Квесты, геймификация и симуляторы: выпускник Университета ИТМО Максим Иванов о новых форматах образования

Максим Иванов освоил в Университете ИТМО сразу две специальности. В специалитете он профилировался на информационной безопасности, а для магистратуры выбрал программу «Технологическое предпринимательство и развитие инноваций». Сейчас Максим сотрудничает с альма-матер, создавая уникальные образовательные проекты — от курсов для студентов до программ повышения квалификации для партнеров ИТМО. Параллельно он занимается коммерческими проектами в рамках собственного бизнеса. О том, как «Мистер ИТМО»-2014 и студент Института комплексного военного образования нашел себя в создании обучающих программ, — в материале ITMO.NEWS.

Максим Иванов

Студенчество: военная кафедра, общественные инициативы и общежитие на Вяземского

Максим, сейчас ты занимаешься образовательными проектами. В ИТМО ты изучал что-то близкое к этой теме?

Поступая в ИТМО, я выбрал Институт комплексного военного образования, направление — информационная безопасность. Я хотел стать суперспециалистом менно в этой области. Уже во время обучения понял, что это на самом деле не то, чего я хотел, но все равно окончил специалитет с красным дипломом. Просто с 3 курса начал параллельно обучению искать себя. У меня была личная боль: меня не устраивал консервативный формат обучения, с которым сталкивается каждый человек в школе или университете. Я понимал, что преподавать материал курса можно по-другому. Так что постепенно пришел к мысли: «Надо попробовать это изменить». В то время в менеджерской среде были очень модными кейс-чемпионаты, мне показалось, что они отлично впишутся и в тематику информационной безопасности. Я с другими студентами начал этим заниматься, мы нашли партнеров из индустрии: мы разрабатывали механику, а специалисты из отрасли отвечали за наполнение и контент. В какой-то момент партнеры, с которыми мы общались, захотели взять всю инициативу на себя. И для того, чтобы не тратить время на выяснение отношений, мы отдали им проект, решив, что придумаем что-то еще более крутое. Так и получилось.

Помимо этого, у тебя была насыщенная общественная жизнь. Насколько знаю, ты ведь занимался студенческим самоуправлением?

Да, я жил в общежитии на Вяземского и однажды просто пришел на собрание старост этажей, была такая должность, послушал и понял, что мне это интересно. Меня выбрали председателем. Это было классное время: много знакомств, мероприятий, мы старались делать полезные вещи. На самом деле это большая и важная часть моей студенческой жизни, потому что все основные события, знакомства, опыт так или иначе с этим связаны. Даже мое участие в конкурсе «Мистер ИТМО» и победа в 2014 году. Я вспоминаю сейчас этот опыт с самоиронией, вряд ли бы я пошел на это, если не чувствовал бы поддержку и не относился к этому конкурсу, как к очередной авантюре.

Максим Иванов на «Мистере ИТМО»
Максим Иванов на «Мистере ИТМО»

Каким достижением на посту председателя ты особенно гордишься?

Тем, как мы облагородили внутренний двор общежития. Он был очень непрезентабельным, когда мы там жили. Я решил доказать администрации университета, что студенческое самоуправление – это не просто сборище молодежи, которая ничего не решает, а наоборот, мы на деле можем изменить качество нашей жизни и учебы. Было принято решение организовать субботник. Я договорился с администрацией (снимаю перед ними шляпу, они не только разрешили это сделать, но и активно помогали), лично обошел всех студентов, которые жили в общежитии. Они доверяли нам, потому что мы действительно старались для них: организовывали праздники, посиделки с настольным играми, блинами угощали на масленицу. Так что когда я всех пригласил, то на субботник вышло очень много людей, несколько сотен человек точно. Вместе мы заменили верхний слой грунта, покрасили бордюр, посадили газон и кусты, которые, кстати, до сих пор там растут, еще мы привели в порядок велосипедный гараж. Позже я даже победил в конкурсе «Студент года» как раз в номинации «Студенческое самоуправление».

С какими чувствами ты вспоминаешь студенчество?

С теплом, наверное. Университет дал мне друзей, которые до сих пор составляют основной костяк моего круга общения. Опять же, опыт в организации различных активностей, участие в них — все это сложилось в общую копилку того, кем я сейчас являюсь и чем занимаюсь.

От информационной безопасности к Learning experience design

Когда ты всерьез задумался о создании образовательных программ?

Я был на пятом курсе, как раз писал диссертацию. Тогда долго думал над темой и в итоге выбрал что-то на стыке образования и информационной безопасности. Так, чтобы писать не просто абстрактную историю, а ту, которая будет мне интересна. До того, как на 3 курсе мы стали делать кейс-чемпионаты, у нас был опыт в организации квестов. Сначала мы организовывали их в рамках общежития, потом перешли на городской уровень. Тогда я обратил внимание, что мне очень нравится продумывать и создавать различные игровые механики для заданий. С этого времени я перешел к коммерческим заказам. Первыми, с кем мы сотрудничали, были компании, занимающиеся информационной безопасностью, так как я понимал их специфику. Сейчас, конечно, мы работаем с огромным спектром организаций из разных сфер – со школами, университетами, коммерческими структурами.

Почему как раз в это время ты принял решение пойти в магистратуру, а не просто продолжил работать?

Я наткнулся на программу «Технологическое предпринимательство и развитие инноваций», во время которой можно запустить свой стартап. Мне показалось, что это крутая возможность расширить свои знания, тем более, если есть возможность обучаться в магистратуре, почему бы ее не использовать. За время обучения я успел съездить по обмену в Китай и даже прошел там курс международного MBA, хотя изначально это не было оговорено, но у меня получилось договориться с директором программы. Так что магистратура была крайне полезной и интересной для меня. К тому же я считаю, что на подобных программах важную роль играет именно среда: большинство тех, с кем я учился, успешно развивают свой бизнес или работают на очень интересных позициях, в больших проектах.

Как ты пришел на работу в ИТМО?

Работу в университете мне предложила Нина Яныкина, которая тогда была директором Института развития технологий и предпринимательства. Начинал я еще во время учебы, потом перешел на формат полноценного сотрудничества.

А как же твой бизнес?

Я продолжаю им заниматься. Его специфика в том, что команда собирается под проект, а когда задача завершена, мы расходимся по другим делам, но остаемся на связи. Так что мне не нужно в постоянном режиме содержать офис, сотрудников, поэтому я могу работать в университете с такими проектами, с которыми внешний человек не сталкивается, а для понимания того, как устроено образование, это необходимо. Я часто брал отпуск за свой счет или работал по праздникам и выходным. Теперь я понимаю, что тогда изобрел идеальный для себя формат работы, когда могу диверсифицировать свой заработок и участвовать именно в тех проектах, которые мне интересны, а для своего работодателя делать прорывные проекты, будучи просто в роли сотрудника.

Для ИТМО ты создаешь образовательные программы, в том числе курсы повышения квалификаций, ведешь пары для студентов. Зачем тебе эта работа, если у тебя есть бизнес?

Вопрос не в деньгах. Мой бизнес покрывает все мои потребности, но работа в университете дает мне близость к образовательной среде. Сложно создавать какие-то проекты в этой сфере, если ты находишься в отрыве от нее, не понимаешь тренды и специфику. Например, в ИТМО я вел курс для магистрантов и мог наблюдать в динамике, как они растут в своих знаниях, какие подходы реально работают, а какие нет, как поддерживать мотивацию к учебе. Ни один внешний заказчик не даст мне такой опыт.

Расскажи про самые интересные проекты, которые успел реализовать?

Мне кажется, то, чем я занимаюсь, можно назвать «learning experience design», или «проектирование образовательного опыта», если по-русски. В этой роли я сделал несколько крупных проектов. Во-первых, для ИТМО я готовил игру по технологическому предпринимательству. Суть этой деловой игры в том, что команды на старте получают одинаковые портфели технологических проектов, которыми им нужно управлять. Побеждает тот, кто сделает это наиболее эффективно. В игре есть экономика, командная работа и баланс, приближенный к реальному.

Во-вторых, был курс для Тюменского государственного университета (ТЮМГУ) на 825 человек. Пожалуй, это был самый массовый проект в оффлайне. Мы организовывали для студентов недельный курс по управлению проектами. Было достаточно сложно, потому что участников так много, а нас пятеро. Мы вышли из положения, разбив их на группы и подготовив для каждой наставника. Кроме этого, разработали онлайн-материалы, приложения, игры, методички.

И третий кейс – не самый массовый, но он отражает то, куда хочется расти. Мы создали симулятор угледобывающей компании, на котором команды могут управлять активами, инвестировать в технологии, выбирать стратегию и зарабатывать. У всех равные начальные условия, так что только от их мастерства в распределении ресурсов и менеджменте зависит то, какая корпорация победит на виртуальном рынке.

Тренды в образовании и планы на будущее

Какую роль в новых образовательных форматах играет геймификация?

Важную, разумеется. Когда-то именно с нее я начинал свой проект «Teach in game». Мне казалось, что игровой подход — это панацея от всех проблем в обучении. Но чем больше я делаю проектов, тем отчетливее понимаю, что это не волшебная таблетка, ее в принципе не существует. Какие-то задачи геймификация, действительно, помогает решить лучше и быстрее, но иногда нужны и другие форматы: кейсы, практико-ориентированные курсы, обучение на рабочем месте или просто качественный материал.

Еще один важный тренд в российском образовании — это онлайн-обучение. Как относишься к нему?

Отлично! Считаю этот тренд очень классным, но не думаю, что он в реальности заменит большинство образовательных форматов, которые сейчас есть в России. Дело в том, что я, когда вспоминаю себя в школе и смотрю на школьников сейчас, осознаю, что в классической системе образования никто не учит самостоятельному обучению, никто не показывает, как доходить в онлайн-курсах до конца. Наша проблема в том, что мы все не умеем эффективно учиться, в большинстве случаев, мы используем модели из детства, со школы — но это либо копирование за учителем, либо выполнение типовых задач. Там нет ничего о дополнительном образовании и мотивации, которую нужно культивировать в себе. А это основной момент, когда меняются общественные привычки, потому что только тогда меняется и базовый формат образования. А у онлайн-образования в широком смысле шансы есть.

Перед интервью ты сказал, что в настоящий момент находишься в отпуске по уходу за ребенком. Почему вы с супругой приняли такое решение?

Вообще, это крутой опыт, всем советую. Кроме того, пока я работал в университете, довольно часто брал отпуск за свой счет, пока занимался своим проектом, так что большой отпуск по уходу за ребенком — это возможность немного отдохнуть от того ритма и графика, который у меня был последние годы, и плотно заняться своим делом.

Какие у тебя профессиональные планы?

Я бы хотел получить международный опыт. Мне интересно поработать какое-то время за границей, возможно, в Азии, потому что там более продвинутое отношение к технологиям. Но это тоже будет временный опыт, я не собираюсь совсем оставлять университет или свой бизнес, тем более что в планах несколько идей, которые сильно завязаны на IT-решениях и возможностях в масштабировании. Еще я проникся идеей, которую сам же продвигал во время работы в Институте развития технологий и предпринимательства: университет должен стать центром притяжения и выстраивать вокруг себя выпускников, общественные организации и частные компании. Я хотел бы оставаться частью этой экосистемы.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба