Функционирование лабораторий и лабораторных центров неразрывно связано с использованием лучших архитектурных, проектных, производственных и лабораторных практик. Сегодня происходит не только постепенная гармонизация российского и зарубежного законодательства в области требований безопасности и энергосбережения, но и изменение во всей идеологии дизайна и организации лабораторных пространств. Российские университеты входят в международные ассоциации и стремятся укрепить свои позиции в мировых рейтингах, а российские проектные и строительные компании активно работают на внешних рынках. Смежные вопросы затрагивались во время Международной конференции «Дизайн лабораторных пространств», кроме того, к обсуждению темы пригласили студентов, предложив создать им собственный дизайн лаборатории, для разработки которого участники конкурса могли использовать как придуманные лабораторные пространства, так и предложенные помещения из библиотеки. Вероника Никитина – студентка третьего курса кафедры инженерного проектирования систем жизнеобеспечения Университета ИТМО в качестве прототипа лабораторного пространства использовала помещение инженерной лаборатории Университета ИТМО, в которой можно будет работать при реализации проекта. На данном этапе это помещение нуждается в косметических и технических преображениях, а также требует оборудования и перепланировки.
«Для меня это первый конкурс, в котором нужно было проявить навыки в дизайне. Несмотря на то, что мне интересна сфера дизайна, особых навыков в этой области у меня не было до этого момента. Меня привлекла сама идея конкурса – возможность самостоятельно придумать концепцию лаборатории и использовать свои творческие навыки. Для участия необходимо было придумать концепт лаборатории и воссоздать его в одной из программ, позволяющих создавать 3D-макеты, в частности нам предложили программу для 3D-проектирования, с которой я и стала работать. Надо признаться, я очень люблю изучать новые программы, и SketchUp показалась мне несложной – мне удалось буквально за несколько дней в свободное от учебы время разработать проект. Сейчас в университете я учусь на направлении “Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения” – это направление совсем не связано с дизайном. Хоть я и планирую развиваться в будущем по профессиональному направлению, мне бы не хотелось забывать о дизайне и рисовании в целом, поэтому я рассматриваю вариант работы над сторонними проектами в качестве дизайнера», – комментирует студентка.
Концепт лабораторного пространства, предложенного Вероникой, основан на принципе зонирования территории. Так, студентка предложила разграничить лабораторную территорию на несколько отдельных частей пространства. В проекте предусмотрена макетная зона, которая состоит из рабочих столов и вытяжки при использовании пайки во время сборочных работ. В шкафах расположены спецодежда и средства индивидуальной защиты для проведения сборочных работ и испытания оборудования. В ящиках располагаются инструменты и измерительные приборы. Использование керамической плитки позволяет не думать о таких нюансах, как возгорание, не выводимое загрязнение, а также о других последствиях работ. Розетки в проекте расположены над основным рабочим столом для комфортного подсоединения необходимых приборов к электросети. Зона проектирования включает в себя четыре рабочих места со стационарными компьютерами. Такое решение было принято в связи с тем, что нет необходимости работать именно в офисе, кроме того, арендные площади стоят немалых средств, именно поэтому, по мнению студентки, нужно создавать пространства, где можно прийти с уже готовыми проектами, отработанными на дому или любом другом месте. Сотрудники могут собираться в представленном пространстве, обсуждать проект, делиться своими решениями и в процессе дорабатывать их. Две другие зоны – для проведения конференций и для отдыха.
Рабочее пространство можно представить как четыре исходных элемента жизни: вода, огонь, земля, воздух. Эти стихии противоположны, и именно это приводит материю в движение. В данном случае это является процессом воплощения идей в реальность и создание того, к чему стремятся научные сотрудники. Макетная зона является местом продолжительного потока экспериментов и воплощения задумок в реальность с помощью потока идей, которые накопились в процессе. Зона совещаний также является важным местом, где люди «загораются» новыми идеями. Для восстановления сил и очищения мыслей существует зона отдыха. Все пространство имеет рациональную расстановку и лёгкость, что позволяет работать в непринуждённой атмосфере.
«В любой момент вы сможете взяться за абсолютно новое направление деятельности. В проекте предусмотрены как совершенно новые зоны, так и те, которые сегодня существуют в лаборатории-прототипе, но которые нуждаются в переработке. Например, макетная зона и сейчас есть в лаборатории, однако ее требуется оборудовать специальным инструментарием. К принципиально новым локациям относится зона для отдыха и совещаний – сейчас в лаборатории такого места нет. Зонирование, предложенное мной в проекте, не должно быть разграничено стенами. Локации между собой ничем не разделены, что позволяет пространству не становиться камерным», – объясняет Вероника Никитина.
Для наполнения лабораторного пространства студентка использовала мебель итальянской компании-спонсора конференции BICASA SRL, которая производит вытяжные шкафы, удобные сервисные системы и прочую лабораторную мебель, которая необходима в пространствах. Увидеть, как выглядит мебель в лаборатории можно с помощью виртуального тура по реальной лаборатории, использующей продукты компании BICASA.
Призом за победу стала поездка в Технопарк Сколково, где Вероника представила свой проект. Во время поездки студентка познакомилась с директором компании BICASA Фабио Биффи и организатором конференций Lab Space Design 2017 и Lab Space Design 2018 Алексеем Москвиным.