Почему вы решили бросить обучение в вузе?
Я поступил в университет в 16 лет. Тогда это был скорее не обоснованный выбор будущей профессии, а инертность: ведь все так делают. В таком возрасте мало кто знает, чем действительно хочет заниматься. Фактически, я перестал учиться на третьем курсе, на четвертом году обучения я окончательно понял, что выбрал не тот путь. На третьем курсе мы начали изучать специализированные дисциплины в области телекоммуникационных систем, мотивации посещать занятия у меня не было, поэтому я отдавал приоритет работе. Сначала я подрабатывал промоутером, затем устроился продавцом в магазин обуви. Надо сказать, что стильные и качественные вещи всегда были моим увлечением. Я проводил много времени в поисках нужных вещей в магазинах и тратил на это немало денег. Где-то в 18 лет я решил попробовать продавать обувь в Интернете. Так все и началось — сначала я буквально сделал несколько пар обуви и продал их.
Но обучение в университете как-то повлияло на развитие бизнеса?
Да, мой бизнес выстроился благодаря университету, а точнее, благодаря контактам и знакомым, которые у меня появились в студенчестве. В этом плане Университет ИТМО — один из самых лучших. Уже тогда, пять лет назад, там проводились различные мероприятия для молодежи, например, «Мистер ИТМО», существовал Совет обучающихся, профком, были сильно развиты творческая и спортивная составляющие студенчества. Все это способствовало новым знакомствам с людьми, которые стали не только друзьями, но и бизнес-партнерами. Университет ИТМО всегда был прогрессивнее и современнее других петербургских вузов, за это, конечно, большое спасибо ректору, Владимиру Васильеву. Видно, что он следит за развитием вуза, старается делать хороший брендинг, инвестирует в нужные вещи. Последнее — крайне важно для развития вуза. Например, мой нынешний партнер как-то инвестировал в столовую одного упадочного университета, у которого вообще не было никаких доходов. И эта столовая после модернизации стала заполнять пробелы в бюджете вуза. В этом вопросе нужно понимать, что не все инвестиции окупаются сразу, и Владимир Николаевич это понимает.
А стоит ли вообще поступать в вуз, если заранее знаешь, что откроешь свой бизнес?
Здесь нельзя сказать однозначно. Многое зависит от того, какое дело открываешь. Если говорить об Университете ИТМО и профессии программиста, то поступать и оканчивать вуз нужно обязательно. Чтобы запустить успешный IT-стартап, нужно хорошо понимать техническую часть дела, при этом начинать бизнес можно уже на третьем курсе. Я уверен, что времени хватит и на обучение, и на работу, если это то, чем нравится заниматься. То же самое с юристами и адвокатами: они также могут доучиваться на последних курсах вуза и предоставлять свои услуги. Что касается конкретно моего примера, то я бы ничего не стал менять в том, как складываются мои дела. Возможно, если бы я понял раньше, чем хочу заниматься, я бы перевелся на третьем курсе на другую кафедру, связанную с менеджментом. Возможно, если бы я был коренным петербуржцем, то вообще бы никуда не поступил. Ведь я приехал в город, чтобы кардинально поменять свою жизнь. Трудно говорить задним числом. В любом случае, если человеку действительно хочется открыть свой бизнес, это нужно делать. А там уже оценивать, получается ли и стоит ли продолжать.
Зачастую стартапы запускаются на средства инвесторов. Как начинающему бизнесмену привлечь финансирование?
На самом деле, существует много вариантов, как найти средства, — на инвесторах все не замыкается. Я, например, сначала вообще начал производство на собственные средства, потом взял кредит и только потом обратился к инвесторам. Дело в том, что сотрудничать с последними надо очень осторожно. Нередки случаи, когда спонсоры пытаются захватить удачный стартап и сместить его основателя. Я же добился того, чтобы бренд Migliori уже был связан и ассоциировался именно со мной. По моему опыту, инвесторы обращают на стартапера внимание только тогда, когда понимают, что он готов пожертвовать всем, чтобы стать успешным. Ведь инвесторы вкладываются даже не в проект: это абстрактная вещь, когда у стартапера ничего нет. Они вкладываются в человека. Особенно это актуально, если стартап связан с каким-то нематериальным производством, например, в области IT. Когда я начинал бизнес, то отдал на свое дело последние деньги. Я просто хотел делать обувь и делать это на высшем уровне прямо сейчас. Несмотря на то, что изначально я общался с производителями обуви, и они мне говорили, что бизнес в этой области не очень перспективен. Точно так же меня отговаривали от этой затеи родители. При этом я почти ничего не знал о предпринимательстве, но мне это нравилось.
Назовите ключевые моменты в развитии стартапа?
Сначала появляется возможность что-то сделать, которая затем превращается в идею. Затем начинается первичная реализация. Самое важное — начать продавать как можно скорее, чтобы в бизнес стали поступать средства. Даже если вы сделали одну пару обуви, один прототип — неважно, надо сразу выходить на рынок. Это уже какой-то результат. Потом, когда удается привлечь финансирование, пора собирать команду единомышленников и выстраивать план дальнейших действий. Стартап должен двигаться к какой-либо цели, всегда.
Почему вы выбрали итальянское название для бренда? Это как-то связано с целевой аудиторией?
На самом деле, это вышло случайно. Я просто читал книжку про мафию, и там часто встречалось это слово — Migliori. И конечно, хорошая обувь всегда ассоциируется с Италией, а мы ориентировались на покупательский сегмент премиум-класса. Хотя я считаю, что все эти маркетинговые штуки не особенно важны на начальных этапах развития бизнеса. Если качество продукции будет на высоком уровне, то никто не будет вспоминать, на каком языке название бренда. Бренд станет нарицательным и будет ассоциироваться с качеством, с определенными ощущениями. Тогда вы будете думать, что Migliori — это не слово «лучший» по-итальянски, а марка обуви.
Но вам все равно удалось попасть в свою целевую аудиторию и к тому же создать российское производство…
Да, но суть в том, что импортозамещение для нас — это скорее фон, а само явление никак не сказывается на нашем производстве. Да, рынок продаж обуви премиум-класса упал, но мы — это не рынок, мы — небольшая компания со своими покупателями. Это совсем разные вещи. А если так совпало, что мы стали делать не менее качественную обувь, чем в Италии, в кризисные времена — это плюс и нам, и всему рынку в целом.