ИТМО и МИСИС — одни из лидеров среди российских университетов в области материаловедения и научной коммуникации. Например, в этом году Первый неклассический занял второе место в рейтинге по научной продуктивности в материаловедении, а с 2016 года реализует единственную в России магистратуру «Научная коммуникация». На программе студенты учатся делать науку понятной и популярной, а также выстраивать взаимодействие между учеными, обществом и государством.

Как искать новые варианты для развития и продвижения идей и научных проектов среди новой аудитории? Именно этот вопрос стал ключевой задачей осенней школы Material Science Communication, которая прошла в начале сентября на площадке ИТМО. Всего для участия в осеннем интенсиве подали заявки 165 студентов из 23 российских университетов, а финальный отбор прошли 35 магистрантов, аспирантов и молодых ученых из Петербурга, Москвы и Краснодара. Все они учатся и проводят исследования в сфере материаловедения или научной коммуникации.

Идея школы возникла благодаря сотрудничеству Центра научной коммуникации ИТМО и Центра стратегических инициатив и студенческого научного общества МИСИС. Компания «Роснано» выступила ключевым партнером мероприятия.

Дария Залужная (в центре) на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

Дария Залужная (в центре) на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

«Ценность научной коммуникации в возникающей синергии идей, компетенций и опыта. Путь от идеи до практической реализации долог и тернист. Задача "Роснано" — помочь пройти этот путь, используя все возможности: финансовые, коммуникационные, технологические и, конечно же, возможности методов научного познания. Поэтому развитие научного сообщества, связанного с "Роснано", — один из ключевых факторов успеха инвестиций в инновационные технологические компании», — объяснила директор по развитию «Роснано» Дария Залужная.

Первый день школы начался со знакомства с университетом. Первый проректор ИТМО Дарья Козлова в приветственном слове подчеркнула, что междисциплинарная школа, ключевыми организаторами которой выступили два сильных университета, — отличный пример кооперации.

Выездную программу школы в учебно-спортивно-оздоровительном центре университета «Ягодное» открыла дискуссия на свежем воздухе о развитии и поддержке науки. В ней приняли участие ректор ИТМО Владимир Васильев, директор Центра стратегических инициатив МИСИС Андрей Воронин, управляющий директор «Роснано» Макар Герман, председатель координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах совета при президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков и старший научный сотрудник физического факультета, координатор стратегического проекта ИТМО «Научно-технологический прорыв» Алексей Слобожанюк. Спикеры обсудили, какие вызовы сегодня стоят перед образовательными организациями и наукой, какие области будут наиболее активно развиваться в ближайшие десять лет и на что стоит обратить внимание студентам и молодым ученым при построении своей карьеры.

В рамках школы перед участниками выступили ведущие эксперты ИТМО, МИСИС и «Роснано». Макар Герман поделился со студентами стратегией развития компании на ближайшее будущее и секретами построения бренд-стратегии для продвижения проектов ученых. Директор научно-образовательного центра биомедицинской инженерии МИСИС и генеральный директор компании Biomimetix Федор Сенатов рассказал о развитии биоматериаловедения и создании материалов для искусственных органов, а Никита Марченков — о перспективах и возможностях синхротронных исследований.

Алексей Слобожанюк объяснил участникам школы, кто такой PI и как можно построить карьеру в науке. Директор Центра научной коммуникации Дарья Денисова поделилась трендами в научной коммуникации и рабочими инструментами, которые помогут ученым рассказать об исследованиях на широкую аудиторию. А заместитель генерального директора по науке и образованию Политехнического музея, лауреат программы ITMO Fellowship & Professorship Константин Фурсов показал на примерах, как музеи помогают выстраивать коммуникацию между обществом и учеными и какие успешные коммуникационные проекты существуют в этой сфере.

Эти знания пригодились студентам и молодым ученым, чтобы подготовить коммуникационные стратегии для развития собственных проектов. Для этого участников школы разделили на восемь команд ― исходя из их интересов. В каждой группе научные коммуникаторы помогали материаловедам подбирать подходящие коммуникационные и организационные инструменты для развития и продвижения исследований. В итоге такого сотрудничества получилось восемь разнообразных коммуникационных проектов.

Юлия Волжина на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

Юлия Волжина на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

«Удивительно было наблюдать, как прямо в процессе работы рождались новые коллаборации, а на существующие проекты авторы смотрели совсем с другого ракурса. Так, например, участники из Университета МИСИС и Политеха Петра Великого объединились для создания интерфейса для сотрудничества между потенциальными инвесторами и учёными, а аспирант КубГУ и научные коммуникаторы ИТМО придумали подкаст про математику и матмоделирование и составил To Do List для запуска проекта», — рассказала магистрантка второго курса образовательной программы «Научная коммуникация» Юлия Волжина.

Кроме того, с помощью мультимедийного лонгрида магистрант МИСИС планирует сделать более узнаваемым исследование о применении наночастиц для лечения онкологических заболеваний, а аспирант КубГУ — с помощью подкаста хочет привлечь в школу математики своего университета молодых ученых.

Егор Плахотнюк на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

Егор Плахотнюк на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

«Участвуя в школе, я получил бесценную возможность поговорить о науке и о ее будущем с максимально заинтересованными людьми из разных сфер и уровней. Мне понравился формат школы, здесь было максимально комфортное, открытое общение "без галстуков", а также создание и защита актуального практического проекта в рабочих группах. По окончании школы у меня появились новые друзья в научной сфере и новые идеи», — поделился впечатлениями аспирант МИСИС Егор Плахотнюк.

София Нога на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

София Нога на осенней школе Material Science Communication. Фото предоставлено организаторами школы

«Для меня стало ценным знакомство с учеными, работа с ними. Было интересно разбираться в научных проектах и подбирать для них наиболее подходящие коммуникативные форматы. Отдельное удовольствие — искать вместе с исследователями и видеть их, когда они сами с некоторым удивлением обнаруживают, сколько жизни в их проекте, как интересно и необычно об этом можно рассказать», — добавила магистрантка второго курса образовательной программы «Научная коммуникация» София Нога.