Впервые «Турнир двух столиц» собрал школьников этой весной, финал соревнований принимала Москва. Тогда первый кубок достался сборной из Северной столицы. Главная цель конкурса – научить школьников не просто программировать и строить роботов, но оперативно справляться с возникающими неполадками, быстро «перепрошивать» свои механизмы или ремонтировать их. Именно эти навыки отличают талантливых робототехников от тех, кто выполняет задания по инструкции.
Школьники двух возрастных групп, до 14 лет и до 18, соревнуются в четырех дисциплинах: младшие участвуют в «Царе горы» и «Мостах», а старшие – в «Гонках» и «Качелях». Первая категория – это, по сути, битва роботов-сумоистов, которые должны вытолкать друг друга с небольшого возвышения. В категории «Мосты» робот сначала возводит дамбу путем перемещения губок, а затем едет по проложенным мостам. Третий трек – это гоночные соревнования, в которых устройства ориентируются по линии с помощью датчиков. В «Качелях» также участвуют два робота: один должен забраться по качелям наверх и взять оттуда цилиндрический груз, пока его напарник удерживает качели под уклоном своим весом. При этом роботы должны работать автономно, то есть без какой-либо помощи своих создателей.
Задания немного меняются от турнира к турниру. В «Царе горы» изменилось расположение старта для роботов, в «Гонках» – траектория трека и условия заезда на пит-стопы, в «Мостах» для второго робота, который едет по построенному мосту, появилась дополнительная транспортная задача, а в «Качелях» скорректировали условия, чтобы участники выполняли задание до конца и не могли прибегать к хитростям.
«Здорово, что каждый год конкурсные полигоны немного меняются, это стимулирует школьников развиваться, познавать новое. Для школьников не всегда самое сложное – это программирование. Так, зачастую сложнее построить робота в рамках заданных параметров, то есть, например, определенных размеров. В прошлом году мы также участвовали в “Турнире двух столиц”, ездили на финал в Москву. Но в прошлый раз мы неправильно тренировались, потому что я очень много задач решал за ребят. Перед этими же соревнованиями я старался, чтобы ребята сами решали возникающие проблемы», – рассказывает Роман Попович, тренер одной из команд в треке «Мосты», сотрудник образовательного центра «Стади Лэнд».
Но основное правило не изменилось: на отборочных этапах в Москве и Петербурге выбирается 20 лучших команд, по пять в каждой дисциплине. В этом году в региональном отборе в Санкт-Петербурге участвовало 199 человек, которые объединились в 116 команд, сообщил Николай Пшеничный, начальник отдела по профессиональной ориентации и работе с талантами Университета ИТМО. Он подчеркнул, что в этот раз выросла доля участников из Ленинградской области – каждый третий представлял школы и объединения из области.
Соревнования проходили на площадке губернаторского Физико-математического лицея №30, где на нескольких этажах развернулись конкурсные полигоны. С утра участники могли испытать своих роботов в тренировочных «заездах» и «битвах», а после полудня начались сами состязания, за которыми следили судейские команды и волонтеры. Баллы начислялись как за технику, так и за время исполнения задания. У каждой команды было три попытки показать своего робота в наилучшем качестве, результаты сразу же отражались на цифровых панелях.
По словам организатора турнира от Университета ИТМО, главного судьи Александра Негольса, городские отборочные соревнования в этом году показали более высокий уровень подготовки школьников к заданиям. Это видно из объективной статистики: нулевых результатов по итогам пробных заездов стало меньше. Кроме того, из разговоров школьников с судьями в этом раз было заметно, что они внимательно ознакомились с правилами турнира и поэтому могли аргументировать свои доводы вполне уверенно.
«Но пока не удается исключить из ребят ожидание какого-то чуда, что их робот обязательно будет работать как надо, даже если на тренировочных заездах с ним были неполадки. Например, в “Царе горы” ребята на тренировки подталкивали своего робота, когда он не мог забраться на гору. А в уже конкурсных заездах они этого сделать не могли! И получалось, что участники не решили эту проблему заранее, их робот останавливался в самом начале, а они убеждали себя, что «ведь все же работало!» Я думаю, нам стоит подумать над тем, чтобы давать участникам турнира какие-то предварительные рекомендации. Например, в Москве для них проводились такие занятия, на которых ребятам указывали на их ошибки. Также тренерам стоит обратить на это внимание, хотя им тоже сложно: ведь они сразу тренируют несколько команд», – рассказал Александр Негольс.
Он добавил, что «Турнир двух столиц» уже постепенно начинает выходить за пределы двух городов. Так, в Ивангороде, в одной из школ был построен собственный полигон для тренировок робота для «Царя горы». Организаторы надеются, что в будущем удастся и дальше транслировать опыт соревнований, развивать в школьниках любовь к робототехнике и в регионах.
ITMO.NEWS узнал у юных робототехников, почему они увлекаются этим занятием, чего ждут от «Турнира двух столиц» и что в создании роботов дается им сложнее всего.
Артемий Пермяков, трек «Царь горы», 4 класс, лицей №597
Я начал заниматься роботами два года назад, во втором классе, и мне очень интересно это делать! О том, что такое работы, как можно их конструировать, я узнал из Интернета и попросил сам меня записать на нужную секцию. На Новый год мне также как-то подарили робота. Я сам и конструирую, и программирую робота, второе, конечно, сложнее. Мой робот состоит из инфракрасного датчика, датчика света и двух моторов.
Андрей Ключников и Алексей Маругинин, 8 и 9 классы, трек «Качели», школа №495.
Мы впервые готовили робота под такой тип соревнований, как «Качели», ранее мы делали роботов, которые ездят по линии. Именно поэтому мы выбрали «Качели», потому что хотелось узнать что-то новое, попробовать сделать другого робота. Мы работаем как команда: у одного лучше получается программировать, а у другого – строить механизм из Lego MindStorm. В «Турнире двух столиц» участвуем не ради победы, а просто ради веселья и новых впечатлений и знаний. Для нас обоих робототехника – это, пожалуй, все-таки хобби. Так, один из нас после девятого класса пойдет в колледж и хочет стать архитектором, а другой останется в старшей школе и, может быть, потом займется роботами в вузе.
Михаил Медведев, 6 класс, трек «Царь горы»
Я начал заниматься робототехникой в сентябре этого года в доме творчества. О «Турнире двух столиц» мне рассказал мой педагог. Сейчас мне больше нравится именно строить роботов, чем заниматься программированием, и это выходит у меня легко, хотя программирование у меня тоже хорошо получается. Конечно, надо еще много тренироваться, потому что не все получается, как надо, многого я еще не знаю.
Тимофей Хомяков, 7 класс, трек «Царь горы», школа №582
Я решил попробовать участвовать в «Турнире двух столиц», чтобы попробовать свои силы, понять, насколько я хорошо могу соревноваться с другими ребятами. Ранее о таких соревнованиях я не слышал. О половине тех треков и заданий, которые здесь надо выполнять, я даже и не знаю, поэтому круто посмотреть, что еще можно делать в робототехнике. Собирать робота как такового мне не сложно, гораздо сложнее его запрограммировать.
Всеволод Федоров, трек «Мосты», 8 класс, школа №2 Всеволожска
Когда я выбирал, в каком треке участвовать, то сомневался между «Мостами» и «Царем горы». Но в «Мостах» обычно меньше людей участвует, поэтому шансы победить здесь выше. Непосредственно к этому конкурсу я готовился два месяца, как только нам в школу привезли наборы Lego MindStorm, и я начал конструировать робота, а в целом я занимаюсь робототехникой около одного года. Робота за два месяца получилось сделать достаточно хорошим, правда, были неполадки с программным обеспечением, потому что два робота были сделаны с использованием немного разного софта. Но программу быстро перегрузили. Мне нравится участвовать в этом турнире, я думаю и дальше продолжать участвовать в различных соревнованиях.
Итоги отборочных соревнований «Турнира двух столиц» в Санкт-Петербурге были подведены в тот же день. Примечательно, что соотношение между городом и областью сохранилось и тут: треть призовых статуэток уехала в Ленобласть. По треку «Качели» удалось выявить не пятерых победителей, а четырех, таким образом, в Петербурге состоится еще один этап отбора, в котором определиться двадцатая команда-представитель Петербурга. Финал состоится 14-17 декабря в корпусе Университета ИТМО на улице Ломоносова.
Результаты регионального отборочного этапа в Санкт-Петербурге II «Турнира двух столиц», команды, прошедшие в финал:
Царь горы
Победитель:
Коробочка 2.0 – Герман Купкин, тренер Алексей Романчук (ДМЦ «Юный моряк», Кронштадт, Санкт-Петербург)
Призеры:
Спарки 2 – Даниил Рязанов, Всеволод Городецкий, тренер Алексей Лахменев (ДДТ «На 9-ой линии», Санкт-Петербург)
Е2Е4 – Артем Гончаров, Андрей Панов, тренер Сергей Щеколдин (Межшкольный учебный комбинат, Кириши, ЛО)
Леонардо 1 – Афанасий Журавлев, Вадим Лисин, тренер Любовь Казакова (МБУ ДО «Центр информационных технологий», Ивангород, ЛО)
C-3PO – Игорь Кораблин, Тимофей Хомяков, тренер Валерия Самсонова (ГФМЛ №30, Санкт-Петербург)
Мосты
Победитель:
Алёша и Антоша – Антон Кузнецов, Валерий Хлюстин, тренер Андрей Логинов (ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург)
Призеры:
Non-stop – Всеволод Федоров, Святогор Трухачев, тренер Светлана Умникова (Школа №2, Всеволожск, ЛО)
NoName – Александр Клюкин, тренер Вячеслав Клюкин (МАОУ ДО ЦИТ, Тосно, ЛО)
Кубик – Степан Жоголев, тренер Вячеслав Клюкин (МАОУ ДО ЦИТ, Тосно, ЛО)
Лужский рубеж Мосты – Александр Кузьмин, Андрей Корзюк, тренер Алексей Чистяков (МАОУ ДО «Компьютерный центр», Луга, ЛО)
Гонки
Победитель:
Парадокс – Николай Гареев, Ринат Шехмаметьев, тренер Сергей Щеколдин (Межшкольный учебный комбинат, Кириши, ЛО)
Призеры:
Валерочка – Валерий Повеликин, Валерий Хлюстин, тренер Андрей Логинов (ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург)
НКНБ – Максим Матросов, тренер Владислав Нечаев (ГФМЛ №30, Санкт-Петербург)
Команда А1 – Артемий Торопчин, Артём Витов, тренер Нечаев Даниил Олегович (ГФМЛ №30, Санкт-Петербург)
Вакуоль – Алексей Орехов, Александр Поляков, тренер Михаил Квартин (ДДЮТ Выборгского района, Санкт-Петербург)
Качели
Победитель:
DOPE90 – Павел Прокопьев, Дмитрий Головнев, тренер Андрей Логинов (ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург)
Призеры:
Поляк – Алексей Шелягов, тренер Евгений Сементинов (ГБОУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург)
Kuka – Данил Горбуля, Сергей Папикян, тренер Евгений Сементинов (ГБОУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург)
Armadillo – Михаил Волков, тренер Игорь Лосицкий (Университет ИТМО, Санкт-Петербург)