Университет прикладных наук Западной Швейцарии – один из вузов-партнеров Университета ИТМО. Ранее эксперты швейцарского вуза приезжали в Санкт-Петербург для того, чтобы провести экспертизу российских проектов по социальному предпринимательству, в этот раз специалисты привезли в Санкт-Петербург из Швейцарии 15 студентов, которых отобрали на конкурсной основе. Программа международного обмена предполагает обмен практиками в области социального предпринимательства каждой из сторон. За четыре дня студенты познакомились, обменялись опытом реализации социальных проектов в каждой из стран и объединились в команды для работы над мини-проектами.
«Каждый проект, которому мы задали тематику, усиливается компетенциями сразу с двух сторон. Разумеется, в одних областях более сильны швейцарские студенты, в других – ребята из России. Объединив компетенции обеих сторон, студенты работали над конкретными проблемами. Более того, не все ребята, прибывшие из Швейцарии, оказались коренными швейцарцами – многие из них приехали в эту страну учиться, поэтому они рассказывали, как работают с выявленными нами проблемами в их родном государстве. Например, один из студентов рассказал, как во Франции развивается социальное предпринимательство и с какими категориями граждан там работают. Интенсив, который мы провели для швейцарских и русских студентов, входит в полный цикл программы молодежных обменов. Швейцария – это не единственная страна, с которой мы работаем, к нам приезжают студенты из США и других стран. Другими словами, это комплексный цикл молодежных обменов, который мы организовываем для наших студентов, чтобы они находили новых друзей и партнеров и понимали, что происходит за рубежом в добровольческой и волонтерской сфере, а также могли решать социальные задачи на местном уровне», – комментирует директор Центра социального проектирования и предпринимательства Университета ИТМО Андрей Зленко.
Участниками программы краткосрочного обмена от российской стороны стали студенты Университета ИТМО разных направлений подготовки – все они проходят стажировку в рамках программы развития социальных проектов «Ты нужен людям!» и, как и студенты из Швейцарии, выиграли участие в обмене.
«История нашего сотрудничества началась около трех лет назад, когда я принимал участие во Втором европейском фестивале социального предпринимательства, где и познакомился с коллегами из Университета ИТМО. Именно тогда мы начали задумываться о сотрудничестве. Мы разработали программу взаимодействия, и сейчас первый раз мы работает с русскими и швейцарскими студентами сразу. Я отметил для себя, что русские студенты очень прямолинейны и работают с разными категориями проблем, студенты Швейцарии, в свою очередь, думают обобщенно и не всегда конкретно по каждой из проблем. Порой студентам было трудно вместе работать, потому что они не всегда понимали друг друга. Мы планируем провести еще ряд мероприятий, потому что важно размышлять над решением социальных проблем вместе», – сказал куратор программы международного обмена, профессор Университета прикладных наук Западной Швейцарии Бенуа Риниви.
Проекты, над которыми работали студенты
Развитие толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями
Проект направлен на работу с людьми с ограниченными возможностями, а именно с теми, у кого повреждена функция слуха. Цель проекта – повысить уровень толерантности по отношению к таким людям, а также показать другим, с какими проблемами сталкиваются те, кто не может слышать. Студенты решили погрузить людей с развитой функцией слуха в атмосферу жизни человека, который не может слышать – так, по мнению ребят, люди смогут проникнуться сочувствием и проявлять больше эмпатии по отношению к окружающим.
«Мы придумали дом для глухих, однако предназначен он вовсе не для людей без слуха. В нашем доме запланировано несколько локаций с разными активностями, которые будут знакомить людей с проблемами глухих. Например, у нас была идея создать комнату, где люди будут слушать музыку с помощью вибраций, как это делают глухие люди, также была идея внедрить небольшой театр с десятиминутными представлениями жестов и мимики. Еще одна идея – добавить в проект небольшое кафе, где люди смогут прочувствовать проблемы глухих в гастрономической области и поесть: посетители должны будут сделать заказ без возможности произнести что-либо вслух и, разумеется, услышать самому. Мы верим, что после прохождения разных этапов у людей будет формироваться толерантное отношение к людям с ограниченными слуховыми возможностями», – объяснила участница команды Анастасия Волкова, студентка факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.
«Мы думаем, проект интересен, потому что сегодня у общества нет достаточной инфраструктуры для того, чтобы работать с такой категорией населения не только в какой-то отдельно взятой стране, но в самых разных странах. Мы помогает людям с ограниченными возможностями быть услышанными. Как мы сказали, в разных странах ситуация обстоит по-разному, но, например, в Швейцарии, которая считается очень благополучной страной, инфраструктура для таких людей отсутствует. Разумеется, есть разные ассоциации, работающие с категорией людей, у которых нет слуха, однако в обычной жизни такие люди не интегрированы в повседневную жизнь среднестатистических граждан, потому что люди не понимают их боль», – комментируют Джереми Тория и Селин Бертузу.
Поддержка пожилых людей
Участники этого проекта хотят, чтобы пожилые люди чувствовали себя нужными, защищенными и находились в комфортной для себя обстановке. Одна из ключевых идей проекта – создать пространство, где пожилые люди могли бы общаться с молодым поколением и передавать ему свой опыт. В частности, студенты сфокусировались на идее создания кухни, где разные поколения могли бы вместе готовить.
«В Швейцарии у нас развита инфраструктура для пожилых людей: есть разные мероприятия, организованные специально для этой категории населения, однако проблема в том, что все эти мероприятия очень похожи друг на друга и быстро надоедают. Я думаю, в нашем случае гораздо легче создать и организовать задуманное нами в рамках проекта, потому что сама страна и города в ней гораздо меньше, чем то, что мы видим в России. Например, Санкт-Петербург – очень большой город, и чтобы запустить здесь такой проект, нужно вложить действительно много сил, провести значительную подготовительную работу. В Швейцарии гораздо больше мест, где молодые и пожилые могут встретиться – например, все мы ходим в одни и те же развлекательные места, в кафе», – объяснила Тамара Лета.
Борьба с интернет-травлей
Участники этого проекта занимались борьбой с интернет-травлей школьников в сети. Студенты собрали статистику, показывающую, что Россия находится на пятом месте по уровню кибербуллинга в мире.
«Мы провели опрос среди многих школьников, которые приходят в Университет ИТМО. Конечно, мы понимали, что проблема кибербуллинга в России существует, но хотели узнать, что сами школьники думают об этом явлении и как предлагают справляться с такой проблемой. Мы выявили, что школьники хотят больше общаться и решать эту проблему между собой, не прибегая к помощи взрослых. Среди решений в этой области лидируют веб-сайты и общение друг с другом, поэтому мы планируем продолжить проект и хотим создать ресурс, где жертвы кибербуллинга смогут общаться между собой, делиться проблемами и размышлять над тем, как их можно решить», – говорит Илья Лямкин, студент факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО.
«Я думаю, кибербуллинг есть в каждой стране – Швейцария не исключение. В похожем проекте я работаю у себя в университете. Сейчас проблема кибербуллинга в нашей стране решается следующим образом: у нас есть социальные работники, которые помогают ученикам, если у них есть проблемы. Идея нашего проекта заключается в приложении, которое будет влиять не только на тех, кто страдает от проблемы, но и на тех, кто является источником травли, потому что к проблеме надо подходить комплексно и работать с обеими сторонами. Люди травят, в том числе, из-за своих проблем, и им тоже нередко нужна помощь», – объяснила Ванесса Алехос.
Помощь сиротам
Цель проекта – частичное решение проблемы трудоустройства детей-сирот после выпуска из детских домов, а также во время нахождения в специальном заведении. Участники проекта решили реализовать площадку внутри детских домов, где воспитанники могли бы обучаться работать с деревом и создавать различные предметы на продажу.
«Мы знаем, что сиротам очень сложно обустроиться в жизни и найти работу после выпуска из детского дома, уровень обучения у них, как правило, не самый высокий. Наше решение – предложить таким ребятам научиться изготавливать различные предметы из древесины и продавать их. Всю изготавливаемую продукцию люди смогут заказывать, а на самих изделиях можно писать вдохновляющие, мотивационные слова. Начать мы планировали с изготовления ложек и чехлов на мобильные телефоны, которыми пользуются почти все. Для реализации идеи нам нужно нанимать мастера, который работает с древесиной и сможет обучать ребят работе со станками. Также нам понадобится ассистент, который будет курировать весь рабочий процесс. Чтобы продавать изделия из древесины, мы запустим веб-сайт и хотим организовать небольшой магазин в самом детском доме. Также мы бы хотели сотрудничать с заводами, которые работают с древесиной. В таких местах, как правило, есть ненужные остатки, которые мы могли бы эффективно расходовать», – рассказала одна из участниц проекта Зирек Дунабаева, студентка факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО.