Дата проведения НАНОвого года выбрана неслучайно. «Нано» — это приставка, обозначающая одну миллиардную долю: чтобы уменьшить какую-либо единицу до наноразмеров и получить, скажем, нанометр, нужно умножить метр на 10-9. Поэтому «Школьная лига РОСНАНО», которая занимается продвижением естественнонаучного образования в российских школах, уже пять лет организует 10 сентября праздник, посвященный старту нового календарного плана исследовательских проектов и конкурсов.
«В соответствии с новыми ФГОС исследовательская и проектная деятельность являются обязательными для школьников с первого по девятый класс, но на российском образовательном рынке практически нет нужных учебно-методических материалов. „Школьная лига“ изначально ставила перед собой задачу поддерживать внеурочную деятельность, мы предлагаем школам готовый образовательный продукт — пособия для учителей, печатную продукцию для детей, карточки, рабочие тетради, — рассказывает генеральный директор АНПО „Школьная лига“ Александр Селянин. — НАНОвый год — это своеобразная точка отсчета. Этим событием мы подтверждаем, что наша программа продолжит работать с партнерами, которых у нас уже больше семисот, что мы по-прежнему хотим мотивировать ребят изучать науки, которые обеспечивают будущее современных технологий — физику, биологию, химию».
Темой НАНОвого года-2016 стали стартапы: мероприятие началось с лекции руководителя ФабЛаба Университета ИТМО Алексея Щеколдина, который рассказал школьникам, что значат аббревиатуры НИР, РИД и МИП, что пишут на холсте Остервальдера и где найти бизнес-ангела. Рассказ о коммерциализации научной деятельности он смог подкрепить живыми примерами — Университет ИТМО организовал на празднике интерактивную мини-выставку вузовских проектов. Школьникам предложили погрузиться в виртуальную реальность видеороликов команды Video360Production, рассмотреть строение человеческого тела на стереоатласе, созданном в НИИ наукоемких компьютерных технологий, и сыграть в компьютерные игры, не прикасаясь при этом к самому компьютеру, — небольшое USB-устройство отслеживало движение рук с помощью технологии Leap Motion.
«В этом году у нас часто спрашивают, почему мы решили сделать акцент на стартапах, хотя обычно говорили только про науку. На самом деле, мы всегда старались донести до ребят идею о важности технологического предпринимательства, которую РОСНАНО развивает и в сфере бизнеса, и в тех образовательных программах, которые финансирует. Технологический предприниматель — это не просто бизнесмен, для которого на первом месте стоит прибыль. Это человек, который занимается бизнесом, чтобы реализовать свои идеи», — комментирует Александр Селянин.
Отметим, что «Школьная лига» также регулярно проводит другое сетевое мероприятие, посвященное продвижению идей технологического предпринимательства — «Неделю высоких технологий», в рамках которой школьники могут посетить высокотехнологичные предприятия, различные информационные центры и вузы. Предыдущая неделя высоких технологий состоялась в марте 2016 года.