Управлять развитием грамотно
Заключительный день форума стартовал с пленарного заседания, посвященного управлению изменениями в российских вузах. Свою точку зрения на этот счет высказали не только представители Университета ИТМО, но и первый проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Велько Вуйчич, ректор Санкт-Петербургского экономического университета Игорь Максимцев, а также директор петербургского филиала Высшей школы экономики Сергей Кадочников. В свою очередь, проректор по международной деятельности Университета ИТМО Дарья Козлова рассказала о необычном опыте изменений в вузе, когда, осуществив ребрендинг, команда университета вслед за этим трансформировала его философию, что повлекло за собой и последующее развитие.
«Мы понимаем, что в изменениях важны команда, скорость и динамика принятия и внедрения решений. Для Университета ИТМО стала актуальна логика „от внешних изменений к внутренним глобальным трансформациям“. Мы начали этот путь два года назад. Когда мы выбирали новый бренд и видение вуза, нашим девизом стал слоган „It's more than a university“. Теперь эта фраза — своеобразный драйвер и основание концепции нашего развития. Каждым своим изменением, действием мы объясняем, почему мы больше, чем университет, почему мы — неклассический вуз, как наша концепция находит отражение в развитии Университета ИТМО», — подчеркнула Дарья Козлова.
В свою очередь, Игорь Максимцев отметил главные этапы реорганизации нескольких университетов, в ходе которой появился СПбГЭУ. Он также подчеркнул, что важным было не присоединение вузов друг к другу, а их объединение, поэтому в работе было необходимо выстроить грамотное отношение к процессу. В ходе оптимизации команда руководствовалась необходимостью сохранить лучшее и выявить точки роста, где работа университета будет действительно актуальна и востребована. В «перестройке» вуза были задействованы как «пластические» изменения, так и решения, направленные на то, чтобы конечный результат реформы пришелся по душе студентам и преподавателям.
Велько Вуйчич в своем выступлении подчеркнул, что основной тезис развития ЕУСПб заключается в том, что профессора понимают, что университет действительно принадлежит им и именно от них зависит его будущее. Если говорить об изменениях, то необходимо работать над созданием атмосферы доверия между преподавательским составом, администрацией и студентами, уверен спикер.
«В соответствии со своим опытом работы в Америке, отмечу, что самое главное — это когда преподаватели чувствуют себя хозяевами и гражданами своего университета, они контролируют себя и несут ответственность согласно принципам демократии. Должен быть баланс между законодателями и исполнителями в университете», — уверен проректор.
Коммуникации в вузе: стратегические, студенческие и… никакие
Своим опытом развития коммуникаций вуза поделились руководитель Управления по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО Анна Веклич, руководитель пресс-службы Уральского федерального университета Дмитрий Бенеманский, а также замдекана факультета технологического менеджмента и инноваций Марина Лебедева. Доклады участников вызвали немало уточняющих вопросов: так, гости из других городов интересовались, какие вызовы стоят перед региональными вузами, а также попытались понять, почему прогрессивные университеты больше не ставят перед собой задачу привлечь как можно больше студентов на платные места.
По мнению модератора дискуссии Анны Веклич, в настоящее время PR в университете выполняет стратегическую функцию, и с ней в этом согласилась большая часть аудитории. Эксперт уверена, что подразделение, отвечающее за коммуникации, должно подчиняться руководству университета, принимающему стратегические решения. Именно коммуникации помогают инициировать новые проекты, важные для развития вуза, подчеркнула Анна Веклич. Говоря о работе стратегических подразделений Университета ИТМО, она отметила, что немало времени в начале пути было уделено разрушению стереотипов о работе современных гуманитариев в техническом вузе. Главным достижением этого этапа стало именно то, что сотрудникам удалось найти точки роста и уникальные стороны университета, которые и вылились в слоган «It's more than a university». Продвигая вуз на международной арене, специалисты Университета ИТМО создали отдел по научным коммуникациям, который выделил петербургский вуз среди других представителей отечественной высшей школы. Таким же важным отличием, но ориентированным на внутреннюю аудиторию, стал образованный в прошлом году магазин корпоративной продукции ITMO.STORE.
«Когда вы искренне и всей душой хотите „захватить“ мир, четко понимаете, что перед вами и вашими сотрудниками стоит глобальная сверхцель, тогда коммуникации приобретут стратегическую роль. Тогда они объединят вокруг себя лидеров мнений — тех людей, которых мы мотивируем и заряжаем энергией, которые ищут пути развития своей деятельности. Коммуникации как функция — это не только PR, который сам по себе выполняет сервисные задачи. Они составляют огромную систему, включающую в себя множество проектов и задач, из которых строится развитие университета. Мы хотим быть первым неклассическим Университетом ИТМО, а не вторым MIT или четвертым Гарвардом», — уверена спикер.
Говоря о коммуникациях в УрФУ, Дмитрий Бенеманский сделал упор на работу со студентами. За небольшой период времени им удалось привлечь молодых людей в редакцию студенческого сообщества. Постепенно юноши и девушки стали вести несколько больших официальных пабликов в соцсетях, а также завели свой канал в Telegram. Говоря о трудностях работы, Дмитрий Бенеманский отметил, что главной задачей является мотивация студентов, чтобы они не отошли от систематизированной плановой работы. Команда в студредакции делится на несколько подгрупп, и каждая ведет свой проект. По словам спикера, этот процесс не регламентирован: любой может быть задействован одновременно в нескольких проектах, но у каждого проекта должен быть план с четко очерченной целевой аудиторией, форматом и периодичностью. Дмитрий Бенеманский не обошел стороной и неудачные кейсы своих юных коллег. Студенты, как и все люди, совершают ошибки, не всегда ориентируются в форматах подачи информации, зато они общаются на одном языке со сверстниками, что является значительным плюсом.
«Самый успешный наш проект — это Instagram вуза. Там нет ректора, жмущего руку министру Ливанову, — только студенты с их заботами, радостями и праздниками», — добавил пресс-секретарь УрФУ.
Коротким, но эффектным выступлением ограничился начальник Управления по связям с общественностью Высшей школы экономики Вадим Воробьев. Он высказал мнение, что современному университету, который хочет быть конкурентоспособным не только на российском, но и на международном уровнях, коммуникационная стратегия не нужна. Этот тезис он оставил без подробностей, но пообещал, что в скором будущем объяснит свою позицию.
Лучшие социальные проекты среди школьников и студентов
Заключительный день также был ознаменован подведением итогов конкурса социальных проектов «Ты нужен людям!». Первое место в студенческой номинации занял проект обучающихся СПбГУ. Молодые люди придумали концепцию дворового лагеря, в котором в выходные апрельские дни участвовали дети и волонтеры. Главная цель проекта — отвлечь юных геймеров от компьютеров, чтобы они могли с пользой провести время на свежем воздухе, как когда-то делали их родители, у которых в детстве не было гаджетов. Чтобы наладить работу, семерых волонтеров обучили навыкам вожатых, а также провели опрос среди детей, чтобы составить игровую программу на основе их предпочтений и интересов. В творческом лагере, который находился в одном из дворов Колпинской улицы в Петроградском районе, каждый день принимали участие несколько десятков ребят.
Что касается школьных инициатив, первое место между собой разделили проект «Безопасный интернет — детям!» учащихся школы № 174 и проект «О чем шумят деревья в парке», придуманный ребятами из школы № 296, которые провели экскурсии по Мемориальной зоне Московского Парка Победы.
«Мы остановили свое внимание на остро стоящей в наше время проблеме — безопасности детей в интернете. Начали собирать материал и искать пути реализации своего проекта. На сегодняшний день мы уже провели свои „лекции“ в четырех школах для более 120 учащихся», — отмечает капитан команды школы № 174 Маргарита Иванова.
По словам организаторов, федеральный конкурс «Ты нужен людям!» представляет собой образовательную программу полного цикла: команды проходят путь от зарождения идеи до ее реализации, от поиска партнеров до получения первых результатов деятельности. В процессе участники получают теоретические знания и практические навыки по реализации социально значимых проектов и способствуют росту уровня социальной поддержки в регионе.