Что стало отправной точкой для проекта? Когда и как появилась идея?

В 2011 году моя подруга Мария Отруцкая работала над дипломным проектом на тему людей с ограниченными возможностями. Ее проектом как раз стала разделочная доска для этой категории людей – это был один определенный дизайн, однако в современных условиях этот дизайн уже устарел, да и технологии во многих областях, включая эту, стремительно развиваются.

Спустя шесть лет, в августе прошлого года, мы начали развивать тему снова. У нас было несколько идей, так мы подумали запустить свой стартап. Для этого мы решили сделать новый дизайн и стали общаться с врачами, завязывать руку за спиной, чтобы имитировать возможности людей с ограниченными физическими возможностями, и буквально развивать эту тему с нуля. Мы понимали, что проблематика никуда не исчезла, и над ней нужно работать. Так получилось, что мы разработали все заново. От предыдущего дизайна мы использовали только опыт. У Маши за время работы над проектом накопилось достаточно опыта, которым она делилась со мной. К сожалению, в какой-то момент Маше пришлось уйти из проекта, потому что она не могла совмещать работу и хобби.

Проект доски Grabby
Проект доски Grabby

После ее ухода я развивала этот проект именно как стартап, как бизнес-модель. На примере классического пути стартапа я и смотрела, как масштабируется проект, как монетизировать идею, ведь люди с ограниченными физическими возможностями, а именно, люди с одной рукой, – достаточно узкая аудитория, поэтому появилась идея предложить такой проект не только этой категории людей, но и вообще всем. Другими словами, я решила сделать доску такой функциональной и привлекательной, чтобы ее захотел приобрести каждый. Почему не превратить потребности людей в возможности?

Моя целевая аудитория стала расширяться. Многие, например, любят разговаривать по телефону, некоторые из приходящих на мои многочисленные выступления оказывались родителями, у которых дети до трех лет  часто не слезают с рук. Они тоже отзывались на мою идею и просили включить их в свою целевую аудиторию. Рынок стал расширяться вплоть до того, что возникла идея сделать доску для всех.

На конкурсе проект разделочной доски Grabby раскрыл тему этого года “CO-“, обозначающую идею взаимодействия дизайна и функциональности. На какие аналоги при его создании вы опирались? В чем уникальность разработки?

Когда я сделала первый дизайн, я интуитивно понимала, что делаю что-то неправильно. Тогда я обратилась к соавтору разработки – Марине Егоровой. Марина – тоже промышленный дизайнер из Академии Штиглица (транспортный дизайн), с ней мы пересеклись во время обучения в Университете ИТМО на совместной паре по коллаборативному дизайну. Тогда я взяла ее контакты и недавно обратилась к ней за помощью в связи с этим проектом, мне было интересно ее видение. Молодой человек Марины закончил Академию Штиглица, именно он предложил мне использовать идею с вакуумным кофе, на которой и основывается моя разработка. Оказалось, что есть промышленный аналог –  рука-хват.

Как работает доска, можно рассмотреть на примере банки с огурцами, где конечная цель – порезать огурчик. Есть банка, мы ставим ее на песочницу доски (используем рассыпчатый кофе), кофе облекло нашу банку, мы нажимаем кнопку «отсосать воздух», после чего кофе становится жестким, у нас появилась индивидуальная ложбинка для банки, и доска ее крепко держит, поэтому теперь мы можем открыть банку одной рукой. Нажимаем кнопку допуска воздуха и убираем банку с доски. Достаем из банки соленый огурчик. Но как его нарезать одной рукой? Также кладем огурчик на доску, получаем индивидуальную ложбинку огурчика и можем его измельчить.

Надежда Абдуллина на конкурсе Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice. Фото из архива Надежды Абдуллиной
Надежда Абдуллина на конкурсе Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice. Фото из архива Надежды Абдуллиной

Прелесть в том, что индивидуальная ложбинка создается под любой объект. Сама доска состоит из нескольких слоев. Первый слой, взаимодействующий с поверхностью стола, сделан из силикона. Следующий слой – доска с моторчиком, отсасывающим воздух. В доске предусмотрено большое количество отверстий, закрытых тканью, чтобы кофе не высасывался, на самой ткани находится кофе – все это в силиконе. Сверху используется кевларовая ткань, которая не дает порезать силикон ножом, потому что кевлар не режется. Сейчас самое трудное –  разобраться с тканью, так как у нее очень много своеобразных показателей. Мы выбрали кофе потому, что опирались на промышленный аналог (рука-хват).Кроме того, кофе имеет полезное свойство – вторичное использование. Получается, это экология и природный материал, поэтому подходит по философии Lexus. 

Почему вы решили принять участие в конкурсе Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice?

Я вдохновилась посещением LEXUSDOME.  В сентябре я была в Москве и не знала, куда сходить,  чем заняться, в какой-то момент решила пойти в LEXUSDOME на выставку. Тогда там была организована очень эффектная экскурсия. Организаторы приглашали посетителя в искусственный лес с сверкающими светлячками и свежайшим воздухом. Ты идешь в темноте по каменной дорожке, зеркала вокруг тебя создают бесконечность этого леса, а вокруг сверкают светлячки в темноте. Проходишь по дорожке, и по пути тебе рассказывают, как работает Lexus, какие у компании ценности, какая философия.

Пространство Lexus Dome. Источник: trendymen.ru
Пространство Lexus Dome. Источник: trendymen.ru

Там же анонсировали конкурс и пригласили к принятию участия. Я посмотрела на сайте, какие победители были в предыдущие годы, и поняла, что есть шанс попасть с проектом разделочной доски. Чтобы понять, что любит Lexus, какую стилистику предпочитает компания, я начала делать мудборд. Из дома Lexus я привезла много журналов, вырезала оттуда разные элементы, которые мне нравятся, например, фары, подбирала атмосферу  и локации, где они фотографируют машины – в основном на фоне природы, заметила, что очень много воздуха в фотографиях. Так была подобрана метафора «легче воздуха», отражающая образ компании, и на основании коллажа я создала пластический ключ – коллаж, передающий эмоцию. Начала смотреть аналоги на behance, смотрела, что делает мир. Потом сделала 3D модель доски.

Надо понимать, что это будущее, это концепт-дизайн. То есть это не стартап, который ты запустил завтра, или производство, которое масштабируемо достаточно просто, это даже не вопрос цены, не вопрос производства. Тут вопрос – умеешь ли ты смотреть в будущее? Сейчас я часто сталкиваюсь с тем, что в ФабЛабе мне говорят, что мою идею нереально произвести, это очень дорого, но это и есть дизайн будущего.

Как долго шла разработка?

Серьезно я занимаюсь проектом с августа 2016 года. Сначала я исследовала людей с ограниченными возможностями, изучала их потребности и потребности их родственников, их боли. В течение года у меня было создано порядка трех-четырех разных дизайнов. Финальный я разработала буквально за три недели перед конкурсом. 16 сентября я съездила в Москву, неделю рассматривала привезенные материалы  и села делать проект под конкурс.

Сейчас разработка существует на уровне визуального прототипа, я делаю образцы с ребятами в ФабЛабе. Прямо сейчас работаю уже над пятым прототипом. У меня есть вакуумная доска для фрезерного станка, мне ее подарили. На доску я насыпала кофе, надела полиэтилен и сделала первый образец. Получилось косо, но работает. Главное – теперь есть понимание, куда надо двигаться. Эти прототипы дали мне понимание, какие должны быть критерии.

ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО
ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО

В августе Яша и Марина подкинули мне идею, они рассказали, что существуют такие промышленные вещи и аналоги, которые позволяют сделать дизайн будущего. Он будет не таким дешевым, какой предполагает стартап. Если бы не конкурс, наверно, этот проект так бы и заглох. Благодаря толчку (есть конкурс, надо сделать 3D модель) и победе,  есть силы и желание продолжать заниматься. Летом я взяла кубок за лучший стартап-проект в социальном предпринимательстве – эта победа тоже придала мне сил не бросать проект. Тогда я также представила проект разделочной доски, но это был совершенно другой дизайн-проект. Тот конкурс был про деньги, про выход на рынок, то есть было просчитано, сколько нужно вложить, сколько можно выручить и так далее. Целый год ты крутишь в голове идею, придумываешь несколько дизайн-решений, появляется интуитивно ощущение, куда двигаться.

Ты выиграла поездку на неделю дизайна в Милане 2018. Какие преимущества в целом дает победа в этом конкурсе в твоей дальнейшей  работе?

Сейчас мы держим пальчики, потому что есть возможность не только поехать на неделю дизайна в Милане, но и выставиться там со своим проектом в числе участников. На сегодня мы прошли в российском этапе и выиграли четыре ночи во время одной из самых дорогих недель в Милане. В это время туда съезжаются ведущие мировые дизайнеры, которые многое могут себе позволить, и там выставляется дизайн будущего – то, что массовое сознание пока не готово психологически воспринять. Если мы пройдем глобальный мировой конкурс, то поедем в Милан с нашим проектом и будут выделены средства на создание прототипа. Официально результаты будут известны в январе.

Неделя моды в Милане. Источник: ria.ru
Неделя моды в Милане. Источник: ria.ru

Если говорить про то, как победа отражается на моей работе, то могу сказать, что уже чувствую, что мои работодатели начинают ко мне относиться как к профессионалу иного уровня, узнав о том, что я номинирована на такую престижную премию, как Lexus. Теперь я и сама могу себя позиционировать как дизайнера другого уровня и выходить на другие ценники. Наконец я осознала себя в этой профессии, я развиваюсь и учусь, ведь опыта у меня и не так много – я всего год в процессии промышленного дизайна. Сейчас, мне нравится получать опыт создания проектов для производства, потому что в дизайне часто не учат экономике, а это полезный навык – смотреть реально на жизнь. Ты добавляешь элемент, а он обходится в 300 тысяч сверху. 

Как планируете развивать конкретно этот проект, а также другие ваши разработки в перспективе?

Сейчас я рассматриваю доску как хобби, которым я занимаюсь в свободное от работы время. Надо заметить, хобби дает неплохие возможности. Теперь я учу английский, у меня есть серьезная мотивация до поездки в Милан подтянуть язык, чтобы найти партнеров по работе. В целом же я осознала, что до бизнес-модели мне не хватает реального опыта, и сейчас я как раз учусь на заказах по работе.

У меня появились первые заказы и уже есть выход на массово-серийное производство в Китае на пять-шесть тысяч изделий. Когда я отточу систему работы с заказчиком, тогда можно говорить про бизнес. На сегодня я работаю над дизайном в кальянной среде и с промышленными насосами. Дело в том, что, если продукт на порядок дороже аналогов, представленных на рынке, то заказчик хочет чтобы и выглядел он совершенно иначе и был удобен в использовании. Сейчас я работаю в команде с Машей, с которой начинала в свое время делать доску.