Еще пять лет назад на Хабрахабре появлялись статьи с заголовками «Что такое онлайн-образование» или «Как обучаться в Стэнфорде, лежа на диване». Сейчас, когда сосед по подъезду, обычный сисадмин Серега, говорит, что прослушал курс лекций MIT по программированию, это уже не является чем-то удивительным. Буквально за пару лет онлайн-образование покорило рынок и стало, с одной стороны, средством повышения квалификации, а с другой — интеллектуальным развлечением.
Считается, что онлайн-образование в том виде, к которому мы уже привыкли, создали в Стэнфордском университете. Тогда профессора стали публиковать в Интернете записи своих популярных лекций, которые студенты не могли прослушать из-за ограниченности мест в аудиториях. Этот формат сразу же стал очень востребованным. Осознав перспективность идеи, в том же Стэнфорде в 2012 году запустили онлайн-платформу для различных курсов Coursera. В России первой подобной онлайн-платформой стал «Универсариум». Массовые открытые онлайн-курсы (МООС) сейчас используются по всему миру.
Специалисты Courseburg в своем отчете подчеркнули, что абитуриенты при выборе вуза для обучения в последнее время все чаще стали ориентироваться на уровень преподавания по образовательному онлайн-контенту. И это не всегда самые известные вузы, а те, что демонстрируют высокое качество знаний и уровень преподавателей через MOOC.
Для анализа использовались данные о 420 курсах. Абсолютным лидером по производству таковых стал НИУ ВШЭ, который загрузил на различные платформы 99 MOOC. В Петербурге больше всего курсов опубликовал Политехнический университет Петра Великого (21 курс), а Университет ИТМО разместился на втором месте с 18 курсами. В отличие от западных вузов в России наиболее частые темы для MOOC — это экономика и бизнес, которые составляют треть от общего числа контента. На втором месте идут курсы по естественным наукам и медицине, которые составляют 18%. На третьем с отставанием в 2% - гуманитарные науки. Подавляющее большинство курсов записывается в Москве — 72%, в Петербурге — 10%, а остальная доля распределяется между другими крупными городами страны.
«Любой вуз, который хотел создавать онлайн-курсы, сделал это. Где-то для этого выиграли специальный грант, где-то выделили средства из мегагранта или привлекли стороннее финансирование. Сложности записи онлайн-курсов понятны: нужно выделять преподавателям время для этого, затем долго согласовывать материал. А вот плюсы не всем очевидны. Во-первых, над курсом работает целая команда специалистов, которые замечают больше деталей, чем может один преподаватель. Во-вторых, такие курсы смотрят тысячи студентов и коллег, которые „шлифуют“ их своими замечаниями и комментариями. В-третьих, материал, который преподаватель долгие годы читал „по бумажке“, актуализируется. В результате курсы становится более совершенными и продвинутыми. Кроме того, абитуриенты, выбирая вуз, могут также оценить его по онлайн-курсам. Таким образом, вуз, записывая качественные MOOC, работает и на репутацию», — прокомментировал Александр Альхов.
Здесь важно и то, что студенты, например, физико-математического вуза могут изучать информатику по курсам IT-университета. Именно поэтому многие зарубежные вузы сейчас начинают частично переходить на онлайн-образование, добавил Александр Альхов. Иногда записанная и отредактированная сотню раз лекция гораздо качественнее чем та, которую может прочитать преподаватель. Российские эксперты в области образования обсуждают возможности внедрения этой системы в нашей стране. В теории, университеты, которые по каким-либо причинам не могут нанять высококлассного профессора, могут обучать студентов некоторым дисциплинам по онлайн-курсам от ведущих отечественных образовательных центров.
Тенденция в мире такова, что для создания одного онлайн-курса могут объединяться несколько вузов. Это выгодно, в первую очередь, малоизвестным университетам, так как они могут продвигать свои образовательные возможности за счет более именитых коллег. Также очень хорошая тактика — выкладывать свои курсы сразу на нескольких онлайн-платформах, как это сделал НИУ ВШЭ, подчеркнул основатель Courseburg.
По мнению Александра Альхова, российские вузы делают не менее качественные онлайн-курсы, чем иностранные. Хотя количество этих курсов пока не радует высокими цифрами. Впрочем, есть хорошие новости: на начало 2017 года отечественные вузы анонсировали запуск сразу десятков новых курсов, поэтому статистика по развитию сферы онлайн-образования в стране будет совсем другой в конце года. Кроме того, с запуском платформы «Открытое образование» вузы страны получили доступный ресурс для загрузки своих лучших курсов в Интернет. Развитие этой сферы позволит россиянам больше не мучиться с автоматическим синхронным переводом при просмотре зарубежных лекций, а просто переключаться на материалы на родном языке.
Другой вопрос в том, насколько серьезно сами граждане относятся к онлайн-образованию. В интервью нашему порталу Александр Альхов рассказал о данных Coursera, по которым до конца курса доходит всего 3% записавшихся, а из них финальный тест сдает только 1,5%. С платными курсами ситуация не намного лучше.
«Тут все зависит и от того, насколько системно подходит студент к образованию, и от того, насколько курс грамотно сделан. Интернет — это среда, в которой легко переключить внимание на что-то более интересное, если контент наскучивает. Именно поэтому, на мой взгляд, лекции в онлайн-курсах должны быть сбалансированными: не должно быть долгих монотонных объяснений теории, а потом резкого переключения на практику. Также студентам нужно давать время на осознание того, что показывается на экране. А иначе внимание просто рассеивается, и интерес пропадает. Иногда намного более увлекательные видео по той же теме можно посмотреть на YouTube», — заключил основатель Courseburg.