На EVA-2016 были продемонстрированы возможности применения информационных, визуальных, оптических и других технологий для создания более доступного и понятного каждому искусства. Внедрение в культурные сферы и образовательные процессы элементов интерактивности и цифровой визуализации делает историю, изобразительное искусство, театр, туризм более «удобными» для восприятия и использования.
Университет ИТМО как научный центр в области оптики и информационных технологий стал базой для развития Международного технологического кластера «Инфокоммуникационные и оптические технологии в культуре и искусстве», созданного в рамках Проекта 5−100. В нем ведутся разработки в области голографии, светового дизайна, технологий виртуальной реальности. Особенно актуальными становятся исследования технологий мультимедиа 360°. Год назад в вузе были разработаны видеокамеры, позволяющие снимать в фокусе на 360 градусов, рассказал директор Центра дизайна и мультимедиа ФТМИ Николай Борисов. За год специалисты вуза успели отснять около 50 видео этими приборами, в том числе, спектакль «Теллурия» на малой сцене Александринского театра. В результате зритель получил возможность оказаться на сцене, бок о бок с артистами. Конечно, для более полного погружения в такое представление нужны 3D-очки, которые также разработаны в университете. Хотя и с помощью обычного компьютера и «мышки» можно рассмотреть спектакль буквально со всех сторон.
Также сотрудники Университета ИТМО сняли крепость Корела в формате «видео 360», объединив его с текстом экскурсии. При этом, просматривая ролик в 3D-очках, человек поворотом головы может выбирать, куда ему двигаться, и текст экскурсии будет меняться в соответствии с направлением. Таким образом, технологии позволят увидеть многие достопримечательности, не выезжая из дома или родного города. Аналогичным образом сотрудниками компании Video360Production было сделано видео часов «Павлин» в Государственном Эрмитаже.
«Кроме представителей туризма и музеев, в таких технологиях могут быть заинтересованы музыкальные группы. Представьте, что вы смотрите концерт не со зрительских мест, а стоите прямо на сцене. В прошлом году с помощь новых технологий снял свой концерт Пол Маккартни: человеку при просмотре „видео 360“ кажется, что артист поет для него одного, а все остальные зрители в концертном зале где-то там, сзади. Эмоциональный эффект от этого очень сильный. Есть и другие прикладные применения „видео 360“ — например, в оборонной промышленности, в сфере ЖКХ и других», — отметил Николай Борисов.
Он добавил, что работа с различными датчиками и визуализацией позволит человеку не только оказаться в реальности из художественного шедевра, но взаимодействовать с ней и управлять ею.
Государственный Русский музей активно использует различные цифровые приложения, подчеркнула Ольга Бабина, заведующая отделом развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Например, благодаря оцифровке полотен специалисты создают виртуальную модель изображения, с помощью которой можно «попасть» внутрь картины, рассмотреть детали. Звуковое сопровождение такого путешествия придает ему реалистичности. Посетители музея также могут посмотреть образовательный мультфильм, который частично смонтирован из изображения того или иного шедевра и который рассказывает о значении полотна, его предыстории. Кроме того, каждый посетитель может загрузить на свой мобильный телефон интерактивные карты филиалов музея, в том числе Летнего сада. У руководства Русского музея также есть идея превратить Михайловский замок с помощью инструментов визуализации в театр отечественной истории.
«Все это позволяет исследовать произведения искусства более глубоко. Теперь ни одна выставка музея не проходит без использования мультимедиа. Однако важно помнить, что технологии необходимо внедрять деликатно, они не должны мешать полноценному изучению первоисточника. Техника не должна заменять шедевр», — прокомментировала Ольга Бабина.
Комплексные цифровые проекты в области изобразительного искусства требуют много работы. Русский музей сотрудничает с более чем 20 университетами, которые занимаются оцифровкой изображений, переводами текстов виртуальных экскурсий, созданием новых технологий. Также студенты российских вузов приезжают в музей на учебные практики. Кроме того, уже более десяти лет Русский музей создает в регионах страны и за границей виртуальные образовательные филиалы. В них школьники, студенты, исследователи могут изучать русское искусство, не выезжая в северную столицу. По всему миру открыто уже 183 филиала, в том числе 141 — в России.
Один из филиалов работает на базе Санкт-Петербургского Государственного университета, сообщила доцент кафедры факультета искусств вуза Елена Гаевская. Посетители подразделения могут пользоваться возможностями электронного обучения, медиафайлами, электронными книгами. Также там проводятся различные семинары и круглые столы с привлечением студентов.
Своим опытом развития студенческих проектов по созданию новых технологических инструментов для музеев поделился профессор Майкл А. Херзог из Университета Магдебург-Стендаль (Германия). Он руководит научными разработками в области технологических и инженерных решений для применения в искусстве. Его студенты активно используют bluetooth, радиоволны, камеры, оптические проекции для того, чтобы делать музейные экспозиции более интерактивными и интересными для посетителей.
Например, с помощью датчиков можно определять местоположение человека в музее, и при приближении посетителя к экспонату постепенно показывать какие-то сведения о нем. Существуют и системы «связки» мобильного телефона посетителя с электронными информационными стендами музея. Также гость музея может узнавать о взаимосвязях между различными экспонатами, передвигая наугад их копии по специальной поверхности. А для любителей ночных прогулок студенты разработали световой гид: по задумке «экскурсоводом» выступает фонарь, интенсивность света которого будет указывать, какой зал следует посетить следующим. Все это достижимо за счет тонко выстроенной системы датчиков.
Кроме этих примеров, на конференции также обсудили и показали возможности использования цифровых архивов, электронного дизайна, технологий е-learning и других инструментов.