Первой лучшими практиками в организации образовательного процесса поделилась Анита Биси, специалист по международным отношениям Университета Аалто (Финляндия). Эксперт отметила, что в работе с такой сложной структурой, как университет, необходимо обеспечить слаженность всех действий. На слайде презентации Аниты Биси — красочный «маховик», в котором по месяцам расписана работа и проекты, которые должны завершить сотрудники университета в тот или иной период учебного года. Такое «расписание» включает в себя формирование учебных планов и новых образовательных программ, «хантинг» тьюторов на летние школы и преподавателей на очередной год, составление годового отчета, планирование различных мероприятий, нацеленных на то, чтобы новенькие — как сотрудники, так и студенты — влились бы в работу вуза, и многое другое. Следование расписанию позволяет систематизировать ежегодную работу, упорядочить ее для того, чтобы освободить время на качественные изменения образования.
Как отмечает Анита Биси, очень важно заниматься прогнозированием «завтра» в сфере образования: понимать, какие компетенции понадобятся выпускникам университета. Немалую роль в работе системы занимает взаимодействие со студентами, преподавателями, учеными, партнерами, а также обмен опытом со специалистами своего профиля.
Отношения Университета Аалто с Министерством образования складываются таким образом, что какие-то изменения в работе вуза могут вноситься ежегодно. Конечно, убеждает Анита Биси, это не всегда кардинальные реформы. Это могут быть небольшие изменения, но они должны быть: корректировки в образовательной программе или ее ликвидация при отсутствии спроса на нее, появление новых дисциплин и другое — все должно работать на улучшение образовательного процесса.
Глава Департамента международной деятельности в Университете Париж Дидро Фату Эстеуль, в свою очередь, отметила, что ежегодные изменения — не совсем в ритме образования во Франции. Так, у парижского вуза есть соглашение с Министерством образования, в соответствии с которым они пересматривают свой вузовский уклад каждые пять лет.
Эксперт из Франции в своем выступлении на семинаре сделала акцент на том, как выстраивались программы академической мобильности в Университете Париж Дидро.
«Наша философия заключается в том, что наши студенты интегрируются в другую страну, чтобы получить уникальные знания и опыт. Поэтому мы всячески приветствуем, когда обучающиеся выбирают такие курсы в другом университете, которые он еще не изучал в родном вузе, или же выбирают вузы с другой методикой преподавания», — добавила Фату Эстеуль.
Однако отправлять своих студентов — это лишь полдела. Не менее важно привлекать в свои вузы иностранных обучающихся. Как правило, одной из самых тяжких препон в этом деле является языковой барьер. Каким бы развитым и прогрессивным ни был вуз, большинство программ будет вестись на национальном языке. Это естественно и правильно, считает Фату Эстеуль. Как бы хорошо мы ни знали иностранный язык, мы никогда не сможем передать свои мысли на чужом языке так же четко и правильно, как на родном. Конечно, делать программы на интернациональном английском очень важно, но не менее важно поддерживать свой национальный язык. Поэтому, подчеркивает эксперт, в Университете Париж Дидро каждому приехавшему из другой страны студенту абсолютно бесплатно предлагаются курсы французского языка.
Завершил сессию проректор по образованию Университета ИТМО Николай Михайлов. В рамках концепции проекта QuAsER он, в отличие от своих зарубежных коллег, представил не практический опыт, а методы, которые помогут добиться высоких результатов в качестве образования.
Так, среди них Николай Михайлов выделяет такие «инструменты», как подтверждение качества программ через их аккредитацию, постоянный контроль качества. Не менее важно перенимать лучший опыт. И, наконец, ключевым пунктом для повышения качества образования проректор видит наличие конкуренции компетенций. Это то, что дает возможность получать ресурсы, считает он. Должна быть здоровая конкуренция между преподавателями, образовательными программами, абитуриентами — именно такой подход позволит всегда держать высокую планку качества образования в вузе.
Добавим, что первый раз семинар прошел в ноябре прошлого года, в международном представительстве Университета ИТМО в Брюсселе. Тогда эксперты обсудили вопросы аккредитации учебных программ в университете и формировании англоязычной среды в вузе. Как отмечает специалист Управления международных образовательных программ Елена Шумейко, следующая, заключительная сессия в рамках проекта «Quality Assurance in Higher Education» ориентировочно запланирована на осень этого года.