Как возникла идея создать Университет детей?
Мы сделали наш Университет детей по аналогу польского проекта. Первые полтора года развития инициативы в России мы сверялись с польскими коллегами едва ли не по каждой детали. В Польше каждый семестр обучаются до десяти тысяч юных студентов в четырех городах: Кракове, Варшаве, Вроцлаве и Ольштыне. Я считаю, что это очень успешный проект, и он может быть таким же востребованным и в нашей стране.
Какие задачи вы перед собой ставите?
Цель Университета детей — рассказать, как устроен мир с помощью научного метода. Одна из важных задач проекта — популяризация высшего образования. Приходя в университет, дети могут познакомиться с его сотрудниками, посмотреть на взрослых студентов, понять, что такое высшее образование на собственном опыте. Для меня лучший результат нашей работы — это когда студенты остаются на следующий семестр. Обычно это примерно 70% наших обучающихся.
В ходе лекций материал подается достаточно серьезно. Это тоже часть концепции?
Игровые моменты должны быть там, где они уместны. В Петербурге Университет детей посещают ребята 8−9 и 10−11 лет. У этих студентов разная внутренняя дисциплина. Те, кто постарше, могут больше слушать, но им тоже необходим интерактив — например, в форме диалога с преподавателем. Младшим студентам нужно больше игровых моментов. Занятие не должно быть основано только на чтении лекции, важны и практические части, которые мы называем экспериментами.
Как дети узнают об Университете?
Для этого мы проводим Дни открытых дверей, в ходе которых наши потенциальные студенты решают, хотят ли у нас заниматься. На таких мероприятиях мы показываем лекции в том же формате, в котором они проходят в течение семестра. Так дети могут выбрать, что им действительно интересно, понять, насколько им комфортно обучаться вместе с другими, а не заниматься, например, самостоятельно.
Откуда появляются вопросы для лекций?
99% тем для занятий основаны на вопросах самих детей. Большинство из них мы получаем в ходе Дней открытых дверей. Правда, для первых семестров обучения в нашем петербургском Университете почти все вопросы мы взяли из московских лекций.
Ученые легко соглашаются на сотрудничество?
Обычно мы ищем лекторов самыми разными способами: изучаем сайты, смотрим интересные выступления. Иногда бывает, что кто-то прочитает интересную книгу и пытается связаться с автором. Сами ученые реагируют на наше предложение по-разному: кто-то соглашается быстро, кто-то сомневается. Иногда, узнавая, что слушатели — дети 8−11 лет, они сразу отказываются. Бывают случаи, когда известные ученые, которые очень сильно заняты, не готовы адаптировать лекцию для детей с продюсером, полагаясь на свой опыт. Но в итоге понимают, что детская аудитория очень специфична, и нередко признают, что советы продюсеров были небесполезны. Поэтому мы всегда стремимся прийти к компромиссу с лекторами.
Какие возникли сложности с организацией Университета детей в Петербурге?
Довольно сложно было найти лекторов. Многие здесь не знают о подобном формате образовательной работы с детьми. В Москве с этим было проще: у Политехнического музея уже были налажены связи с учеными. Зато в Петербурге мы с легкостью нашли партнеров для проведения мероприятия — в проект сразу вписались Европейский университет и Университет ИТМО.
Какие еще могут быть способы увлечь детей наукой, привить им тягу к знаниям?
У детей очень пытливый ум, в них присутствует та любознательность, которая затем теряется во взрослых. Важно, чтобы на детские вопросы отвечали. Можно использовать разные методы, но главное, чтобы ребенок получил эти ответы. Университет детей — лишь один из способов. В качестве «ответчиков» могут выступать современные музеи, где используются разные методы подачи информации, в том числе с помощью новых технологий для визуализации информации. Главное, чтобы ребенку было интересно.
Что определяет в детях желание учиться? Ведь всегда кто-то учился хорошо, кто-то — плохо.
Я убеждена, что желание учиться у ребенка появляется тогда, когда уважают его интересы и выбор, когда к его мнению прислушиваются, когда ему готовы объяснить, как и зачем что-то существует в мире, а не отмахиваются от его вопросов. Сделать лекции интересными для детей несложно: достаточно найти спикера, увлеченного своим делом. Тогда будет место маленьким открытиям, которые так захватывают наших юных студентов.