Как мы уже писали, разработчики Павел Бурак и Егор Еремеев уже второй год совершенствуют навигационное положение под iOS специально для фестиваля «ВКонтакте». В этом году у приложения появилась дополнительная функция — возможность пройти квест по самым интересным точкам опен-эйра. Каждому, кто смог выполнить все задания и найти несколько локаций среди 400 возможных, InNavi вручили медаль за волю к победе. По словам создателей, за два дня феста его скачали почти 300 человек.
Большим бонусом приложения стало то, что для него не был нужен работающий интернет — достаточно включенного Bluetooth. Это было необходимо в условиях массового фестиваля, где интернет- и сотовый сигналы была заметно ослаблены. Искать локации в «информационной тьме» не пришлось: приложение показывало, какие стенды есть поблизости, и давало все сведения о них. Точкой отсчета стала интерактивная площадка Университета ИТМО, вдохновленная сериалом Futurama, с расположенными на ней стендами лабораторий, лекторием, криосауной и интерактивным шатром Lux Aeterna. Фестиваль «ВКонтакте» посетило порядка 100 000 человек, многие из которых проверили немало времени, знакомясь с роботом Бендером, интерактивными тантамаресками с головами героев мультсериала и другими развлечениями вуза. Подробнее о площадке Университета ИТМО можно прочитать здесь.
Ралли, Эрмитаж и «Безумный Макс»
После того как приложение отметило локацию Университета ИТМО как посещенную, оно указало новое направление — интерактивную площадку Государственного музея «Эрмитаж». Здесь сотрудники музея демонстрировали макет фондохранилища, которое сейчас находится неподалеку от метро «Старая деревня». На VK Fest сотрудники Эрмитажа привезли и частичку искусства: устраивали мастер-классы по рисованию, читали лекции и загадывали загадки, спрашивая, например, об авторстве строк «Ешь ананасы, рябчиков жуй…». Шатер пользовался особой популярностью у детей, хоть и Маяковский им был пока незнаком.
Вторая локация оказалась полной противоположностью первой. Приложение показало площадку Russian Rally Club — объединения энтузиастов крученых гонок по грунтовке. О клубе кратко рассказал один из пилотов, Роман Мартыненко. Буквально за пять минут он развеял стереотипы о женщинах в автоспорте и рассказал о том, сколько стоит подготовить машину к сезону.
«Со всеми предубеждениями насчет женщин на дороге мы уже давно справились. Я, например, сижу в кресле пилота, но рядом со мной всегда штурман-девушка. Женский голос настраивает на концентрацию и внимание, успокаивает даже на самых крутых поворотах. Поэтому штурманов прекрасного пола достаточно много, а вот что касается именно вождения — здесь уже требуется сильная выносливость, так как крутить руль в таких условиях довольно долго бывает очень тяжело. Поэтому им чисто физически сложнее, но это совершенно не значит, что они могут быть менее талантливыми пилотами», — рассказывает Роман.
Что касается подготовки машины, из небольшой крошки-малолитражки вытаскивают мотор и ставят новый, гораздо мощнее, а также убирают все лишнее, что может отвалиться и задеть водителя и пассажира — бардачки, всю хрупкую пластмассу на коробке передач и так далее. Полностью меняются кресла, а внутрь салона буквально вваривают каркас из труб, который может спасти жизнь пилоту и штурману во время аварии. Чтобы даже маленькая машина была готова к таким поворотам, в нее вкладывают не менее полумиллиона рублей.
Отметив на карте раллийный клуб с выносливыми машинками, приложение показывает, что в двух шагах находится музей мемов, очередь в который измеряется десятками человек. Внутри находятся легенды российского рунета: как не всем знакомые мемы, так и абсолютные хиты — чучело, прозванное «Упоротым лисом» из-за его отрешенной морды, а также живой «Свидетель из Фрязино» в фирменных белых спортивных брюках в полоску и кожанке. Выражение лица отлично скопировал нанятый актер — оригинального «свидетеля», конечно же, не нашли.
Пока люди фотографировались со своими любимыми мемами, можно было услышать громкий голос комментаторов из зоны IT. Как оказалось, на большой сцене две женских команды играли в Counter Strike. Скамьи для болельщиков и любителей «стрелялок» были усеяны геймерами, которые провели за компьютерными играми не один день. Сама же зона представляла собой бум виртуальной реальности: чтобы надеть Oculus Rift и оказаться в пиксельных приключениях, люди спокойно отстаивали очереди на жаре. Робот Nao, привезенный специально из-за границы российским отделением Intel, развлекал посетителей неуклюжими попытками встать, а также мило реагировал на поглаживания головы, пока гостей феста охлаждали жидким азотом. Как отмечали очевидцы, зона IT-разработок была полезна в первую очередь тем, что благодаря ей сотни геймеров наконец-то выключили компьютер и вышли в оффлайн.
После компьютерной суеты и спустя сотни метров фудкорта квест привел к более тихому месту — площадке компании «Лосево», где можно было не только отдохнуть и сфотографироваться на сене с фигурами героев советских фильмов, но и остановить мгновение. С помощью установленных на разных уровнях фотокамер режиссер ловил момент, когда гости прыгали на маленьком батуте, а после из десятка кадров делал зацикленный минифильм. После деревенского умиротворения нужно было найти две последние площадки — Maza Park и квест в реальности «Ад на колесах». Первые порадовали классическим техасским быком, который по своей резвости не уступал живому быку и быстро сбрасывал всех, кто пытался его оседлать. А «Ад на колесах», спрятанный в неприметном уголке феста, представлял собой огромную черную машину, копирующая ту, что покорила всех в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости». Разумеется, на капоте угрожающе приплясывали переодетые «герои» кинокартины.
Не квестом единым
Также в воскресенье состоялся круглый стол «Ученые — новые рок звезды», в котором приняли участие зам. директора по научно-технологическому форсайту мегафакультета КТиУ Университета ИТМО Сергей Колюбин, директор ассоциации Science Slam Никита Соловьев, первый вице-президент Федерации космонавтики Олег Мухин и бионформатик Андрей Афанасьев. Начав с таких частных феноменов, как Science Slam и популяризации науки, участники круглого стола пришли к обсуждению популярности космической индустрии и научной коммуникации.
Во время круглого стола участники отметили, что далеко не каждый ученый обязан заниматься популяризацией и тратить все свое время на коммерциализацию разработок. Прозвучала точка зрения, что, воплощая задумку в жизнь, ученый становится бизнесменом, но генерация научного знания вместе с тем может практически прекратиться. Как пояснил Сергей Колюбин, наука не может существовать без своих стейкхолдеров, в число которых входит в том числе и бизнес, поэтому не стоит делать трагедию из того, что ученый занялся проектным менеджментом и приостановил одни свои исследования, чтобы претворить в жизнь другие. Специалист уверен, для успешного функционирования науки нужны все: и предприниматели, и грамотные журналисты, и спокойно работающие ученые. Он объяснил, что зачастую ученые идут на самостоятельную коммерциализацию своих разработок оттого, что устойчивого и независимого эндаумента для постоянных научных исследований нет. Есть и другая проблема: популяризация также отнимает существенный пласт времени, а контакты с журналистами требуют подготовки.
«Я уверен, что посредниками между научным сообществом, широкими массами, журналистами и бизнесом должны специально обученные люди. Они смогут грамотно донести информацию и избавить нас от той проблемы, что присутствует сейчас, — например, когда научная статья об одном, а новость у агентства совершенно о другом. Кстати, именно в Университете ИТМО в этом году стартует магистерская программа „Научная коммуникация“, которая и будет воспитывать таких специалистов», — заключил эксперт.