Что происходит на HackDay, остается на HackDay: за несколько суток пребывания разработчиков в традиционном для хакатона коворкинге помещение «одомашнивается» и лишается того официального лоска, который характерен для многих стартап-сессий. На стенах висят ватманы с названиями команд, схематично нарисованными концепциями проектов и описанием их нужд: кто-то ищет человека, умеющего работать с web, кто-то, не уточняя целей, — девушку с приятным голосом. На столах лежат пачки с сушками и заваривается «Доширак», а по коворкингу ходят молодые люди в домашних шлепанцах.
Участники отмечают, что HackDay стоит любить как минимум за атмосферность. Здесь можно хотя бы на несколько суток отойти от обычной учебно-рабочей суеты и отдаться гиковскому азарту, который захватывает как студентов, так и опытных предпринимателей.
«Мы дает возможность людям наконец-то собраться и реализовать идеи, что вертятся в голове месяцами. С 2009 года HackDay — своеобразная отдушина для разработчиков, — уверен организатор HackDay в Санкт-Петербурге, основатель студии по разработке программного обеспечения Михаил Кечинов. — Кто-то приходит сюда развить свой бизнес, кто-то хочет попробовать реализовать какую-то свою гиблую идею, чтобы удостовериться, что она безнадежна. Нередко приходят команды разработчиков из крупных компаний, для которых участие в хакатоне — своеобразный формат отдыха. Например, в этот раз к нам пришли представители компании, которая занимается рекламными технологиями, здесь они пишут игру. В профессиональном плане она им никак не поможет, но они пришли сюда, чтобы ненадолго сменить поле деятельности, разрядить мозги, а потом вновь вернуться к привычной работе».
Выживших в HackDay#41 оказалось немало: из 18 заявленных проектов до демонстрации добрались 16 команд. Среди них были как серьезные проекты для облегчения работы программистов и их коммуникации со специалистами другого профиля, так и откровенно «фановые» разработки. Так, члены проект Panchy к завершению второго дня хакатона практически из картона и бумаги собрали рабочий прототип умного унитаза с самостоятельно поднимающимся и опускающимся стульчаком. Система реагирует на движение пользователя и комментирует все подъемы и падения стульчака голосом, характерным для системы Siri.
Проект запомнился многим, однако ни в одной из традиционных номинаций хакатона команда не выиграла.
Как обычно, победители объявлялись в пяти номинациях. В самой массовой — за оригинальное b2e (business-to-employee) решение — было избрано три проекта, которые получили сертификаты на прохождение в полуфинал программы «Телеком идея"-2016. Среди победителей оказался сервис Guest Work. Space, помогающий найти удобное место для работы в чужом городе, будь то коворкинг, антикафе или подобное заведение. К нему присоединилась команда по разработке Голосовых терминалов, которые должны стать альтернативой терминалам самообслуживания с неинтуитивным интерфейсом. За 48 часов команда, приехавшая из Сколтеха, «собрала» систему, распознающую картинку и голос, а автор проекта протестировал ее, заказав прототипу капучино, чизбургер и картошку по-деревенски.
Еще один проект, который сможет представить свой проект топ-менеджменту компании МТС и в перспективе пройти акселерационную программу, назвался Rich UI for Bots. С идеей по доработке платформы для создания сложных ботов «с богатым внутренним миром» команда из двух человек взяла номинацию StartUp и звание самого оригинального b2e решения.
Самым оригинальным 3D-приложением был назван проект VR-Library, возглавляемый студентом кафедры информатики и прикладной математики, финалистом Лиги Science Slam ITMO University Максимом Скороходовым. Команда в составе шести обучающихся вуза с нуля создала виртуальную визуализацию статей «Википедии», позволив пользователю в буквальном смысле видеть связь одних фактов с другими и путешествовать между ними.
«До этого никто из нас не работал с виртуальной реальностью, так что этот проект мы раскручивали с нуля, — рассказывает идейный вдохновитель и один из разработчиков VR Library Екатерина Румянцева. — Но отсутствием опыта в какой-то сфере нас не смутишь. Как заядлые участники хакатонов, мы просто исследуем новое, что даже интереснее. Главное, чтобы реализуемая идея была стоящей. В таком случае появляется мотивация и, как следствие, возможности для реализации задуманного».
Несмотря на разные степени реализации проектов, все они были нацелены на улучшение качества жизни человека. Команда стартапа Screenflow доказала, что разработчики тоже люди, и за время HackDay создала прототип плагина для графического редактора Sketch, который позволит разработчикам и дизайнерам интерфейсов эффективно работать в команде. Результаты их совместной деятельности будет представлены в одном облаке, а все вносимые изменения можно будет посмотреть в реальном времени. За такую «миротворческую» деятельность автор проекта Руслан Джафаров стал победителем в номинации Tech.
И, наконец, в номинации Hack, которая создана, по словам Михаила Кечинова, для того, чтобы отметить самую простую, гениальную и бессмысленную разработку хакерских выходных, победил стартапер-одиночка Алексей Великий. Буквально за последнюю ночь перед demoday он создал модель визуализации стартапов в России. В результате «карта российских стартапов» представляет собой «соты» регионов, в каждой из которых снует разное количество красных точек, символизирующих команды разрабочиков. По версии создателя модель отражает, как стартаперы бегают в поисках инвестора.
Организаторы HackDay в Санкт-Петербурге, однако, не советуют командам разбегаться по окончании хакатона, подобно точкам на модели: любой проект, по их мнению, имеет светлое будущее, если будут приложены какие-то усилия по его развитию. Михаил Кечинов и команда экспертов готовы предложить консалтинговую и менторскую поддержку всем выжившим стартапам в рамках регулярных CheckPoint-ов.