Расскажите, на какой конференции вы выступили и почему выбрали тему краудфандинга?

Анастасия Уфимцева: Ассоциация технических университетов России и Китая в восьмой раз устроила конференцию «Инновации и бизнес» в Харбинском политехническом университете. На ней студенты обеих стран представили свои научные разработки. Мы с Мариной Булатовой выступали в экономическом блоке «Менеджмент и юриспруденция» с докладом на тему «Краудфандинг как путь к реализации технических разработок при университете». Мы выбрали эту тему, потому что краудфандинг очень развит в странах Европы. Как выяснилось, он также очень популярен и в Китае, а в России, особенно если говорить конкретно о поддержке университетских проектов, его популярность гораздо ниже. Поэтому в нашей стране эту тему следует развивать.

Каковы особенности краудфандинга на платформе университета?

Анастасия Уфимцева: По сути, механизм сбора средств через краудфандинг на творческие проекты и технические разработки очень похож. Разница, скорее, в специфике вуза как площадки для краудфандинга — среди российских университетов это не распространено. Для Университета ИТМО краудфандинг — это дополнительный способ коммерциализировать разработки научных лабораторий, вузовских стартапов, студенческих проектов, которые они реализуют, например, в ФабЛабе. Определенно, это возможность извлечь из работы коллег еще большую пользу.

Мы сравнили опыт краудфандинга в России и Европе. Выяснилось, что наши соотечественники не готовы вкладывать свои деньги в технические разработки. В стране больше принято поддерживать творческие проекты — музыкальные альбомы, фильмы и так далее. В Европе все наоборот: многие считают, что творческие люди должны заниматься реализацией своих идей самостоятельно, а вот науку нужно поддержать. При Харбинском политехническом университете нет собственной платформы краудфандинга, и китайские коллеги ждут, когда мы запустим механизм краудфандинга в Университете ИМТО, чтобы после перенять наш опыт.

Что может мотивировать людей вкладывать свои деньги в вузовские проекты?

Анастасия Уфимцева: Выгодная особенность краудфандинга в том, что необязательно за счет него полностью финансировать проект. Финансирование может быть частичным, вспомогательным. Краудфандинг — это помощь, посильная материальная поддержка, а не способ инвестирования. Поэтому люди, вложившие свои кровные в какой-либо проект, не могут претендовать на дивиденды от его дальнейшего успеха, однако могут получить приятные бонусы. Например, в технических разработках это может быть бесплатное тестирование продукта для всех «дольщиков». А если бы выставку Magic of Light сделали частично краудфандинговым проектом, то тем, кто вкладывался в ее создание, могли бы предоставить право бесплатного входа.

Какие трудности вы видите в поиске средств для технических разработок вуза?

Анастасия Уфимцева: Не всегда просто определить целевую аудиторию. Например, разработчики Video360Production могут найти своих почитателей в культурной сфере: среди организаторов концертов и выставок, руководителей театров и музеев. К этой технологии могут проявить интерес и более широкий круг людей, которые просто заинтересованы в ее продвижении на рынке. А что делать с наукоемкой разработкой, которая менее понятна обывателям? Тут не сработает модель краудфандинга, которая актуальна для записи альбома группы: если у нее найдется хотя бы 500 верных фанатов, какая-то сумма уже наберется. В случае с вузовской научной разработкой нужно внятно объяснить людям, почему ее нужно поддержать, рассказать, как изменится их жизнь, если данный продукт выйдет на рынок. Конечно, нужно прибегать к рекламе краудфандинговых кампаний в соцсетях.

На каком этапе сейчас находится работа по созданию краудфандинговой платформы?

Елена Янова: В настоящее время ведутся работы по внедрению данной платформы. Пока все запущено исключительно в стартовом режиме. Нам необходимо заложить некую базовую основу, а затем уже предлагать ее исследователям. Мы не боимся, что к этой идее отнесутся скептически. Вспомним, что, когда внедрялась система грантовой поддержки, люди воспринимали ее с трудом. Иногда для того, чтобы инициативы прижилась, необходимо время. С этого года мы пытаемся подвести под этот проект разработки лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий». Для ученых это повод определить целевую аудиторию своих продуктов, а для нас — способ апробировать нашу идею и привлечь к работе студентов, которые учатся на этом кейсе вести аналитическую работу, формулировать выводы и бизнес-предложения.