Развилка на пути инноваций
Рассуждая об экономической подоплеке внедрения инноваций в производство, участники конференции разделились на три лагеря. Одни оказались против внедрения в жизнь ученых предпринимательской активности, другие — «за», а третьи предлагали компромисс — решение проблемы посредством бизнес-«прививки» с помощью стартап-акселераторов и привлечения в университет опытных людей из индустрии.
«Когда технический университет создает у себя кафедру менеджмента, где преподают люди, не задействованные в бизнесе, это неправильно, — отмечает член правления ОАО „Российская венчурная компания“ Евгений Кузнецов. — Нужно привлекать в качестве лекторов, имеющих реальный опыт предпринимательский опыт, брать пример с европейских вузов. В большинстве из них приглашенный специалист, для которого преподавание является скорее дополнительной деятельностью, имеет компактный набор часов, и этого времени ему достаточно, чтобы поделиться опытом со студентами и получить самому какой-либо полезный фидбек».
В ответ на это советник ректора по международным инновациям ННГУ имени Лобачевского Кендрик Уайт заявил, что в большинстве вузов России такой подход трудно реализуем: как первоклассные преподаватели, так и приглашенные опытные «акулы бизнеса», тем более инновационного, претендуют на качественную зарплату. Оплачивать работу таких людей могут, как правило, только те университеты, которые получают дополнительные субсидии от Минобрнауки, в частности участники Проекта 5−100. Как подчеркнул Кендрик Уайт, необходимость в тех, кто свободно говорит и на языке науки, и на языке бизнеса, растет с каждым днем.
По словам Елены Ткаченко, представителя Петербургского экономического университета, компетентные специалисты, владеющие этими двумя «языками», обучаются по профильным направлениям в экономических вузах. Она заявила, что далеко не каждый ученый может стать новым Томасом Эдисоном и принуждать его к этому не нужно. Продвигать проекты, по ее мнению, должны специально обученные люди из профильных вузов, за плечами которых достаточно решенных кейсов.
«Отсутствие взаимодействия между экономическими и техническими университетами приводит к печальным последствиям. Нельзя думать, как это сейчас почему-то стало популярно, что экономисты — это ненужная категория. Все мы работаем в бизнесе, у нас есть хорошие практические наработки, мы вооружаем ребят знаниями, необходимыми для развития собственного дела. Но даже среди них не более 10% становятся предпринимателями. Предпринимателей видно сразу: они занимаются этим еще на первом курсе. Не нужно пытаться превращать в бизнесменов тех, кто этим заниматься физически не может, давайте разделять компетенции», — призывает эксперт.
Прививка для университетов
Если университеты хотят найти баланс в своей экосистеме инноваций, они опять же могут позаимствовать западный опыт. Как вариант — создание «инородного тела» внутри университета, каким, в частности, является оксфордское самостоятельное структурное подразделение Isis Innovation LTD, пояснил Евгений Кузнецов. В задачи такого сервиса входит реализация и внедрение коммерчески значимых технологий. Представители Университета ИТМО напомнили, что примером такого рода «инородного элемента» в вузе является стартап-акселератор iDealMachine, который за четыре года работы вырастил десятки компаний, в числе которых и университетские стартапы. Помимо этого, как отметила руководитель Департамента проектной и инновационной деятельности Нина Яныкина, акселератор стал важным драйвером развития территории университета.
«Когда четыре года назад в одном из наших зданий появился новый, на тот момент первый в России акселератор, мы понимали все риски интеграции такого элемента в сложившуюся за много лет, включая советский период, экосистему. Но за время активной работы iDealMachine и связанных с ним проектов на базе нашего университета, например стартап-школы SUMIT, вокруг них появились новые активные люди, выросли новые перспективные в плане коммерциализации проекты и, в конечном итоге, сформировались новые ценности. Те самые, которые заложены в основу развития так называемого „Университета 3.0“ — не только исследовательского и образовательного учреждения, но и инновационного хаба, центра предпринимательства, точки роста новых бизнесов», — уверена эксперт.
Как пояснил представитель iDealMachine Сергей Фрадков, осознанные риски несут и сами внешние структуры, которые присоединяются к университету и берут на себя развитие вузовских проектов.
«Важно балансировать интересы венчурного фонда, который должен вернуть деньги инвесторам с прибылью, а, с другой стороны, мы должны поддерживать проекты университета, даже повышая наши риски», — добавил он.
По словам советника ректора по развитию Университета ИТМО Олега Мальсагова, продвижение университетских проектов в целом идет быстрее и эффективнее, когда весь коллектив университета заинтересован в изменениях, даже несмотря на риски.
«Университет — это большая система. Попытки отделить инновационный комплекс от повседневных проектов, как правило, приводят к большому краху. Вуз как единый организм должен делать определенную работу: образование производит таланты, наука — новые технологии, инновации отвечают за то, чтобы результаты интеллектуальной деятельности прикладного характера выходили на рынок, обеспечивая университету дополнительный финансовый поток, который при верном построении всей системы должен расти с каждым годом. Если каждый будет понимать, где он находится в этой системе, и понимать, как она работает, эффективность резко возрастет, потому что вся система держится на людях», — подчеркнул спикер.
Акцент на науке без спешки
Несмотря на все старания в области продвижения инноваций, стоит не забывать о главном — качестве науки, заявил представитель Сколтеха Игорь Селезнев. Он напомнил, что фундамент любой вузовской экосистемы — научные исследования, и именно на них строится все остальное. В качестве примера он привел MediaLab в MIT, где ученых мотивируют возможностью не только создания некой разработки, но и трансфера знаний, что зачастую для них является базовой ценностью работы в университете. В свою очередь, университеты, рассматривающие ситуацию через призму распространения знаний, проще идут к сделкам, подчеркнул эксперт Сколтеха.
Как резюмировал руководитель отдела маркетинга передовых технологий Института передовых производственных технологий СПбПУ имени Петра Великого Игорь Рождественский, пока и университеты, и индустрия ждут отклика от относительно недолгого пятнадцатилетнего взаимодействия. По мнению специалиста, ожидание масштабных результатов за такой срок — неправильный подход. Эту точку зрения поддержал и Олег Мальсагов.
«Изменения в университете происходят ежедневно, но для изменения ментальности мало десяти-пятнадцати лет. В вузе с более чем столетней историей на изменения нужно закладывать более реалистичные сроки — 25−30 лет. Здесь и сейчас наш максимум — заложить фундамент для построения правильной системы. Во многих университетах сегодня появляются центры изменений — люди, структуры, запускающие процессы, которые в конечном итоге должны привести к положительным изменениям. Утверждение „Университет виноват в том, что страна не получает техологий“ ошибочно. Вузы в России держат марку, у них много разработок, которые можно и нужно применять сейчас. При этом важно понимать, что изменения должны происходить и происходят не только в самом университете, но и в системе, частью которой он является. К сожалению, эта система сейчас не до конца сформирована. В этой ситуации вузам, бизнесу, власти и обществу нужно набраться терпения и начать взаимодействовать друг с другом, основываясь на доверии. Только в таком случае мы со своей задачей справимся», — заключил эксперт.