Мы достаточно много знаем о партнерстве Microsoft с разными учебными и административными организациями по линии предоставления программного обеспечения и другого взаимодействия, ставшего уже традиционным, в то время как про сотрудничество Microsoft и различных институций, включая вузы, по линии развития «умных» городов мы знаем гораздо меньше. Расскажите про эту форму сотрудничества.
Я приехал, чтобы обсудить темы, связанные с проектом «Умный Санкт-Петербург», в котором Университет ИТМО играет важную роль. Мы обсуждаем те направления, которые, с точки зрения Microsoft, важны в контексте «умных» городов, и где мы могли бы совместно с Университетом ИТМО запускать пилотные проекты, пробуя новые технические решения, особенно по направлениям интернета вещей, работы с большими данными, машинного обучения, искусственного интеллекта и когнитивных сервисов. Все перечисленное – это те инновационные технологии, которые сейчас есть внутри облачной платформы Microsoft Azure, и которые мы считаем самыми перспективными в контексте развития «умных» городов и регионов.
Есть еще одна тема, связанная с «умными» городами, – «умные» кампусы. Под кампусом мы понимаем совокупность зданий – например, корпусов вуза, многопрофильных больниц, элементы административной инфраструктуры. Здесь возникает много интересных задач с точки зрения управления инженерной структурой, всей средой, в частности, отоплением, светом и прочим. На основе передовых технологий можно разрабатывать решения для здравоохранения, для среднего и высшего образования. Например, сейчас мы делаем пилотные проекты с Финансовым университетом при правительстве РФ, тестируя элементы умного кампуса, когда с помощью технологий мы можем контролировать качество воздуха в студенческих помещениях и уровень освещенности.
Есть и более экзотические применения технологий. Так, за счет анализа видеопотока с камер, расположенных в здании, можно анализировать потоки студентов, на основе технологий распознавания лиц можно понимать реальную посещаемость, на основе анализа эмоций можно отследить, насколько студенты погружены в процесс обучения, насколько им нравится или не нравится процесс преподавания того или иного предмета. Все это возможно благодаря когнитивным технологиям: компьютеры умеют распознавать эмоции, естественную человеческую речь, и это находит интересные применения в области «умных» городов. Технологии машинного обучения позволяют предсказывать для конкретного студента возможность возникновения проблем в учебе, они могут даже предупреждать о возможных рисках. Сейчас все эти идеи находятся на стадии обсуждения.
В реализации концепции «умных» городов задействованы несколько сторон: это и институты урбанистики, и частные компании, и государство. Какова расстановка сил разных институций в реализации проектов «умных» городов и регионов?
У каждого своя роль. В конечном итоге, инициатива и руководством процессом исходит от администрации городов и регионов. Именно на администрации лежит ответственность за то, чтобы эти процессы запускались. Это непросто, потому что «умный» город – это очень широкая тема. Это и «умная» цифровая администрация, и безопасность, и транспорт, и управление городскими инженерными коммуникациями, и зданиями, и водоснабжение, и энергетика, и управление здравоохранением на уровне территорий (речь даже не об автоматизации внутри больниц, а о контроле здоровья населения на определенной территории в целом), это также «умный» туризм и культура, образовательная сфера и другие. Далее в этот процесс вовлекаются «мозговые танки»: здесь важны и вузы в лице научного экспертного сообщества, и компании, которые предлагают решения, в частности, локальные, которые хорошо знают специфику организации деятельности городов. Есть определенная роль и у международных компаний, таких как Microsoft, которые представляют широкий спектр платформенных технологий, которые могут использоваться для создания решений. Монополии здесь ни у кого нет, но есть большое количество вовлеченных сторон.
Расскажите, что подразумевает инициатива CityNext, которую Microsoft предлагает разным городам?
По сути, это зонтичная инициатива создания «умных» цифровых городов и регионов, в рамках которой у компании есть видение того, какого рода решения требуются разным городам сейчас и в будущем для обеспечения устойчивого экономического развития, для создания удобной среды для проживания граждан. Инициатива включает большой список вертикалей от безопасности до транспортной инфраструктуры. У нас есть видение того, какие технологии нужны для создания широкого спектра решений. Microsoft редко занимается созданием реальных индустриальных решений, мы представляем платформу, на базе которой дальше партнеры создают решения для конкретных нужд. Однако, у нас есть четкое представление о технологиях, которые будут востребованы в большинстве решений для «умных» городов и регионов.
«Умные» города и регионы это, прежде всего, обработка больших массивов информации, в том числе, собираемой с того, что называется «интернетом вещей». Это те датчики и видеокамеры, контролирующие дорожное движение, состояние среды проживания в городе и другое. Мобильные телефоны – тоже датчики, которые при согласии пользователей могут давать много информации о перемещении граждан по территории. Большие данные необходимо обрабатывать в режиме реального времени и понимать, в каком направлении развивается ситуация, чтобы предугадать и предупредить проблемы. Например, предсказывать дорожную ситуацию в перспективе получаса-часа, и, поняв, что она развивается в негативном направлении, предложить решения, которые смягчат негативные последствия. Обработка данных требует использования интеллектуальных алгоритмов с элементами машинного обучения и использованием технологий, которые позволят эффективно управлять инфраструктурой. Microsoft в свою облачную платформу включил большой спектр этих технологий, поэтому компании, не затрачивая большие ресурсы на создание базовых элементов решений, берут эти технологии и делают готовые конечные решения для территории города. Инициатива CityNext позволяет создавать широкий спектр городских решений, прежде всего, нашим партнерам как зарубежным, так и отечественным. Мы ищем тех, кто готов делать инновационные решения для умных городов.
Насколько Санкт-Петербург открыт для инициативы CityNext?
Сейчас сотрудничество с Санкт-Петербургом происходит в рамках традиционных отношений. Вместе с тем, сейчас мы идем к тому, чтобы запустить инновационные применения технологий в Санкт-Петербурге. В рамках диалога с реализаторами проекта «Умный Санкт-Петербург» мы надеемся найти направления, по которым можно будет запускать пилотные проекты.
Летом 2015 года на одной из конференций вы сказали, что есть пять ключевых технологий «умного» города, которые на тот момент только-только стали доступными, но многообещающими. Среди них технология облачных вычислений, анализ больших данных, технология мобильных вычислений, социальных коммуникаций и интернет вещей. Как сегодня, спустя два с половиной года, эти технологии меняют жизнь горожан?
У меня есть стопроцентная уверенность в том, что мы находимся на этапе, когда волна использования этих технологий только поднимается. Интерес к технологиям в стране возрос, особенно в связи с обсуждением инициативы цифровой экономики и соответствующей программы, которая обсуждается на самом высоком уровне. Начали создавать рабочие группы по различным направлениям в рамках цифровой экономики, поэтому все эти мегатренды стали составной частью инициативы цифровой экономики. Сейчас нарастающим темпом технологии начнут развиваться и применяться в стране. Я думаю, в ближайшем будущем мы увидим подтверждение более масштабного использования технологий, речь идет о нескольких годах.
Есть противоречивые инициативы, которые могли бы облегчить жизнь города и горожан, но зачастую они не могут быть реализованы из-за того, что кардинально поменяют всю бизнес-структуру. Ранее вы рассказывали о технологии экономии ЖКХ платежей… Насколько такие проекты реализуемы?
Здесь два главных аспекта. Первый аспект – технический: можно ли технически решить данную конкретную задачу. Второй аспект – нормативно-правовой. В данном случае мы понимаем, что технически задача решаема, и мы понимаем, что можем решить ее не завтра, а уже сегодня и прямо сейчас. Дальше возникает вопрос заинтересованности тех ресурсоснабжающих организаций, которые занимаются эксплуатацией в сфере ЖКХ, в реализации этого проекта. То есть будет ли заинтересована ресурсоснабжающая организация в том, чтобы ее ресурсы экономились или, наоборот, хочет, чтобы ее ресурсы использовались в большем объеме? Здесь роль регулятора берет государство, так как важно, чтобы на рынке была создана такая нормативно-правовая система, чтобы она обеспечила внедрение новых технологий, гарантирующих эффективную работу городского хозяйства и обеспечивающих экономию ресурсов, которые вовсе не безграничны.
Вопрос технико-экономического обоснования часто задается, и это очень широкий спектр вопросов, потому что эффекты от внедрения новых технологий очень часто заметны не только в области физической экономии тепла, газа, воды, электроэнергии и других ресурсов, а часто связаны с тотальной возможностью реорганизации бизнес-процессов, в том числе в сфере городского хозяйства. Пример, когда за счет «умных» технологий мы можем управлять котельными на определенной территории: вместо локальных бригад можно удаленно мониторить ситуацию и выводить нужный режим подачи тепла с учетом внешних факторов, которые компьютер может учитывать (состояние оборудования, прогноз погоды), можно также обеспечить удаленное обслуживание котельных. На основе методов предсказания и аналитики информационные системы будут понимать, что какое-то оборудование начинает деградировать по техническим параметрам, и, тем самым, предупреждать аварийные ситуации. Все эти возможности могут на десятки процентов сократить эксплуатационные расходы работы котельных, дать 10-30% экономии таких ресурсов, как топливо, электроэнергия, вода. При этом за счет точности прогноза используемых ресурсов экономия в денежном выражении будет еще больше, потому что контракты на поставку топлива выстроены следующим образом: если вы перебираете законтрактованный объем или не добираете его, вы платите с повышенным коэффициентом, а за счет компьютерных технологий вы можете более точно прогнозировать необходимые объемы и попасть в узкие рамки, таким образом, не переплачивая за перебор или недобор объема. То есть это история не только про экономию, но про реорганизацию бизнес-процессов.
Сегодня горожане замечают изменения в транспортной, медицинской и административной инфраструктурах. Расскажите про неочевидные применения «умных» технологий в рамках концепции «умных» городов и регионов?
У нас сейчас есть пилотные проекты, связанные с повышением качества оказания услуг в МФЦ – физической инфраструктуры оказания государственных услуг, которая работает достаточно эффективно и с которой многие жители страны уж познакомились. Когда вы приходите в МФЦ, после того, как вы получили услугу, вы можете нажать на кнопку и выбрать, понравилось или не понравилось обслуживание. Сейчас возникли возможности нового рода. Установив веб-камеру, можно анализировать лицо гражданина, который пришел в МФЦ, и в процессе его общения с сотрудником МФЦ на основе использования когнитивной технологии понимать его эмоции, насколько он удовлетворен общением. Технология распознавания естественного языка позволяет понять, насколько сотрудник МФЦ следовал предписанному скрипту оказания услуги, и, в конечном итоге, появляется объективная информация о качестве оказания услуг. Кроме того, технологии позволяют на лету понимать, какие дополнительные услуги конкретному гражданину будет полезно тут же предложить в зависимости от того, кем является гражданин и к какой социальной группе принадлежит. Также технологии могут использоваться в области безопасности: они позволят оперативно анализировать огромный поток видеоинформации и идентифицировать тех людей, которые находятся в розыскных базах. Все это стало возможным благодаря использованию алгоритмов на основе нейростетей и вычислительной мощи компьютера, которая не была доступна еще 5-7 лет назад.
Александр Данилин выступил в Университете ИТМО в рамках обсуждения инновационных проектов и решений для проекта «Умный Санкт-Петербург», в реализации которого Университет ИТМО играет ключевую роль. Проект рассчитан на три года и предполагает внедрение до 2020 года единой системы стратегического и оперативного контроля различных сфер жизнедеятельности с использованием самых современных информационных технологий, а также дальнейшее развитие практики «Открытого правительства».