Сегодня в Кембриджской системе управления изучением английского языка участие принимают 20 миллионов людей в 75 странах. Если сложить все учебные материалы издательства вместе (всего на рынке представлено 2 300 продуктов), то получится пирамида высотой в 14 километров. Особенность современного процесса изучения английского языка (как и многих других дисциплин) – использование цифровых устройств, которые стали частью жизни человека. Секрет успеха, по мнению Дункана Кристелоу, заключается в правильном дозировании учебных бумажных и цифровых материалов, поэтому перед преподавателем все чаще встает вопрос, каким должен быть наиболее оптимальный образовательный процесс.
Для того, чтобы продемонстрировать, насколько фундаментально технологии стали частью жизни человека, Дункан Кристелоу предложил рассмотреть материалы для изучения английского языка сразу с нескольких позиций: с точки зрения таксономии Блума, иерархии потребностей Маслоу и текущих исследований потребностей как преподавателей, так и педагогов.
Таксономия Блума
В 50-х годах XX века профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум задался следующими вопросами: какие цели и конкретные задачи ставит перед собой педагог перед тем, как войти в класс? Как они связаны между собой? Как проверить, достигаются ли поставленные цели? В своем фундаментальном труде «Таксономия образовательных целей: сфера познания» Блум вывел иерархию образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая шаг за шагом описывала бы уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения. С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evaluating) и оценка (creating).
Каждому уровню с помощью определенных глаголов предлагается набор задач. Например, для уровня запоминания (первый уровень) подойдут задачи, начинающиеся с глаголов «запомните», «повторите», «перечислите», «назовите», «выучите» и другие. Понимание (второй уровень) достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации. Задачи, нацеленные на применение знаний (третий уровень), формулируются с помощью глаголов «решать», «планировать», «объяснять», «изображать», «экспериментировать» и другие.
Аналитические способности (четвертый уровень) формируются заданиями с ключевыми глаголами «исследовать», «сравнивать», «противопоставлять», «разделять», «интерпретировать», «анализировать» и так далее. В свою очередь, способности к синтезу (пятый уровень) тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.
Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность (вершина пирамиды) и требует умения делать заключения, оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы. Каждый уровень когнитивной пирамиды по Блуму базируется на предыдущем. Идея такова: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.
Дункан Кристелоу предложил взглянуть на привычную пирамиду Блума через призму технологических инноваций. Так, для задач базового уровня запоминания используются интерактивные цифровые книги, для уровня понимания характерно заполнение пробелов базового уровня и переход к более разнообразной учебной деятельности с помощью цифровых устройств, для уровня применения знаний используются языковая практика с помощью звукозаписывающих инструментов, аналитический уровень сопровождается участием в форумах и блогах, предпоследний уровень синтеза знаний использует адаптивное обучение (модель, основной идеей которой является «подстройка» под способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика), а на вершине пирамиды происходит взаимодействие с реальным миром.
Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации, которая основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности в иерархии Маслоу рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные (физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности), характеризующие человека как биологический организм, и культурные (потребность в самоуважении и потребность в самоактуализации) или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность. Для иерархии потребностей Маслоу технологическая «начинка» выглядит следующим образом. На уровне базовых потребностей используются девайсы, обеспечивающие связь с внешним миром и доступ к контенту, необходимому для базовых жизненных навыков. Уровень безопасности использует IT-решения в области администрирования. Психологические потребности удовлетворяются с помощью взаимодействия людей через цифровые каналы, потребность в самоуважении удовлетворяется с помощью отчетов о проделанной работе, а потребность в самоактуализации выражается через выявление проблем и поиск наиболее оптимального цифрового решения для них. Там же, на вершине пирамиды, преподаватели вдохновляют своих учеников на дальнейшее развитие.
Результаты исследований
Результаты последних исследований в области методов изучения английского языка показали, что, несмотря на влияние цифровых устройств, по-прежнему в большинстве мест распространено именно бумажное обучение. Технологии, как правило, используются, но заинтересованные стороны не всегда понимают, как правильно их использовать и какие конкретно потребности они удовлетворяют. Содержание по-прежнему является ключевым фактором: иногда цифровые средства, предоставляющие качественный контент, становятся наиболее эффективным способом обучения.
Потребности учителей – гибкий контент
Учителям хотелось бы с легкостью интегрировать в процесс обучения классические учебники и другие источники учебного материала. Помощь в этом может оказать система, генерирующая разные источники контента, предоставляющая рекомендации, поиск и отбор материалов.
Потребности учеников – социальное взаимодействие
Студенты все больше желают общаться со студентами, у которых схожий бэкгарунд и интересы как внутри учебной аудитории, так и за ее пределами. Внутри учебной группы у студента формируется ощущение инклюзивности, возможностей реального взаимодействия и практики ему стоит искать за пределами учебной аудитории. Если говорить о цифровых технологиях, то ученики не хотят использовать их в принудительном порядке: гораздо более эффективный способ – позволить естественным образом прибегнуть к такому методу изучения языка.
Статистика показывает, что студенты хотят меньше заниматься целенаправленным обучением, но хотят все больше быть погруженными в среду. На помощь приходят мобильные устройства, с помощью которых можно получить легкий доступ к образовательному контенту без длительных настроек (что характерно для многих образовательных платформ). Также помогают в этой задаче мероприятия, требующие менее целенаправленного изучения, например, игры, короткие видео и разговорная практика.
Мобильность
Портативность – действительно важный элемент современного процесса изучения английского языка, поэтому компьютеры должны использоваться только в рамках обучения в аудитории – все остальное время эффективную помощь оказывают именно мобильные устройства. Причем если для взрослых лучше использовать короткие образовательные мероприятия необязательно с участием тьютора, то детям необходимо обеспечивать деятельность в безопасной среде под руководством преподавателей.
В ходе исследований также выяснилось, что родители все больше желают получать обратную связь от учебных заведений, поэтому все более актуальной идеей становится включение отчетов в приложения (в этих же приложениях может быть интегрирована функция напоминания для учащихся, так как потребность в напоминаниях высказана большинством учеников).
Рекомендации в области использования digital-контента
- Цифровой контент должен сопровождаться печатными материалами, причем важно, чтобы доступ к обоим источникам у учащегося был одновременным.
- Студенты все чаще говорят о том, что необходим наиболее легкий доступ к цифровому контенту без длительной регистрации и с упрощенной системой администрирования.
- Перед тем, как использовать новое приложение, стоит узнать его педагогические преимущества. Не стоить использовать цифровой контент исключительно ради следования тренду.
- Цифровые решения должны предлагать больше реальных проектов и кейсов, работающих с проблемами, которые окружают человека в повседневной жизни.
- Используйте технологии для того, чтобы облегчить управляемое взаимодействие в реальной жизни (например, виртуальные экскурсии).
Рецепт эффективного процесса обучения для педагога
- Продолжайте использовать успешные проекты, включающие классические и цифровые методы обучения.
- Генерируйте взвешенный подход к цифровому развитию, который должен основываться на потребностях учащихся.
- Продолжайте следить за прорывными событиями на образовательном рынке и учитесь быстро адаптироваться к изменениям.
- Не поддавайтесь хайпу, классическая педагогика все еще эффективна.
Отметим, что конференция посвящена важному аспекту преподавания английского языка – адаптации методов преподавания английского языка в профессиональной деятельности (ESP) к запросам сегодняшних студентов.