«Атлас профессий будущего»: от пиарщика до дизайнера эмоций
Лекция-диалог «60 минут со звездой» состоялась в минувшую субботу, 11 февраля, в рамках Дня технологического предпринимательства и инноваций «Портал в будущее: Эпизод 2 — Экономика знаний» на факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО. Специалисты компании «Мегафон» не только рассказали о собственных успешных проектах и «кухне» крупнейших телекоммуникационных гигантов, но и представили подробный анализ развития отрасли на ближайшую перспективу.
Над чем сейчас бьются крупнейшие мировые и российские технологические компании и какие специалисты будут востребованы в сфере телекоммуникаций уже в течение ближайших пяти лет? По словам PR-директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон» Кермен Манджиевой, время, когда IT и медиа были отдельными, не пересекающимися друг с другом отраслями, постепенно уходит. Подобная тенденция прослеживается и в «Атласе новых профессий», который еще в 2014 году выпустило Агентство стратегических инициатив (АСИ). В этом списке можно увидеть такие новые специальности, как, например, IT-проповедник, цифровой лингвист, киберисследователь или даже продюсер смыслового поля и дизайнер эмоций.
«Это целый пласт профессий, который формально отнесен к IT-сектору, но на самом деле эти новые специальности плотно взаимодействуют с коммуникациями и медиа. Это еще раз говорит о том, что уже в ближайшем будущем отрасль будет нуждаться в специалистах, компетенции которых находятся на стыке гуманитарной и IT-сфер. Например, есть в этом атласе такая профессия, как цифровой лингвист. Это тот человек, который умеет переводить информацию со специализированного языка IT-специалистов на общеупотребимый и понятный для любого человека язык. Зачем это нужно? Цифровой лингвист сможет разработать лингвистические системы семантического перевода (с учетом контекста и смысла), обработать текстовую информацию (в том числе путем семантического поиска в Интернете) и предложить новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках», — отмечает Кермен Манджиева.
Аналогичную идею уже давно реализует ряд крупных корпораций, в том числе компания «Мегафон». Например, уже сегодня любой позвонивший в call-центр оператора сможет поговорить не только с живым человеком, но и со своего рода аналогом Siri. Разработка «Яндекса» — виртуальный робот-консультант по имени «Елена» благодаря технологии компьютерной обработки речи понимает задаваемые вопросы, помогает получить нужную информацию и управлять услугами. «Елена» работает 24 часа в сутки семь дней в неделю и может обрабатывать более 100 запросов в час, а недавно она стала лучшим сотрудником компании.
«Даже еще несколько лет назад мы и подумать не могли, что наш электронный консультант, который обрабатывает в контактном центре звонки, станет лучшим сотрудником. Раньше такое казалось невозможным, сейчас это вполне нормально. „Елена“ разгружает 30% звонков, которые поступают на обычного человека. Она распознает речь и может встраивать смыслы. А-ля Siri, с которой можно пообщаться в iOS. Таких роботов используют и другие компании, но их пока не так много. Поэтому мы понимаем, что роботы становятся частью нашей жизни — за такими технологиями будущее», — продолжает Кермен Манджиева.
Развитие технологий по распознаванию речи, роботизация и необходимость систематизировать и управлять все возрастающими потоками информации — все это, по словам спикера, создает необходимость в новых профессиях. Поэтому не исключено, что уже в ближайшем будущем компаниям действительно потребуются продюсеры смыслового поля и дизайнеры эмоций.
За громкими, на первый взгляд, названиями кроется вполне конкретный функционал. Так, продюсер смыслового поля отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки.
«Он обладает селекторами контента, которые формируют информационные потоки для пользователей в рамках заданной картины мира, и осуществляет высокоуровневую настройку медиароботов», — говорится в «Атласе новых профессий» от АСИ.
Что-то подобное мы могли увидеть в романе Виктора Пелевина «S.N.U.F.F», где подробно описаны так называемые «культурные сомелье». Как добавляет Кермен Манджиева, другими прототипами этой профессии могут выступать уже существующие сервисы вроде «Электронного пиарщика», которые по запросу смогут подобрать среди огромного количества информационных поводов нужный и предложить необходимый пресс-релиз.
Казалось бы, при чем здесь Трамп?
Не новыми являются и функции профессии «дизайнер эмоций». Уже сегодня специалисты, которые пока не носят такого названия, делают то, что в будущем могут развить и дополнить их последователи. Яркий пример, который приводит Кермен Манджиева, — нашумевшая предвыборная кампания Дональда Трампа. По оценке Forbes, в то время как демократы основной упор делали на традиционные СМИ, Трамп вкладывался в digital-продвижение в четыре раза энергичнее ($ 58 млн против $ 16 млн). Кроме того, словно продолжая знаменитый афоризм философа Маршалла Маклюэна («the medium is the massage»), его команда сделала упор на сегментации аудитории и адресации уникального, по-разному окрашенного посыла каждой из выделенных групп.
«Его команда смогла очень успешно „прокачать“ в digital-сфере разные виды аудитории, разбираясь, допустим, в профиле каждого человека. Исходя из того, кто он, какой национальности, пола, где проживает и так далее, они высылали ему сообщение с той или иной эмоциональной окраской. Они выделили примерно 200 различных сегментов пользователей и отправляли им вроде бы одинаковое по сути, но по-разному эмоционально окрашенное сообщение в 200 разных вариантах, — рассказывает Кермен Манджиева. — С одной стороны, эта история во многом о медиа и сфере развлечений, но с другой, сектор IT в этом ключе также играет очень важную роль. Не зная IT, не управляя digital, не понимая этих процессов, в будущем вы вряд ли сможете быть сильным специалистом в этом направлении».
Как узнать о человеке по десяти «лайкам» и зачем это нужно?
Каждую минуту пользователи Сети по всему миру оставляют сотни тысяч комментариев, «постят» миллионы картинок и ставят миллиарды «лайков». Они скачивают сотни новых приложений и хотят пользоваться новыми сервисами, невольно рассказывая компаниям о своих передвижениях, предпочтениях и желаниях. Вся эта хаотичная информация, как отмечает директор Единого центра управления сетью (ЕЦУС, в международной терминологии — GNOC) компании «Мегафон» Валентин Полозенко, составляет основу для формирования больших данных (Big Data), которые уже собирают ведущие технологические и телекоммуникационные гиганты по всему миру.
«Один из главных векторов развития в современной сфере телекоммуникаций — это Big Data. В нашей отрасли это самая главная фишка, о которой все говорят, но пока почти никто не знает, что с ней конкретно делать, — говорит эксперт. — Цифровая плотность постоянно растет. Люди пользуются гораздо большим количеством сервисов, поэтому все больше компаний могут аккумулировать эту информацию. Для чего? Это не всегда очевидно. Анализируя данные, они могут либо предоставить какой-то сервис, либо предоставить его качественнее, либо предоставить в определенный момент, когда он нужен, либо напрямую тому, кому он действительно нужен, и так далее«
Уже сейчас в мире существуют отдельные сервисы и алгоритмы, которые даже по «лайкам» в соцсетях способны определить индивидуальные черты каждого человека. Например, еще несколько лет назад группа исследователей из Кембриджского и Стэндфордского университетов создала программу «myPersonality». В ходе работы над проектом его авторы проанализировали историю «лайков» более 86 220 добровольцев. Результаты статистической обработки огромного массива собранной информации показали, что всего лишь по 10 «лайкам» в соцсети Facebook программа может узнать о человеке больше, чем его сослуживцы, а по 300 — лучше, чем его супруга или супруг.
Однако, чтобы перевести такие исследования и их результаты в плоскость конкретных бизнес-проектов и маркетинговых стратегий, по словам Валентина Полозенко, компаниям предстоит решить еще немало проблем. Во-первых, структурировать этот хаос. Во-вторых, научиться пользоваться полученными данными или, иными словами, понимать, какую услугу предложить клиенту, зная о его предпочтениях.
«Мы понимаем, что эти данные важны, и сейчас задача заключается в том, чтобы их копить. Но в чем проблема? Информация не структурирована, данные абсолютно разные, и нет ни таблиц, ни готовых моделей их сбора. Какие данные понадобятся, чтобы какую-то фишку придумать? Заранее неизвестно», — говорит он.
Между тем, уже сегодня есть успешные кейсы применения Big Data, что называется, от «А» до «Я» — от сбора и анализа до внедрения конкретных инноваций, продолжает эксперт. Например, благодаря данным, собранным испанской телекоммуникационной компанией Telefónica, ряд туристических компаний в Барселоне перестроил инфраструктуру и сервис в прибрежных курортных направлениях. Зная, куда идут туристы, прибывающие в город на круизных лайнерах, сегментируя их по национальному и возрастному признаку, компании смогли предложить разным группам клиентов разные продукты и повысить прибыль.
Чтобы развивать подобные успешные примеры в России, сегодня в сфере телекоммуникаций актуальной становится профессия, функционал которой пока можно объединить под рабочим названием Big Data-scientist. Как отмечает Валентин Полозенко, такой специалист должен обладать как минимум тремя основными группами навыков, которые нельзя уложить в устоявшийся комплекс компетенций современных IT-специалистов.
«Нужно иметь так называемые hacking skills, то есть чувствовать технологии настолько, чтобы, как хакер, понимать, что и где можно увидеть и достать. Второе — это математические и статистические знания. Данных ведь огромное количество, и нужно понимать, как их посчитать и выявить закономерности. И наконец, третье — это реальный опыт и понимание, что нужно людям. Это необходимо, чтобы четко представлять, куда можно применить результаты своего анализа», — уточняет он.
А вот искать специалистов с такими расширенными компетенциями и черпать новые идеи большие компании в будущем будут скорее всего из стартапов, прогнозирует эксперт. Ведь именно в небольших компаниях, которые, пусть и не обладают опытом крупнейших на рынке IT- или телекоммуникационных гигантов, имеют свой взгляд на инновации и зачастую готовы предложить новые, неожиданные решения, отмечает он.
Форсайт за два часа: насколько реально создать универсальный «электронный ID»?
Самостоятельно попрактиковаться в оценке трендов и генерации идей студенты Университета ИТМО смогли в ходе форсайт-сессии «Телекоммуникации будущего. Что будет с вами и вашими гаджетами через 5, 10, 15 лет», организованной Центром научно-технологического форсайта Университета ИТМО совместно с компанией «Мегафон». Всего за два часа пяти командам предстояло не только подумать о том, что важно и актуально сейчас, но и создать продукты, которые, возможно, будут востребованы в ближайшем будущем. Каждой команде помогал один эксперт — сотрудник компании «Мегафон». Совместно студенты должны были проанализировать основные векторы развития технологий и сервисов, а также посмотреть, как в связи с этими изменениями, потребностями и тенденциями в течение ближайших 5−10 лет будет меняться рынок труда.
Победителем стала команда, которая предложила своего рода универсальный «электронный ID» — устройство, которое соединит в себе различные функции: от ключей и средства оплаты до хранения персональных данных пользователя — СНИЛС, ИНН, полиса и прочей информации. Среди других идей — создание универсальных сервисов по хранению вещей, а в перспективе — глобальная система по предоставлению таких опций любому пользователю (например, от машины на прокат до квартиры, в которой можно переночевать, чтобы не возвращаться домой из центра на окраину города, когда мосты уже развели). По словам студентов, такие устройства и сервисы открывают пользователям новые возможности использования уже существующих гаджетов, функционал которых пока разбросан по разным устройствам. Не должна стать проблемой, по мнению участников команды-победителя, и аккумуляция большого количества персональных данных всего на одном гаджете — появление новых технологий должно дать толчок развитию систем информационной безопасности, полагают они.
По решению жюри — представителей компании «Мегафон» — участники команды-победителя получили возможность посетить Единый центр управления сетью компании в Петербурге, где они на практике смогут узнать, как в режиме реального времени осуществляется мониторинг Сети по всей стране. Талантливые студенты, которые хотят продолжить свое развитие в сфере телекоммуникаций, уже в ходе этой экскурсии могут сделать первый шаг на пути к дальнейшему трудоустройству в компании, подчеркнул Валентин Полозенко.
Кроме того, в рамках «Дня технологического предпринимательства и инноваций» для учителей прошел семинар «Как подготовить чемпиона?», а старшеклассники и, возможно, будущие бакалавры Университета ИТМО смогли попрактиковать свои маркетинговые навыки в интеллектуальном детективе «В поисках Леонардо». Его организаторы предложили школьникам (160 человек из 33 школ) стать учениками Леонардо да Винчи и всего за пять минут создать инновационный товар из обычных повседневных предметов — телевизора, ложки, кровати, телефона, зонтика, рубашки и многих других.
«Ребята создавали совершенно крутые наработки — у нас появились bedstereo copter для сна в облаках, smart-рубашка, полотенце-планшет и другие совершенно необычные предметы. И это очень круто, ведь именно этому и учит маркетинг — создавать новое из привычного», — рассказала магистрант первого курса кафедры маркетинга и коммуникаций Университета ИТМО Дарья Шатохина.