Конференция
Конференция была условно поделена на два блока. Первый состоял из практических дискуссий между специалистами по поводу того, как вообще будет работать робономика, что нужно знать для программирования экономики роботов, какими программными средствами для этого пользоваться. Также участники обсудили методики организации технологических и бизнес-процессов, которые необходимы разработчикам экономики роботов, в частности, технологии гибкой разработки Agile, концепцию непрерывной интеграции в программировании GitLab CI.
Второй блок конференции был скорее теоретическим. Слушатели и спикеры обсудили внедрение экономики роботов в «умные» города и в системы управления флотом дронов, различные платформы блокчейн и биткоин и их роль в будущем. Удалось поговорить и о системе «умных» контрактов, разработанной компанией Aira. Кроме того, участники затронули юридические особенности развития таких форм привлечения средств, как ICO. Подробнее об ICO и биткоин можно прочитать здесь.
На «Робономике» собрались робототехники, программисты, идеологи блокчейна и криптовалют, юристы и экономисты. Почему такой разброс специалистов? Дело в том, что экономика роботов затронет не только «айтишников», но и каждого человека в отдельности. И в новом мире, где роботы смогут заключать «умные» контракты с людьми и между собой, возникнут социальные и экономические проблемы. ITMO.NEWS обсудил их с ассистентом кафедры систем управления и информатики Александром Капитоновым, который также выступил на «Робономике».
Как будет работать робономика?
Базовое свойство робономики – это заключение «умных» контрактов между роботами и людьми и между роботами и роботами. Чтобы понять, как это может работать, представьте вендинговый аппарат, которому больше не требуется обслуживание человека. Когда снеки и шоколадки в аппарате заканчивается, сигнал об этом поступает в «систему». Затем алгоритм «системы» заказывает у поставщика снеки и заключает с ним контракт по блокчейн. Это схема, в которой, грубо говоря, все участники знают обо всех сделках, поэтому обмануть друг друга контрагентам не получится. При этом оплата аренды и электричества может проходить по аналогичной схеме.
А если роботы смогут не только выполнять какую-нибудь единственную функцию, а несколько? И заключать контракты с людьми? Пример был представлен на конференции «Робономика». Представьте, что был заключен «умный» контракт на доставку груза роботом из пункта А в пункт В. Робот начал маршрут, но по какой-то причине, предположим, из-за неожиданного ливня, его аккумулятор быстро сел. Робот «понимает» что ему нужно зарядиться. Для этого ему нужна розетка. Он ищет в базе данных ближайшие розетки и находит, что такая есть в квартире условной Лены. Но Лена не даст роботу просто так зарядиться, ведь это не ее проблемы, да и почему она должна бесплатно помогать? Поэтому робот предлагает Лене услугу: взять дополнительный груз от Лены для перевозки. Он заключает с ней «умный» контракт, и Лена пускает робота к себе в дом.
Подробнее о концепте робономики и «умных» контрактах вы можете прочитать в нашем материале про компанию Aira, которая разрабатывает технологические решения для реализации проектов робономики.
Бонусы робономики
Во-первых, робономика приводит к максимальному снижению человеческого фактора при реализации любых услуг. Во-вторых, она сделает прозрачными не только финансовые операции, но сам процесс промышленного производства. Почему это важно?
Александр Капитонов привел следующий пример. Сейчас в Европе развивается концепция компенсации так называемого углеродного следа. Люди готовы заплатить дополнительные деньги за погашение углеродного следа, возникшего при производстве продукта. Нужно отследить, каков был объем загрязнений, и сделать пропорциональный взнос. Эти деньги могут аккумулироваться в каком-нибудь фонде, который перераспределяет их в развивающиеся страны, где экологические инициативы и проекты сводятся к нулю. И эти страны используют средства на создание более экологически чистых производств.
Вы спросите: а кто будет следить за движением денег? Все просто: контракты будут заключаться только «умные», а все мероприятия по контролю за выбросами и по внедрению экологических инициатив будут проводиться с максимальным использованием автоматизации. Таким образом, систему не обманешь, ведь все будет автоматизировано. А технология блокчейн позволяет это сделать быстро и безопасно.
Кроме того, робономика станет основой индустрии 4.0. Это концепция промышленной революции, после которой системы производства, вещи и аппараты будут общаться между собой, а все процессы синхронизироваться. В результате это должно привести к улучшению сервисного обслуживания. Например, ваши системы «умного» дома сами будут оповещать другие системы на разных заводах о том, что та или иная техника вышла из строя и ей нужна замена.
«В конечном итоге, не будет разделения людей и роботов. Мы все станем некоей биокиборгинизированной системой. По сути, это происходит уже сейчас. Мы уже не представляем себе жизни без смартфона», – сказал Александр Капитонов.
Нерешенные проблемы робономики
«Еще толком не внедрили Интернет вещей, который, на мой взгляд, является лишь малой частью будущего, как уже пытаемся переключиться на Индустрию 4.0, которая включит в себя Робономику. Поэтому сейчас у нас пока больше вопросов, чем ответов», – подчеркнул Александр Капитонов.
Каковы главные возможные проблемы робономики? Нет, не восстание машин, как может показаться. Хотя предсказать, что произойдет, если робот все-таки «осознает» себя благодаря искусственному интеллекту, глубинному обучению и нейросетям, тоже сложно. Но это дело слишком далекого будущего. Гораздо важнее другие, социальные и экономические проблемы, которые могут возникнуть уже в пределах десяти лет – такой срок Александр Капитонов дает для того, чтобы робономика стала существенной частью нашей жизни.
Проблема №1: опасность «центра»
Сразу же возникает вопрос: а не захватят ли мир те, в чьих руках будет производство и контроль роботов? Ведь кто-то должен их делать, писать для них программы, выстраивать алгоритмы их работы и, в конце концов, сдавать их в аренду! Так, сначала, вероятно, появятся компании-интеграторы, которые будут предоставлять определенные роботизированные услуги для нужд компаний. Создавать системы, по которым роботы будут взаимодействовать между собой, будет не очень проблематично: уже сейчас есть необходимые для этого платформы, и их программный код находится в открытом доступе. Так, условно, любой программист сможет его использовать и шлифовать под запросы клиента.
Но когда робономика станет такой же неотложной частью жизни, как наличие смартфона в руках, и начнет внедряться в социальные сферы, вот здесь на «стражу порядка» может встать государство или крупная корпорация. Они могут захотеть создать единый центр контроля и управления за роботами, «умными» контрактами. Это очень опасная ситуация, подчеркнули на «Робономике-2017». Роботизированные автобусы, контролируемые из центра, могут просто отказаться доставлять вас, куда вам надо, если этого не захочет «центр». Если «центру» не нужно, чтобы вы покупали какой-то товар, он может запретить роботам и работающим в магазинах программам заключать с вами «умные» контракты на покупку этого товара. То есть, грубо говоря, возникает опасность ограничений прав человека. Кроме того, само создание «центра» значит, что его можно захватить и использовать в недобросовестных целях. И наконец, сбой в такой централизованной системе приведет не просто к отмене доставки пиццы, но к технологическому апокалипсису.
Проблема №2: кто будет платить налоги?
Закономерна и другая проблема: сокращение рабочих мест. Это неизбежно. Аудит, оценка рисков, прогнозирование – даже эти операции смогут делать роботы. Людям останется творчество.
«Возникает проблема перераспределения ресурсов. Кто и как будет платить налоги в бюджет, если вместо людей будут работать роботы? И что должно будет облагаться налогом? Роботы? Процессы, которые они совершают? Важно понять, как нужно будет справедливо распределять капитал в условиях тотальной роботизации», – рассуждает Александр Капитонов.
Сейчас сотрудники кафедры социальных и гуманитарных наук Университета ИТМО начинают работать над решением этих вопросов с научной точки зрения. Работа по исследованиям будущих экономических и юридических вопросов, которые возникнут в робономике, будет вестись совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета.
Не обойдется и без образовательных программ в области робономики. Например, Университет ИТМО совместно с европейскими партнерами выиграл грант по программе Erasmus+ для создания открытой системы образовательных практик по тематике «Интернет вещей», где будут продемонстрированы примеры робономики. Необходимо будет разрабатывать и другие программы, которые будут учитывать все аспекты экономики роботов, как технологические, так и экономические и социальные.