Mel Science разрабатывает детские наборы для проведения безопасных химических опытов дома. При этом, как отмечают в компании, MEL Chemistry — это первый химический набор, который на самом деле учит химии, а не просто показывает фокусы с научным уклоном. Наборы снабжены образовательным приложением, которое позволяет посмотреть на вещества, участвующие в реакции, в виде 3D-моделей на смартфоне и планшете, а также узнать больше по теме эксперимента и проверить свои знания, пройдя небольшой тест.

Компания имеет два офиса — в Лондоне и Петербурге — и была признана одним из самых интересных и образовательных химических проектов по версии The Royal Society of Chemistry.

С марта 2018 года Mel Science совместно со Школой юного биотехнолога (входит в Центр дополнительного образования для школьников Life Science School, созданный на базе мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО) развивает партнерскую программу, цель которой — научить детей обращаться с реактивами, узнать, что такое химические реакции и как они проходят, и начать с научной точки зрения объяснять явления, происходящие вокруг. Первое занятие, на котором можно было создать собственных силикатных медуз и вырастить водоросли из солей, состоялось накануне.

Мероприятие собрало детей восьми-девяти лет, при этом, как подчеркивают организаторы, такой юный возраст — не преграда для начала занятия серьезной наукой. Тем более, опыты даются проще, если объяснить сложные понятия с помощью понятных даже ребенку предметов. К примеру, как создать причудливых медуз из раствора нескольких веществ? Для этого необходимо использовать силикат натрия, который вступает в реакцию ионного обмена с различными солями, например, с медной солью серной кислоты CuSO4. По отдельности оба вещества существуют в виде плавающих в растворе ионов, но если их смешать, ионы меди и силикат-ионы образуют нерастворимый осадок силиката меди, который из-за вязкости принимает форму медузы.

«Цель нашей компании — привить детям любовь к науке с раннего возраста. Эту задачу разделяет и Университет ИТМО, который также заинтересован в обучении не только студентов, но и школьников. Поэтому мы объединили усилия, и вуз предоставил площадку для тестирования, чтобы мы могли проверить, как дети понимают эксперименты, тексты к ним и пояснения, — рассказывает Галина Константинова, тестировщик Mel Science School. — При этом мы хотим, чтобы ребята воспринимали химические опыты не как фокус, а понимали, какие процессы происходят в реакциях. Сегодня у нас были реакции ионного обмена, соответственно вопросы и задания касались этого. Это достаточно сложно, но мы стараемся сопровождать задания рисунками, чтобы детям было проще ответить на вопросы».

Галина Константинова
Галина Константинова

По итогам первого занятия ребята освоили не только теорию, но и комплекс практических знаний — как готовить растворы и отмерять вещества с помощью специальных приспособлений, добавляет Галина Константинова. Также задачей школьников было объяснить в конце занятия, что такое реакция ионного обмена.

По словам специалистов компании, все опыты носят прикладной характер: дети уже с начальной школы учатся объяснять, как устроены предметы окружающего мира. Например, один из наборов учит, как сделать батарейку. Ее можно собрать собственными руками из нескольких химических веществ, и, если все сделано правильно, ваша батарейка будет работать так же хорошо, как и аналог, купленный в магазине.

Партнерская программа стала хорошей возможностью расширить активности Школы юного биотехнолога, добавляет руководитель школы Людмила Надточий. Сегодня школу посещают дети, начиная с седьмого и по одиннадцатый класс. Однако первое занятие, проведенное в рамках программы с Mel Science, доказывает, что и ребята помладше готовы учиться и начинать постигать серьезную науку, говорит она.

«У нас нет ограничивающих условий, главное — желание, способность воспринимать что-то новое и наличие времени. В рамках школы занятия рассчитаны таким образом, что половина из них — теоретическая часть, а половина — практическая. Мы ориентированы на то, что дети приходят к нам неподготовленными, и на занятиях мы рассматриваем такие вопросы, которые в целом интересуют любого потребителя — качество продуктов питания, как отличать красители, как их можно добывать из натуральных источников, как можно отслеживать действие ферментов, как можно видеть микроорганизмы в кисломолочных продуктах и так далее. При этом никакой особой подготовки не нужно. Поначалу я боялась, что будет сказываться некоторая разница в возрасте, но и этого не произошло. Ребята стали одной командой и общаются без ограничений», — говорит Людмила Надточий, руководитель Школы юного биотехнолога.

При этом ребята получают возможность выполнять и собственные проекты, которые они могут представить на «взрослой» конференции. Например, уже в апреле этого года сразу семь проектов участников Школы юного биотехнолога будет представлено на Конгрессе молодых ученых Университета ИТМО.