По пунктам:

  1. Что значит PI и откуда взялось это понятие?
  2. Чем конкретно занимается PI?
  3. Казалось бы, заведующий лабораторией делает то же самое или нет?
  4. Почему именно сейчас в PI возникла такая необходимость?
  5. А есть ли уже в России свои PI?
  6. Если я хочу стать PI, как мне это сделать?

Что значит PI и откуда взялось это понятие?

Понятие PI возникло в международной практике ― оно появилось вместе с ростом интенсивности научных исследований и разработок. PI как отдельная позиция довольно давно есть в ведущих университетах мира. Например, Национальный университет Сингапура определяет PI как лидера коллектива, который совмещает академическую и управленческую деятельность. Если проследить ключевые точки академической карьеры, то PI ― это следующая ступень за постдоком. На этом уровне исследователь не только сам ведет научную работу, но и собирает собственную команду и выполняет управленческие функции. В ИТМО под PI подразумевают лидера коллектива, который совмещает академическую и управленческую деятельность, имеет стратегическое мышление и базовую автономию в принятии решений.

Чем конкретно занимается PI?

Во-первых, PI несет репутационную ответственность за коллектив, в том числе за его финансовую стабильность. Финансовая стабильность обеспечивается благодаря участию в грантах, а также сотрудничеству с индустриальными партнерами При этом он не только отвечает за стратегию развития команды в целом, но и развивает каждого ее участника в отдельности ― исходя из его задач и потребностей. Во-вторых, PI несет репутационную ответственность за качество результата. Для этого он должен знать, как проводить научные исследования на высоком уровне и в соответствии со всеми необходимыми стандартами, принятыми в научном сообществе. В-третьих, PI понимает, чем сейчас нужно и актуально заниматься в науке и технологическом секторе, поэтому именно он определяет фронтир исследований и выбирает проекты, которыми будет заниматься весь коллектив. И наконец, PI в ИТМО участвует в развитии ITMO.Family и всего университета.

Казалось бы, заведующий лабораторией делает то же самое или нет?

Стоит очень четко разделять понятия и роли. В определенных случаях заведующий лабораторией действительно может быть PI ― если он продолжает сам активно заниматься научной деятельностью, понимает, какие исследования сейчас актуальны, руководит коллективом, отвечает за его финансовую стабильность, а также участвует в развитии каждого участника группы. Выполнять все эти функции получится, если в вашей научной группе 10-15 человек. Может ли успеть всё это заведующий огромной лабораторией или декан факультета, в подчинении которого больше ста человек? Вряд ли. Заведующий лабораторией или декан ― это именно управленческие позиции, на которые ложится огромный пласт задач административного характера. Ключевое отличие PI в том, что это не только управленец, но и ученый, который большое количество времени занимается научными исследованиями сам и постоянно развивает свой коллектив.

Почему именно сейчас в PI возникла такая необходимость?

С начала 2000-х мы наблюдаем постепенное усложнение карьерных траекторий исследователей. На рынок труда выходит довольно большое количество высококвалифицированных аспирантов, которые защищают кандидатские диссертации. Это приводит к росту конкуренции, и вместе с тем возникает запрос на профессионализацию управления в области исследований. Сейчас в России нужны высококвалифицированные специалисты, которые не только могут делать качественную науку, но и готовы ставить амбициозные задачи, видеть научный и технологический фронтир, принимать решения самостоятельно и развивать людей. Научными проектами не могут управлять, например, директора институтов, которые не занимаются исследованиями. Это могут делать ученые-руководители групп на 10-15 человек. И именно такие небольше группы и их лидеры способны делать прорывы.

А есть ли уже в России свои PI?

Да, хотя пока их и не так много. Как правило, PI становятся ученые, которые уже успешно провели грант (например РНФ), сколотили устойчивую научную группу, гарантировали ее финансовую стабильность, взяли еще несколько проектов и продемонстрировали, что коллектив может выполнять поставленные задачи. Такие примеры можно увидеть и среди групп, которые выигрывали мегагранты. Да, есть лаборатории, которые провели мегагрант, а потом закрылись. Но есть и примеры, когда даже после завершения одного проекта эта же группа продолжила работу. Это значит, в коллективе появился PI, который смог сформировать устойчивый коллектив и сохранить его.

Если я хочу стать PI, как мне это сделать?

В России есть специальные программы подготовки. Например, школы PI уже два года организует ИТМО. Первое мероприятие прошло в 2021 году. А этим летом международный научный центр SCAMT провел Школу PI для молодых ученых, которые хотят создать и развивать собственную лабораторию, в партнерстве с «Татнефтью». Помимо этого, Министерство образования и науки РФ вместе со «Сколково» организует программу «Лидеры научно-технологического прорыва», где также уделяется внимание подготовке PI.

Добавим, что в ИТМО проходит конкурс «PI с командой». Он предназначен для сильных научных групп, которые ведут прорывные исследования. Победители конкурса получат грант до 30 млн рублей на развитие собственной лаборатории в ИТМО. Узнать подробности и подать заявку можно на сайте.