Всего на пионерский курс по научной коммуникации записались 1653 человека, 57 из них набрали 60% и более в прогрессе курса. Как отмечает куратор просветительского проекта «Лекториум» Анастасия Иванова, это средний результат для платформы. Однако высокий интерес слушателей к курсу демонстрирует их активность на форуме «Лекториума».

«Средний процент людей, успешно завершивших курс, обычно составляет 3−7% от числа записавшихся. А количество людей, которые вообще приступают к выполнению заданий, обычно колеблется в районе 20−30%. В нашем случае к выполнению заданий приступили 335 человек. Хорошим показателем вовлеченности людей является форум: на форуме этого запуска 393 сообщения, тогда как средний показатель по платформе — 100−150. Количество просмотра тем тоже заставляет задуматься. Одна только ветка „Проверочные задания“ набрала 4500 просмотров», — комментирует Анастасия Иванова.

MOOC по научной коммуникации
MOOC по научной коммуникации

По словам авторов курса, в роли слушателей выступили самые разные люди — как просто студенты, интересующиеся наукой, так и опытные научные коммуникаторы, действующие ученые. Больший интерес они проявили к журналистике, нежели к PR. Эксперты связывают это с тем, что ее результаты видны невооруженным взглядом; работа же пиарщиков в большей степени скрыта от глаз людей, и процесс может оказаться куда более сложным, чем это видится в конечном результате.

«Это мой первый MOOC как преподавателя и далеко не первый как слушателя, так что мне было очень интересно переместиться „на другую сторону экрана“. Я понимала, что это, скорее всего, будет неровный опыт, и готовилась узнать много нового о себе, своих учебных материалах и о преподавании вообще. Узнала. Так что это явно не последний мой курс, — комментирует научный и экологический журналист, автор GEO, Colta.ru, N+1, „Чердак“, Russia Beyond the Headlines Ольга Добровидова. — Кроме того, я ожидала интересных историй, и здесь это тоже оправдалось. Это же прекрасно, когда не можешь оторваться от большого и интересного научно-популярного текста, который слушатель с явной любовью написал о своей работе».

Александра Борисова
Александра Борисова

Кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биофизики СО РАН, популяризатор науки, научный блогер Егор Задереев подчеркивает, что самой сложной задачей для слушателей MOOC стало написание лонгрида в короткие сроки. Также не всегда было просто собрать лекторов вместе, поэтому в некоторых фрагментах лекции могли пересекаться.

«Курс был важен для меня в первую очередь возможностью систематизировать свои представления о предмете и изложить в виде отдельных лекций. Лично мне этот материал теперь пригодится в дальнейшей работе, как своеобразная реперная точка. Надеюсь, слушателям было тоже интересно и полезно, — говорит Егор Задереев. — Возможно, в будущем стоит добавить в курс немного теории про модели коммуникаций, про выгоды для ученых от научных коммуникаций, а также подумать про задание в области PR и решения кейсов по реализации конкретных коммуникационных стратегий или достижения конкретных целей».

Ольга Добровидова
Ольга Добровидова

Руководитель научно-популярного проекта «Чердак» ТАСС-Наука, основатель пресс-службы МФТИ и куратор MOOC по научной коммуникации Александра Борисова добавляет, что курс доказал свою боеспособность, и изменения в программе перед перезапуском будут, но, скорее всего, небольшие.

«Я всегда говорю, что если после завершения работы у вас появилось желание повторить все это от начала и до конца, потому что теперь-то вы знаете, как НУЖНО, то это и есть хорошо сделанная работа. Но это будет уже другая история, — считает Александра Борисова. — Это первый в истории подобный курс, поэтому единственным моим ожиданием было познакомиться со слушателями — людьми, которым эта тема интересна. И оно оправдалось, у нас были совершенно потрясающие слушатели, они общались и с нами, и друг с другом, так что курс стал не только традиционно обучающей площадкой, но и точкой плодотворного нетворкинга. Я очень довольна этим».

Отметим, что Университет ИТМО развивает проекты открытого образования уже несколько лет, и преподаватели вуза ведут массовые открытые онлайн-курсы на площадках разного уровня. Так, на платформе edX представлен курс под названием «Как побеждать в соревнованиях по программированию: секреты чемпионов». Также MOOC преподавателей Университета ИТМО доступны на российской платформе «Открытое образование» и на собственной площадке ITMOcourses.