Идея создать свой, альтернативный сайт вуза силами студентов пришла еще в самом начале двухтысячных. С чего все начиналось?

Как и во всех подобных проектах, все начиналось довольно спонтанно. Студенты — люди очень увлекающиеся, у ребят много энергии, планов, вдохновения. У вуза тогда уже существовал официальный сайт. Он был на том домене, который всем известен, — ifmo.ru. Доменное имя полностью соответствовало английской аббревиатуре вуза, которая расшифровывалась как Institute of Fine Mechanics and Optics. И развитая инфраструктура у вуза в интернете и в интранет-сети, конечно, была.

Но студентам всегда хочется сделать что-то свое, что будет интересно друзьям, знакомым, одногруппникам. Как вы помните, в то время еще не было ни «ВКонтакте», ни Facebook. Поэтому единственный формат общения, который был доступен студентам, — формат различных сайтов, форумов и сообществ.

И здесь студенты технических кафедр обладали преимуществом, потому что они умели программировать, сами могли настроить движок сайта или форума и, соответственно, им под силу было сделать какой-то портал. Такой портал начали делать мои друзья, они были чуть старше меня и учились на курс выше. Однако уже на тот момент, это был 2001 год, у них назрела некоторая усталость от проекта, и они захотели передать эстафету кому-нибудь другому. Именно тогда мы познакомились, начали общаться, и ребята предложили мне привнести в проект что-то новое, свое.

bit7.ru
bit7.ru

После знакомства с основателями началась моя работа над сайтом. Вдохновением послужило общение с новыми людьми: на сайте регистрировались студенты с абсолютно разных факультетов, они постоянно общались на форуме, делились новыми материалами, выкладывали их на сайт, предлагали свои идеи. Наше общение выходило и за пределы сайта: мы встречались, что называется, офлайн и прекрасно проводили время. Постепенно сообщество студентов стало, можно сказать, фундаментом проекта.

В целом сайт был создан с нуля? И как он развивался в дальнейшем?

Да, все было написано с нуля, кроме форума. В качестве движка форума был взят стандартный. В целом же, как любой некоммерческий проект, сайт развивался от случая к случаю, когда было свободное время. Техническая сторона и все программирование в основном были на мне, контент нам присылали. И в какой-то момент я реализовал возможность для пользователей добавлять файлы прямо на сайте с последующей модерацией.

Необходимо отметить, что изначально сайт назывался «Седьмой бит». Это название соотносилось с нашей кафедрой вычислительной техники и было отсылкой к тематике, которую изучали студенты. Можно, конечно, было назвать сайт и «Восьмой бит», почему бы и нет: восемь бит — полный байт. Но, с другой стороны, нумерация бит в байте начинается с нуля, и номером «семь» маркируется именно восьмой бит. В целом название можно интерпретировать по-разному – каждый найдет в нем свои смыслы.

Идею названия предложили основатели и, с моей точки зрения, необходимо было ее сохранить. Поэтому после переноса сайта на коммерческий хостинг имя сайта осталось неизменным и было закреплено доменом, который я тогда купил — bit7.ru. Со временем я решил приобрести также домен itmo.ru, который на тот момент оставался свободным. Университет не проявлял никакого интереса к этому домену, потому что на тот момент домен itmo.ru не соответствовал его задачам.

В то время еще не было развитой системы онлайн-оплат, домены через интернет оплачивали редко. Когда я обратил внимание, что домен свободен, распечатал квитанцию, пошел в Сбербанк, отстоял очередь, заплатил и через пару дней домен был зарегистрирован. На тот момент аббревиатура ITMO на латинице была неофициальной. Я решил, что для студенческого сайта «Седьмой бит», который является неофициальным порталом студентов ИТМО, было бы неплохо присоединить новый домен в качестве зеркала, что и было сделано. Сайт стал доступен по двум доменным адресам — bit7.ru и itmo.ru.

Тогда мы не думали, что словосочетание «информационные технологии» прочно войдет в официальное название вуза. Мне было приятно, что у нашего сайта появилось такое имя, которым можно гордиться. В то же время оно легко запоминалось и ассоциировалось с университетом.

Уже в конце 90-х годов университет активно занимался укреплением подготовки в области IT, а в 2004 году команда вуза впервые стала победителем чемпионата мира по спортивному программированию. Могли представить, что через определенное время университет станет одним из лидеров в Computer Science?

Сильная подготовка в области программирования чувствовалась в вузе еще тогда, когда я поступал. Я действительно хотел стать специалистом в области информационных технологий, и сомнений в том, что университет очень силен в этом направлении, не было. Даже в начале «нулевых» было ясно, что это один из лучших вузов России. И впоследствии позиции Университета ИТМО только укреплялись.

На мой взгляд, тот факт, что в прошлом году команда вуза стала семикратным чемпионом мира по программированию, говорит о стабильности выстроенной системы подготовки, о том, что успех не случаен. Это значит, такая система работает из года в год и работает хорошо, позволяя достигать результатов с новыми командами студентов. Сегодня в университете преподают те, кто раньше сам был чемпионом престижных соревнований, что тоже свидетельствует о качестве работы кафедры и вуза в целом.

Чемпионы ACM ICPC=2017
Чемпионы ACM ICPC=2017

Вы следите за новостями университета после выпуска?

Безусловно, я просматриваю новости и слежу за судьбой вуза. Особенно было приятно, когда он получил статус национального исследовательского университета. Это действительно говорит о многом, потому что такой статус имеют далеко не все вузы России. Это повод для гордости для меня как для выпускника. Я горжусь тем, что оканчивал аспирантуру в университете, горжусь своей кафедрой и особенно благодарен своему научному руководителю — профессору Александру Ювенальевичу Тропченко, у которого я учился в магистратуре и аспирантуре. Кроме того, уже после выпуска мне приятно видеть, что руководство вуза очень внимательно относится к работе со студентами. Сейчас они могут развиваться многосторонне, заниматься спортом, творчеством, и это очень важно.

На ваш взгляд, в вашей текущей работе, профессиональной деятельности вы воплотили те планы, мечты, с которыми вы шли когда-то в вуз?

Еще, пожалуй, с седьмого класса школы я хотел стать программистом, несмотря на то, что тогда еще не было таких возможностей для занятия программированием, какие есть у нынешних абитуриентов. Не было компьютеров, которые доступны сейчас, средства вычислительной техники были гораздо более примитивными. Тем не менее, уже тогда я понял, что мне интересно создавать в этой области что-то свое: писать программы, которые впоследствии смогут быть популярными у пользователей, решать их задачи.

Сейчас я работаю в «Мегагрупп.ру», крупной компании, которая специализируется на производстве сайтов, работает на российском рынке и рынке СНГ. Я руковожу группой из 12 человек внутри большого отдела разработки. Мы занимаемся написанием и развитием CRM систем, анализом бизнес-процессов, сбором и обработкой больших объемов производственных данных, изучаем, где и какой рабочий процесс реализован неоптимально с точки зрения производительности труда и затрат и в будущем может быть улучшен.

Любому производству, особенно когда в нем занято 500 человек — и это только сотрудники, не считая клиентов, число которых превышает 60 тысяч, необходимы системы, которые позволяют людям комфортно и точно выстраивать рабочий процесс. Эти системы подскажут исполнителям, на каком этапе и что конкретно необходимо выполнить, а руководителям помогут отслеживать и контролировать результаты работы своих отделов. Автоматизация производства и бизнес-процессов очень востребована на сегодняшний день, так как позволяет в значительной степени сократить расходы и трудозатраты компаний, а также повысить качество услуг и продуктов.

Таким образом, вы сейчас в большей степени применяете управленческие компетенции, а не только навыки программирования.

В этой связи мне очень нравится одно необычное сравнение: у программиста, если он занимается исключительно программированием на рядовой должности, возраст выхода на пенсию почти как у артиста балета — примерно в 37 лет. Возможно, звучит немного утрированно, но, тем не менее, в этом возрасте конкурировать с молодыми выпускниками вузов в нашей сфере очень сложно. Почему? Потому что те знания и навыки, которые были приобретены десять лет назад, сегодня больше чем наполовину утратили актуальность. Некоторые технологии, которые мы применяли при создании сайта «Седьмой бит», были совершенно другими, они практически не пересекаются с теми, которые есть сейчас. Это совершенно другие подходы, другая методология программирования.

Люди в 25 лет и 35 лет находятся в неравноценных условиях, но в 35 можно перейти на руководящую должность и расширить зону своих компетенций. Опыт консолидации, построения группы, видение цели проекта и умение ставить задачи, в свою очередь, инвариантен ко времени. Его можно спокойно применять и дальше, чувствуя себя комфортно и в 35, и в 40 лет, и в более старшем возрасте.

Естественно, как вы сказали, технологии меняются. Меняются и запросы аудитории. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный сайт ведущего вуза, который будет отвечать потребностям пользователей?

Это очень хороший вопрос. Как пользователь и как человек с техническим образованием я бы хотел, чтобы сайт помогал решать конкретные проблемы, предоставлял контент в наиболее удобной и быстрой форме. Если мы говорим, например, об абитуриенте, который пришел на сайт, то он должен получить всю информацию по кафедрам, структуре обучения, увидеть отзывы выпускников, посмотреть фотографии учебных аудиторий или видеозаписи лекций, чтобы понимать, как в этом вузе выстроен учебный процесс, как оснащены аудитории и насколько программа, которую реализует университет, отвечает требованиям современного рынка труда, в том числе международного.

С другой стороны, студентам необходимо помогать решать текущие задачи, связанные с обучением. Например, предоставить доступ к учебным материалам, обеспечить коммуникацию с преподавателями и реализовать возможность общаться с ними, в том числе в электронном формате — к примеру, удаленно отправить выполненное задание на проверку. Наиболее прогрессивные преподаватели давно включили подобный формат общения со студентами в свою повседневную педагогическую практику. Но еще в наше время таких возможностей не было, все сдавали в бумажном виде, иногда написанное от руки.

Для меня в целом хороший современный сайт — это ресурс, который, с одной стороны, предоставляет информацию, а с другой — возможности. Это прежде всего сайт-действие. Немаловажной здесь является и третья компонента — интерактив. Сайт должен подстраиваться под пользователя, угадывая его цели и потребности, формируя полезный для конкретного человека контент.

Университет ИТМО выражает благодарность Ассоциации выпускников и Эндаумент-фонду Университета ИТМО за оказанную поддержку в процессе передачи домена. В рамках стратегии развития Университета ИТМО до 2020 года в плановом режиме будет организован переход с домена ifmo.ru на itmo.ru. На сегодняшний день сайт itmo.ru является «зеркальным» отражением портала ifmo.ru.