ИТМО Артем Смолин.

Артем Смолин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Артем Смолин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

WUD@ITMO — международная конференция в Петербурге, посвященная Всемирному дню юзабилити. Мероприятие организуют факультет программной инженерии и компьютерной техники, Центр юзабилити и смешанной реальности ИТМО. Тема конференции 2025 года — «Новые технологии и человеческий опыт» (Emerging Technology and Human Experience). Специалисты в области создания и исследования интерфейсов обсудили барьеры доступности в онлайн-среде, назвали актуальные навыки для новичков в области человеко-машинного взаимодействия в 2026 году, а также рассказали о решениях для улучшения пользовательского опыта в ведущих российских компаниях и государственных сервисах: Авито, Самокате, Selectel, ВТБ, Госуслугах, SM Lab и других.