«Я уверен, что уже сейчас могу назвать вас коллегами, потому что искренне считаю, что все те работы, что представлены на конкурсе, выполнены на очень высоком уровне. Поэтому я вдвойне рад, что в соревновании есть совместная с Минобороны номинация, каждая работа в которой нам очень интересна. Но поздравить я хочу всех победителей, вы большие молодцы. Вы — наши умы и будущее страны», — выступил начальник управления интеллектуальной собственности Министерства обороны России, подполковник Олег Воробьев.
В финал конкурса вышло более двухсот участников из 117 учебных заведений, выбрать которых пришлось из 1200 школьников со всей России, — в этом году значительно расширилась география участников конкурса, так как открылись новые региональные дирекции, а также подключились кадетские корпуса и нахимовские училища. Последнему способствовала совместная с Министерством обороны России номинация «Важное для обороны страны». Лучшим в этой номинации был признан проект ученика 11−1 класса МОУ Лицей № 11 им. Т. И. Александровой в Йошкар-Оле Дениса Адрианова, который представил беспилотную снегоходную транспортную платформу со смещаемым центром тяжести. Так как пока изобретение никак не защищено и не запатентовано, можно сказать лишь, что устройство разработано для спасения людей в различных экстремальных условиях.
Также в 2016 году появились две новые номинации: «Сделаем мир краше», где представлены проекты, связанные с дизайном, и «Здоровый мир», в которой презентованы решения, касающиеся здоровья.
«Эти номинации были созданы с подачи ребят. В этом году было прислано очень много работ, представляющих оригинальные технические решения по дизайну в номинации „Сделаем мир краше“. В номинации „Здоровый мир“ победили разработки коррекции пульса и давления через запахи», — рассказывает декан факультета «Институт международного бизнеса и права» Университета ИТМО Елена Богданова.
Министерство обороны привлекла работа Алексея Метелькова и Святослава Шапошникова из Нахимовского военно-морского училища, которые разработали действующую модель буера-швертбота. Морской научный комитет поддержал изобретение ребят и заказал образец в натуральную величину. Нахимовцы получат возможность получить навыки управления парусами без выезда на залив.
Кроме этого, особый интерес в номинации «Важное для обороны страны» заслужила работа ученика 8 класса Тюменского кадетского училища Виталия Кулябина. Она посвящена возможности использования для питания в полевых условиях дикорастущих растений. Она имеет двойное значение — гражданское и военное.
«Глубокое изучение биологии не входит в подготовку служащих вооруженных сил, но ведь военные могут попасть в различные ситуации, поэтому они должны знать и уметь применять такой источник питания. А эта работа как раз направлена на изучение различных свойств растений и технологию использования их», — отметила Елена Богданова.
Информация о робототехническом комплексе медицинского назначения — тренажере для коррекции зрения «Пучеглаз» — уже облетела просторы интернета. Автор проекта, ученик 9 класса Тюменского кадетского училища Семен Курочкин стал знаменитым ровно за пару часов. Его изобретение в перспективе позволит программировать новые методики тренировки глаз.
Пул проектов всегда пестрит разработками, новыми решениями, изобретениями. Этот год не исключение. Как отмечают организаторы, много работ связано с робототехникой. Авторские технические решения и глубокая инженерная проработка некоторых роботов вызвала восхищение у всех членов жюри.
Ученики 10 класса из школы в Сосновом Бору Александр Дмитроченко и Алексей Суетин получили два гран-при за новые технические решения, подготовку опытных образцов систем автомобиля. Материалы для заявки в Роспатент уже подготовлены, а ребята уже получили несколько заказов на изготовление.
В целом, участники конкурса занимались всем — разрабатывали программные продукты, электронные учебники, технологию фризлайта (искусство «застывшего света»), мастерили спортивный инвентарь, создавали новое в области робототехники.
Но завоевал сердца всех присутствующих на церемонии самый юный участник — пятилетний Николай Денисенко, который представил решение в номинации «Умный город». Работа малыша — передвижная автомобильная мойка.
Глава факультета ИМБИП подчеркивает, что после подведения итогов работа с ребятами только начинается: далее запускается процесс, который оценивает разработки, идеи, изобретения, технические решения с точки зрения возможности их использования в экономике страны, позволяет находить способы защиты идей, если те имеют перспективность.
«Нам удалось построить мостик между участниками „Школьного патента“ и студенческим сообществом, — комментирует глава учебного подразделения. — Потенциально коммерциализируемые работы школьников мы предлагаем на разработку магистрантам нашего факультета, которые проводят патентный поиск, формируют бизнес-план и выходят на защиту с готовым к внедрению проектом. Это взаимодействие мы проводим в рамках созданного инновационного IPHab’а, и для меня это очень важный и результативный шаг. Потому что школьники на самом деле очень много изобретают, но эти идеи очень часто или забываются, или используются другими людьми без указания авторства, что мы хотим исключить».
Также в настоящий момент организаторами конкурса ведется подготовка к выставке «Школьного патента» во Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве. Экспозиция будет включать работы участников конкурса разных лет.
Напомним, что конкурс проходил в рамках Дней интеллектуальной собственности в СЗФО-2016. Подробный отчет о всех событиях мероприятия читайте по ссылке.