Девять лет назад барса Киру привезли в Петербург из Канады, она родилась 5 апреля 2003 года. Спустя два года жизни в зоппарке Кира нашла себе «мужа», и у пары редких хищников появилось потомство — малыши Сид и Ронда, которые, повзрослев, переехали в другие зоопарки.
Сейчас в зоопарках мира живет около двухсот этих величественных кошек. В дикой природе численность редких хищников катастрофически мала. По данным WWF*, в России обитает около 80-90 снежных барсов, в то время как на планете — не более четырех тысяч особей.
Снежный барс, или ирбис, обитает и охотится в горах: животное можно встретить в горных районах Азии – от Афганистана до западного Китая, в Гималаях, на Тибете, в горах Монголии, на Алтае. Именно из-за труднодоступности мест обитания он до сих пор остается малоизученным животным. Сегодня во всех 12 странах своего ареала барс имеет статус исчезающего вида и внесен в Красную книгу международного союза охраны природы. Однако он до сих пор находится под угрозой вымирания: барсов продолжают истреблять браконьеры, негативно на их численность влияет и сокращение популяции горных козлов, являющихся основной добычей хищников.
«Покорми барса» — благотворительный проект студенческого спортивного клуба Университета ИТМО
Добиться того, чтобы барс создал семью в неволе и пара стабильно давала потомство, достаточно сложно. В России снежные барсы регулярно размножаются в Московском зоопарке, а недавно барсята появились в зоопарке Перми. В дикой природе барсы, как правило, живут до 14 лет. В неволе — в среднем до двадцати четырех. Поэтому снежного барса Киру из Ленинградского зоопарка можно по праву считать долгожительницей. Именно ее и решили взять под опеку в студенческом спортивном клубе Университета ИТМО «Кронверкские барсы».
По словам автора благотворительного проекта, заместителя председателя ССК «Кронверкские барсы» Дмитрия Русанова, идея зародилась еще два года назад. До этого похожий опыт был у РГПУ имени Герцена. Университет, символом которого является пеликан, опекал пару этих обитателей Ленинградского зоопарка — Серафима и Аграфену. Однако до этих пор ни один из студенческих спортивных клубов России не брал на себя ответственность помогать редким хищникам.
«Барса Тима — символ "Кронверкских барсов" — знают далеко за пределами Университета ИТМО. Это не только символ команды, но и спортивный бренд вуза, который сегодня узнают по всей стране. Но до сих пор ни один студенческий спортивный клуб не взял на себя обязательство помогать настоящему животному, — рассказывает он. — Когда мы узнали, что в Ленинградском зоопарке живет барс, решили взять его под опеку. Идею мы вынашивали два года, она постепенно трансформировалась и превратилась в благотворительный проект. Ленинградский зоопарк поддержал нашу инициативу — с 1998 года там существует программа "Опека животных", участником которой может стать любое физическое или юридическое лицо. Все средства идут на питание, содержание обитателей зоопарка».
Ежемесячное содержание хищника обходится примерно в 27 тысяч рублей: в день барсу требуется не менее трех килограммов мяса, остальные деньги тратятся на чистку клетки, витамины, регулярные ветосмотры. В месяц организаторы проекта планируют собирать не меньше этой суммы, поэтому приветствуются любые пожертвования — от ста до тысячи рублей и более. Средства можно отправить через специальную форму на официальном сайте проекта «Покорми барса». За каждый взнос полагается фирменный подарок, но можно и просто поддержать проект, отправив любую сумму по мере возможностей, добавляет Дмитрий Русанов.
Смогу ли я «покормить барса» по-другому?
В будущем авторы проекта планируют расширить возможности сбора взносов. Помочь снежному барсу можно будет не только «покормив» его через форму на сайте, но и, например, купив чашку кофе. Начальник департамента молодежной политики, председатель студенческого спортивного клуба «Кронверкские барсы» Евгений Раскин отмечает, что в дальнейшем инициативу готова поддержать столовая Университета ИТМО и магазин ITMO.STORE.
«Есть мысли о том, чтобы по примеру “Макдональдса” 10% от кофе, который студенты и сотрудники вуза покупают в столовой, отправлять на содержание барса. Такие же проекты мы готовы делать с магазином ITMO.STORE. И они, в свою очередь, также готовы поддержать нашу инициативу, — говорит Евгений Раскин. — Но в целом мы преследуем глобальную цель: привлечь внимание аудитории — а это студенты, сотрудники и выпускники вуза — к проблеме сохранения дикой природы. Это не только защита животных, но и в широком смысле — защита окружающей среды. Как нам кажется, люди должны понимать, сколько это стоит, и задуматься, сколько еще в зоопарках находится животных, нуждающихся в поддержке».
*Некоммерческая организация, признанная «иностранным агентом»