Историю разработки сборника «Open Data for Education: Linked, Shared, and Reusable Data for Teaching and Learning» можно отсчитывать с 2013 года, когда в Университете ИТМО стали предприниматься первые попытки создавать массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). Тогда специалисты вуза приступили к созданию платформы ECOLE (Enhanced Course Ontology for Linked Education), начали сотрудничество с европейскими коллегами из консорциума LinkedUp и организовали научный семинар по проблемам открытых данных в образовании. Главная идея, которую они стараются продвигать, заключается в еще большей открытости данных, чем это возможно в рамках существующих платформ: курсы на всемирно известных образовательных площадках вроде Coursera и edX может использовать кто угодно из любой точки мира, однако с точки зрения программных интерфейсов эти данные для вторичного использования неудобны.
«При создании онлайн-курсов важно не оставлять без внимания тот факт, что человек может почитать текст и понять, о чем идет речь, а машине нужна строго структурированная информация. Чтобы программы и приложения могли использовать ресурсы в разных целях, например, для создания интегральных курсов, берущих информацию из различных источников, нужно решить целый ворох технических и научных проблем. Возникают вопросы о том, как и что публиковать, как описывать и связывать данные между собой, какие программные интерфейсы необходимы для доступа к ним, какие нужны информационные модели для описания структуры, содержания курсов и так далее», — рассказывает составитель сборника, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Университета ИТМО и член Совета по открытым данным РФ Дмитрий Муромцев.
Сборник «Open Data for Education» призван помочь решить проблемы, связанные с семантикой, методологией и онтологией открытых данных в образовании. Издание включает в себя три раздела: первый раскрывает идею открытых данных в образовании и описывает особенности связывания различных ресурсов, второй посвящен технологиям и существующим решениям в этой области, а в третьем авторы статей рассказывают о своем опыте организации открытых курсов. В коллективную монографию вошли работы сотрудников Университета ИТМО, преподавателей ряда европейских вузов, а также представителей коммерческих компаний — одна из глав описывает опыт использования семантических веб-технологий компанией BBC, которая участвует в разработке образовательных решений более 20 лет.
«Открытость данных — это требование XXI века. Как говорится, то, чего нет в интернете, не существует вовсе. Если мы хотим, чтобы абитуриенты, выпускники, заказчики НИОКР, рейтинговые агентства, аудиторы, индустрия как глобальный партнер образования имели возможность получить нужную им информацию об университете, она должна быть доступна онлайн, нужно обеспечивать своевременную и точную публикацию данных. Просто публиковать все, что есть, будет неправильно: сайт организации быстро превратится в помойку, месиво неструктурированной информации, в которой будет сложно разобраться. Поэтому информацию необходимо предварительно обрабатывать, будь то первичные образовательные ресурсы или внутренняя документация», — комментирует Дмитрий Муромцев.
Добавим, что сборник «Open Data for Education» опубликован в рамках серии State of the Art Survey, в которой за 20 лет существования вышло около 200 изданий. Учебник по открытым данным в образовании стал первой книгой в серии, подготовленной российской командой. С подробной информацией о сборнике можно ознакомиться на сайте издательства.