Современные тренды школьного образования: как меняется система в Петербурге
Первым слово взял Валерий Волков, начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга, который рассказал о трех ключевых компонентах, необходимых для совершенствования петербургской школы и системы образования в целом с точки зрения международного контекста. Он отметил, что представители органов государственной власти понимают многообразие изменений, которые сегодня происходят в образовании и которые обусловлены как развитием самой системы, так и изменениями общества в целом. И в этой связи одной из ключевых линий развития системы становится стандартизация вопросов образования, которая, в свою очередь, задает формат образовательных программ и является фундаментом для развития успешных практик.
Еще одной тенденцией, которая свидетельствует о появлении нового подхода к образовательному процессу, — изменение роли образовательной среды как самих учреждений, так и включение в этот процесс социальной, городской среды, также призванной решать образовательные задачи, говорит эксперт.
«Сегодня большинство специалистов сходятся во мнении, что образование сегодня — это не только и не столько школа, сколько конгломерат основного и дополнительного образования, социальных партнерских связей, взаимодействия с различными структурами, в том числе с бизнесом. Могу привести пример, который подчеркивает тесноту этого взаимодействия: это проекты, которые развиваются в системе общего и дополнительного образования, — World Skills и Junior Skills, где идет плотное взаимодействие с работодателями, представителями бизнес-структур. Здесь ребята реально могут получить систему профессиональных навыков вне школы», — отмечает Валерий Волков.
И наконец другим немаловажным направлением остается вопрос профессионального развития педагогов. В этот процесс, как подчеркивает представитель Комитета по образованию, также все больше включаются частные структуры.
Интеграция бизнеса в учебный процесс: почему высокотехнологичные компании все активнее идут в школы
Участниками дискуссии стали и представители бизнес-структур. Лучшие практики взаимодействия со школами и вузами представили сотрудники крупнейших компаний России — Сбербанк, BIOCAD, «Газпромнефть — региональные продажи», холдинга GS Group. Анатолий Локотков, заместитель директора головного отделения по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка Сбербанка и Каринэ Коряковцева, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ и внутренним коммуникациям Управления маркетинга и коммуникаций компании, представили новый образовательный проект Сбербанка для учащихся школ и вузов, направленный на повышение финансовой грамотности.
Курс представляет собой серию уроков в игровой форме, в течение которых детям рассказывается об азах финансовой арифметики, планирования бюджета и правилах финансовой безопасности, рассчитан он на учеников пятых-седьмых классов. Программа занятий и методологические материалы разработаны специалистами в области финансов, а преподавателями курса являются сотрудники банка. Как отмечают представители компании, Сбербанк уже готов сотрудничать с 50 заинтересованными школами Петербурга. Проводить занятие рекомендуется во время классных часов либо факультативов, однако специалисты не исключают, что в перспективе он может быть внедрен и в общий учебный план.
«Наша цель — объяснить ребятам, что такое в общем смысле доход, налоги, из чего складывается бюджет и как стоит подходить к его планированию, чтобы иметь возможность сбалансировать доходы и расходы. При этом мы не собираемся говорить с детьми о банковских продуктах и услугах, курс нацелен на понимание базовых вещей и рассчитан на учеников пятых-седьмых классов. Ведь это именно тот возраст, когда дети уже получают деньги на карманные расходы и начинают принимать собственные решения, порой совершая ошибки», — говорит Каринэ Коряковцева.
Об опыте взаимодействия высокотехнологичного бизнеса со школами рассказала Александра Глазкова, вице-президент по управлению персоналом BIOCAD. Компания с 2015 года сотрудничает с физико-математическим лицеем Жореса Алферова, где специалисты читают курс «Биомедицинская информатика». Кроме того, BIOCAD уже несколько лет осуществляет финансовую поддержку талантливых детей — участников международных и российских научных соревнований, а также сотрудничает с образовательным центром «Сириус» в Сочи.
По словам Александры Глазковой, участие высокотехнологичного бизнеса в системе школьного образования — не новость, а то, что уже давно определяет обычную работу компании. Постепенно в процесс взаимодействия включается все больше школ, однако продуктивная работа может сложиться лишь с теми партнерами, которые, как и топ-менеджмент инновационных компаний, способны быстро реагировать на изменения среды и разговаривать с бизнесом на высокотехнологичном языке, отмечает она.
Конкуренция за таланты не только в вузах, но и в школах все больше усиливается, и высокотехнологичные компании должны понимать, что обучение их потенциальных будущих сотрудников начинается еще в школе, соглашается Андрей Безруков, директор по стратегическим проектам и коммуникациям холдинг GS Group. Это инжиниринговая компания, специализирующаяся на разработке, внедрении и поддержке высокотехнологичных решений в секторе информационных технологий и систем безопасности.
В течение нескольких лет холдинг проводит профориентационную программу, дающую молодежи возможность сориентироваться в выборе будущей специальности и стать сотрудниками инновационного кластера «Технополиса GS» и других высокотехнологичных предприятий. В программу входят серия экскурсий на заводы кластера для школьников, производственная и преддипломная практика для студентов, стажировка выпускников профильных вузов с формированием необходимых компетенций, а также совместные образовательные программы с высшими и средними специальными учебными заведениями.
По словам Андрея Безрукова, с 2013 года в проектах компании — международных конкурсах по математике и физике, организованных GS Group, — приняли участие свыше 17 тысяч старшеклассников из нестоличных городов России. Главным призом конкурсов является годовая именная стипендия при поступлении в профильные вузы на специальности, востребованные в «Технополисе GS».
«Зачем в принципе высокотехнологичному бизнесу идти в школу? Конкуренция за таланты сейчас дошла до такой степени, что действительно высокотехнологичный бизнес, который конкурирует на международной арене, не говоря уже о российском рынке, вынужден заниматься в том числе средним образованием. Но чтобы заниматься школьными программами, нужно быть уверенными в бизнесе как минимум лет на семь, нужно понимать, что наши инвестиции вернутся к нам, когда эти ребята будут уже заканчивать бакалавриат. Как раз сейчас у нас появляется первая волна ребят, которые выпускаются с первых бакалаврских программ и уже идут к нам работать. И на наш взгляд, особенно важно дать им еще со школьной скамьи ощущение свободы, ответственности за принятие собственных решений и вовлеченность. Те ребята, которые приезжают к нам на предприятия, видят, как работает реальное высокотехнологичное производство, видят реальных инженеров и могут оценить, хотят ли они через несколько лет работать в этой сфере», — рассказывает эксперт.
Траекторный подход: как помочь ребенку определиться с выбором профессии
Инструментом, который позволит ребятам еще в школе примерить на себя роль ученого, инженера или предпринимателя, определить свои интересы и возможности, развить определенные навыки и расставить приоритеты, является проект Университета ИТМО ITMO.START. О том, как работает система персональных рекомендаций и подбора траекторий, рассказал Николай Пшеничный, начальник отдела профориентации и работы с талантами Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО.
ITMO.START помогает выбрать траекторию развития, добавлять активности, зарабатывать коды и получать награды. Портал объединяет все, что Университет ИТМО предлагает школьникам, которые хотят выйти за пределы стандартной программы. Здесь можно узнать о кружках, курсах, хакатонах, соревнованиях, экскурсиях в лаборатории и на предприятия, фестивалях, днях открытых дверей, профтестах, рекомендациях, онлайн-курсах, а также собрать активности в персональный план действий, учитывающий возраст, интересы и профессиональные планы ученика.
Кроме того, после регистрации участник может пройти тест по профориентации, результаты которого помогут определиться с меганаправлением Университета ИТМО и узнать больше о своих склонностях и интересах. Следить за новостями проекта и планировать активности можно также в группе ВКонтакте.