Лекции для участников стажировки провела команда преподавателей блока Soft Skills ИТМО и фасилитаторов. Все они — профессиональные бизнес-тренеры, коучи и психологи, которые обучают коммуникативным и управленческим навыкам не только студентов Первого неклассического, но и команды «Лукойла», «Роснефти», Пулково и правительства Москвы.
Полученные навыки директора сразу применили на практикуме. Участники разрабатывали стратегию сохранения атмосферы языковой гимназии в условиях растущей популярности IT-школ, искали способы снизить напряжение между родителями и педагогами, а также придумывали, как мотивировать учителей активнее участвовать в общешкольных мероприятиях.
«Сейчас в школы приходит новое поколение как детей, так и родителей. Зачастую они более требовательны и предъявляют больше запросов к образованию своих детей. Директорам школ нужно уметь не только решать спорные моменты между учениками и учителями, но эффективно справляться с конфликтными ситуациями — отстаивать интересы школы и удовлетворять запросы разных родителей. Наша стажировка одновременно отвечает на актуальный запрос директоров и на стратегическую цель Программы развития ИТМО — поиск и развитие молодых талантов, начиная со средней школы, где дети еще делают выбор своей будущей профессии. Вовлечение учителей и директоров в диалог о будущем школьников важно для поддержки этого процесса», — отметила начальник управления интернационализации ИТМО Мария Дидковская.
Мария Дидковская. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS
Управление изменениями. Директорам часто приходится рассказывать педагогам о грядущих изменениях в работе школы. Чтобы коллектив не принимал нововведения в штыки, можно использовать модель ADKAR, которую используют в Сбере, Росатоме, «Сибуре», «Ростелекоме» и других крупных российских компаниях. Модель — это набор действий: сначала нужно последовательно объяснить команде необходимость изменений, потом сформировать личную заинтересованность, предоставить инструкции по решению и обеспечить ресурсами, а также закрепить результат поддержкой от руководства. Такой подход позволяет перевести коллектив от сопротивления к активному участию.
Планирование переговоров. Если предстоит сложный разговор, стоит заранее запланировать эмоциональную карту беседы: начать диалог с нейтрального или позитивного вступления, например, комплимента, уточняющего вопроса или просьбы дать совет. Это поможет снять первоначальное напряжение. А после решения спорной ситуации стоит поблагодарить собеседника за помощь, даже если согласие не было достигнуто — это сохранит почву для будущих отношений.
Создание конструктивного диалога. Здесь важно придерживаться нескольких принципов. Важно планировать не только время подачи информации и обратной связи, но и передавать актуальные данные. Свои предложения по решению вопроса нужно адресовать только тому, кто уполномочен решить проблему, апеллировать конкретными фактами (например, не «Вы всегда опаздываете», а «Сегодня вы опоздали на 15 минут») и не переходить на личность собеседника.
«Это была крутая стажировка! Во-первых, я получила полезный опыт по разрешению конфликтов. В работе руководителя не избежать спорных ситуаций с коллегами, родителями и детьми. Обучение в ИТМО напомнило, что есть конкретные инструменты и алгоритм поведения, которые помогают нивелировать конфликт. Я считаю, что подобное обучение будет полезно любому представителю управленческого корпуса. Во-вторых, мне понравился формат обучения: спикеры очень вдохновляюще рассказывали теорию, и мы с коллегами-директорами в командах тренировали навыки на кейсах. Наконец, многие выпускники нашей школы поступили в ИТМО, и нам было интересно узнать, как они обучаются здесь — в топовом университете и лидере образования Санкт-Петербурга и России», — рассказала директор №155 Центрального района Санкт-Петербурга Ольга Шуйская.
Ольга Шуйская. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS
Следующую стажировку планируют провести в декабре для директоров школ Петроградского, а после — Приморского районов Санкт-Петербурга. Для школьных учителей ИТМО также организует курсы повышения квалификации по предметным трекам, педагогическому мастерству и «мягким» навыкам. Следить за расписанием курсов можно на сайте, а за новостями — в Telegram-канале «Кабинет точных наук».
