С запуском Центрального участка Западного скоростного диаметра компания-оператор трассы «Магистрали Северной столицы» несколько раз сообщала о повышенном интересе горожан. В первый же день работы участка (воскресенье, 4 декабря) нагрузка на ЗСД превысила показатели буднего дня, несмотря на то, что обычно в выходные поток машин по магистрали снижается: количество фактов оплаты проезда достигло почти 160 тысяч. В пятницу же, 9 декабря, трафик на ЗСД достиг исторического максимума и отметки почти в 223 тысячи транзакций. По данным L!FE, всего за первую неделю было зафиксировано более 1,350 миллионов транзакций. Кроме того, транспондеры — устройства для автоматической дистанционной оплаты проезда по трассе — также пользуются повышенным спросом. Компания «Магистрали Северной столицы» сейчас выдает петербуржцам по 1,5 тысяч транспондеров в день, в то время как до открытия Центрального участка такое количество устройств выдавалось за неделю.
Однако, несмотря на ажиотаж и аномально высокие показатели количества машин на магистрали, говорить о том, что введение в эксплуатацию Центрального участка ЗСД повысило эффективность улично-дорожной сети Петербурга, не вполне корректно. По словам руководителя лаборатории OTSlab Ярослава Смирнова, это связано с тем, что термин «эффективность» можно трактовать по-разному.
«Нужно понимать, что мы считаем эффективностью. Есть такой постулат Льюиса-Могриджа, который гласит, что чем больше дорог, тем больше машин. Таким образом, открытие съезда ЗСД на Васильевский остров без должного управления потоком, например, с помощью оплаты, в конечном счете приведет к большему количеству машин и большим пробкам», — комментирует эксперт.
Для того, чтобы оценить эффект от появления нового сегмента скоростной магистрали, можно использовать различные данные. За первичной информацией об улично-дорожной сети можно обратиться к Open Street Maps, однако для полноценного анализа также понадобятся данные о дневных планах граждан (синтезировать их можно, например, из данных о землепользовании) или данные мобильных операторов. Чтобы строить прогнозы о том, как открытие Центрального участка ЗСД повлияет на дорожное движение в долгосрочной перспективе, необходимо построить поведенческую модель — так называемую модель дискретного выбора.
«То, на чем поедет человек — на личном транспорте или на общественном, — влияет на перспективу общего уровня загрузки, после чего на основе тех данных, о которых я говорил ранее, строится городская транспортная макромодель, которая уже позволяет учитывать, что произойдет в перспективе. Строительство таких дорог увеличивает количество пользователей личным транспортом, что подтверждается так называемым парадоксом Доунса-Томсона. Его суть в следующем: чем быстрее ехать на машине, тем больше людей едет на машине, и они будут выбирать личный транспорт до тех пор, пока скорости движения на личном и общественном транспорте не сблизятся», — объясняет Ярослав Смирнов.
Влияние Западного скоростного диаметра на транспортные потоки Петербурга также учитывалось в одной из работ, опубликованных исследователями из НИИ наукоемких компьютерных технологий и кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО в журнале Procedia Computer Science. В рамках исследования они моделировали пешеходную и транспортную динамику после завершения полуфинала Чемпионата мира по футболу-2018 на стадионе «Зенит-Арена». Уход зрителей после завершения матча — это процесс, который включает несколько уровней: поведение толпы на стадионе, пешеходные потоки от стадиона к парковкам и транспортные потоки с участием едущих с матча автомобилистов. Для первых двух уровней модели были разработаны в рамках предыдущих исследований: при моделировании способов экстренной эвакуации людей с Васильевского острова в случае наводнения и перемещений больших скоплений людей на массовых мероприятиях.
Исследователи отмечают, что применительно к рассмотренной ситуации конструкция ЗСД обладает рядом недостатков. Для тех автомобилистов, которые после матча направятся в сторону центра города, въезд на магистраль находится в полутора километрах к северу от стадиона и отделена от него железной дорогой. Согласно данным Google Maps, чтобы попасть на ЗСД, им придется проехать пять километров, и в условиях вечерней пробки это может занять до 20 минут. Средняя скорость движения будет в четыре раза ниже максимально разрешенной — 15 км/ч, и без путепровода в створе Туристской улицы это может привести к тому, что многие предпочтут дорогу через Центральный район по обычным автомобильным трассам. Это подтверждают и результаты моделирования: при наличии путепровода на Туристской значительно снижается нагрузка на выезды на Приморское шоссе и улицу Савушкина. Чтобы попасть на юг Петербурга, ЗСД выбирает большее количество людей, и это, в свою очередь, может приводить к заторам у пунктов оплаты. С полными результатами исследования и выводами можно ознакомиться на ScienceDirect.