Екатерина Доронина — выпускница программы «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения». За два года магистратуры ей удалось поучаствовать в постановках танцевального студенческого клуба «FLAME», театральных и танцевальных фестивалях, съездить в Израиль, Испанию и Португалию, а также пройти стажировку в Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра.

Поговорили с Екатериной о ее карьере, поиске себя, а также о неопределенности как неотъемлемой составляющей жизни.

О выборе профессии и первом образовании

Екатерина Доронина. Фото из личного архива
Екатерина Доронина. Фото из личного архива

Я междисциплинарный дизайнер с основным направлением в графическом дизайне. На протяжении девяти лет я изучаю сферу интерактивных медиа, три с половиной года я проработала в музейно-образовательной и театральной индустриях. Сейчас я живу в Москве, работаю на фрилансе и занимаюсь в основном графическим дизайном.

Первое образование я получила в Политехе по специальности «Прикладная информатика в дизайне», сейчас бы я назвала это направление «Digital Design». Изначально нашу профессию задумывали под людей, которые будут делать компьютерные игры. У нас было очень много дисциплин: дизайн и композиция, академический рисунок и живопись, 3D и анимация, программирование на C++ и Java — в общем, все подряд.

Мне всегда нравилось выражать себя через тело и движение. Я танцую с детства, при этом пойти после школы учиться в какой-нибудь театральный институт мысли не было — это казалось чем-то несерьезным.

Танцевальная поездка в Израиль. Фото из личного архива
Танцевальная поездка в Израиль. Фото из личного архива

Плюс, я училась в физмат классе и в целом считала себя — и продолжаю считать — человеком с техническим складом ума. Я думала, что мне вряд ли подойдет что-то творческое, но душа все равно просила самовыражения. Я понимала, что не смогу учиться на физическом, математическом факультете или чем-то подобном. Так что, получается, я нашла своего рода лазейку.

При этом мне пришлось уехать из родного Калининграда, хотя я этого никогда не планировала. Калининград я всегда очень любила — до сих пор считаю его отличным местом для жизни. Но увидев специальность, которая меня зажгла, я решила переехать в Питер, несмотря ни на что.

Конечно, я ни разу об этом не пожалела, ведь переезд открыл мне целый новый мир — мир взрослых людей, где нужно учиться вести самостоятельную жизнь, выстраивать социальные связи, научиться понимать самого себя и не бояться себе признаться в том, что чего-то не знаешь или не понимаешь.

Об обучении в ИТМО

После того, как я выпустилась из Политеха, у меня было ощущение, что я узнала из всех сфер по чуть-чуть, а что с этим делать дальше — совершенно непонятно.

Мне хотелось сохранить баланс между чем-то техническим и чем-то творческим. Я наткнулась на специальность «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения» в Университете ИТМО. Эта формулировка меня зацепила, потому что она была на границе таких, казалось бы, разных миров. Я поступала с мыслью, что буду ближе к театру и при этом стану сильнее в программировании, потому что ИТМО, конечно, сразу ассоциируется с ИТ-сферой.

Когда я поступала, думала, что буду просто ходить на пары, чему-то учиться, узнавать новое. Но оказалось, что магистратура учит именно самостоятельности, учит ставить самому себе задачи, находить способы их решения — и защищать свой результат перед другими.

Екатерина Доронина на Культурном форуме. Фото из личного архива
Екатерина Доронина на Культурном форуме. Фото из личного архива

Конечно, есть наставники и помощники, но никто уже не приносит знания на блюдечке. Самое классное, что общение с преподавателями идет на равных — не в том смысле, что их авторитет падает в твоих глазах, наоборот, ты чувствуешь себя более уверенным в себе человеком, способным решать задачи самостоятельно. Это придало мне сил, и было больше про настоящую реальную жизнь.

Опыт такого общения очень мне пригодился в моей дальнейшей работе, когда мне надо было учиться правильно общаться с заказчиками — на равных, а не с позиции всезнающего эксперта или, наоборот, на все согласного исполнителя.

О важности социальных связей и об увлечении танцами

Чем для меня особенно ценен период обучения в ИТМО — это люди, с которыми я столкнулась. В тот момент я думала убрать из своей жизни важную ее составляющую — танец и самовыражение через тело. Решила, что я повзрослела, и мне это больше не нужно. Но оказалось, что баланс между техническим обучением, карьерой и творчеством для меня все-таки очень важен.

Cтуденческий танцевальный клуб ИТМО. Фото из личного архива
Cтуденческий танцевальный клуб ИТМО. Фото из личного архива

Я решила прийти на обычное занятие в студенческий танцевальный клуб ИТМО — «FLAME». Ничего особенного я тогда не ожидала — до этого у меня уже был сомнительный опыт участия в танцевальном клубе. Но когда я попала на это занятие, увидела людей, которые горят своим делом, при этом открыты ко всем людям и полны желания делиться всем, что они делают — я была просто поражена. Это была именно та энергия, которой мне так не хватало все это время, и я сразу стала частью команды.

С самого начала команда танцоров доверилась мне, и я ставила номер для конкурса, а позже мы с девочками (которые и сейчас работают танцевальными педагогами в ИТМО) создавали и судили «Танцевальный фестиваль ИТМО». С ними же мы участвовали в городских фестивалях и театральных постановках от лица университета.

Главным тренером была Лиза Некрасова, и как-то плавно я перетекла в ее танцевальную компанию «Например». Мы делали серьезные, сложные постановки, к которым готовились по четыре-шесть часов в день, но все это меня ужасно захватывало, я была счастлива, что нашла этих людей именно в университете.

Танцевальная поездка в Израиль. Фото из личного архива
Танцевальная поездка в Израиль. Фото из личного архива

Учась в магистратуре, параллельно я занималась версткой графических материалов для образовательных роликов и заработала на танцевальную поездку в Израиль с мировыми хореографами. После чего еще несколько раз ездила по программе DASS (Dance Academy Season School) в Барселону и Португалию.

О Лаборатории новых медиа и виртуальном спектакле в качестве дипломной работы

Когда я поступала, думала, что нас будут отправлять на практику от университета в театр — была договоренность с Новой Сценой Александринского театра. Но выяснилось, что на тот момент эта тема уже не поддерживалась, и тогда мы с моей одногруппницей нашли сами возможность туда попасть — через Лабораторию новых медиа, это был первый их набор. Но все-таки нельзя сказать, что ИТМО мне никак в этом не помог, ведь именно благодаря университету я попала в эту сферу — мультимедиа в театре — и в принципе этим всем заинтересовалась.

Лаборатория новых медиа. Источник: newstagemedialab.com
Лаборатория новых медиа. Источник: newstagemedialab.com

На Новой сцене, конечно, происходило много интересных вещей. Вообще, у всех нас было ощущение себя какими-то магами: все вокруг такие творческие, погруженные в искусство, далекие от бытовых вещей. Мы делали что-то максимально абстрактное и непонятное. Нас учили работать с виртуальной реальностью, видеомэппингом, видеоартом, захватом движений — при этом мне очень пригодились мои навыки, полученные в Политехе.

С одним из режиссеров, с которым мы работали над постановкой, мы решили сделать виртуальный спектакль по мотивам «Превращения» Кафки. Я хотела сделать так, чтобы человек в VR-очках смог почувствовать на себе, как он превращается в насекомое.

Но у режиссера эта тема как-то быстро ушла, а я же решила продолжить работу в качестве магистерской диссертации. Суть эксперимента была в том, чтобы проверить, насколько вообще человек в VR чувствует изменения: при увеличении или уменьшении картинки будет ли он действительно ощущать, что уменьшился или увеличился?

Новая Сцена Александринского театра. Фото из личного архива
Новая Сцена Александринского театра. Фото из личного архива

Мой научный руководитель тоже был очень увлечен этим исследованием и очень активно мне помогал. В этот период, когда я была между сильно творческим и сильно техническим посылом, я поняла, что меня тянет во что-то более структурированное, что я хочу видеть результат своей работы и понимать, что он точно случится, что мне нужно больше конкретики.

О первой работе и сотрудничестве с музеями

Когда мы были на стажировке в Александринском театре, мы узнали про компанию Ascreen, которая поставляет все оборудование, включая проекторы, интерактивные столы и прочее — нас водили туда на экскурсию. Оказалось, что ребята занимаются не только оборудованием, но и сами делают мультимедийный контент для различных коммуникационных пространств: от торговых залов, до выставок и музейных экспозиций. В тот момент я подумала, что интересно было бы поучаствовать. Но тогда у меня было написание диссертации, плотные занятия в танцевальной студии — я хотела сосредоточиться на этом.

Когда закончилось мое обучение, я вспомнила про эту компанию, попробовалась туда, прошла собеседование, и меня взяли. Последние три года я проработала там. На протяжении всего этого времени у меня постоянно менялся пул задач. Как раз моя мультидисциплинарность и многозадачность оказались очень в тему: нужно было составлять презентации, концепции, продумывать идеологию. Мне пригодились и навыки анимации, и 3D, и верстки — то есть все, что я знала.

Первые полгода работала таким креативным дизайнером: мы продумывали концепции для пространств, предлагали дизайн экспозиций, продумывали идеологию. Там были жесткие дедлайны, мы постоянно задерживались на работе допоздна, почти никогда ничего не успевали из-за большого объема.

Интерактивная панель в Русском музее. Фото из личного архива
Интерактивная панель в Русском музее. Фото из личного архива

Потом я перешла в отдел непосредственно создания контента, начала работать уже по понятным концепциям и ТЗ, то есть это были уже реальные вещи, которыми пользовались люди. Я чувствовала гораздо больше ответственности за свое дело.

В прошлом году я работала над своим самым крупным проектом — для музея космонавтики. Я делала дизайн приложения для интерактивных панелей и интерактивного стола. Было очень много информации, огромные архивы, посвященные советским космонавтам — я прям сильно погрузилась в эту тему.

Тогда я поняла, насколько мне важна глубина проекта, над которым я работаю, а также свобода от контроля и самостоятельность в работе. Я поняла, что мне интересно, когда я чувствую какую-то социальную сторону своих работ, мне важна их нужность людям.

Переезд в Москву и сообщество Ladies, Wine & Design

В 2020 году я решила переехать в Москву. Конечно, было непросто оставлять собранную по крупицам жизнь в Питере длиной в восемь с половиной лет, но это был очередной новый виток в моей жизни. Так получилось, что мы с моим молодым человеком переехали как раз в тот момент, когда все закрылось — мы оба работали из дома и выходили наружу буквально раз в неделю.

И вот в тот момент у меня в очередной раз случилось осознание, насколько мне важна социализация. Когда у меня не случается какого-то обмена с людьми — для меня это прям внутренний кризис. Это были непростые месяцы, так что в конечном счете я пришла к решению, что работать удаленно мне не очень комфортно, и что я хочу полностью погрузиться в московскую среду.

Ladies, Wine & Design. Источник: ladieswinedesign.com
Ladies, Wine & Design. Источник: ladieswinedesign.com

В начале лета я уволилась из своей фирмы. А с сентября начала искать, что есть в Москве. Так я попала в команду Ladies, Wine & Design — это коммьюнити, которое подсвечивает специфику работы в профессии именно с женской стороны. Там рассматривают множество психологических вещей, которые возникают в работе, например, внутренняя самокритика, синдром самозванца, учат заботиться о себе, быть внимательным к своим состояниям и так далее.

Участие в команде сообщества помогает мне смотреть за тем, что происходит в профессии, находить контакты, чувствовать других людей. Я стала больше углубляться в психологию и в тему синтеза тела и психики.

В основное время я работаю над проектом, связанным с управленческим и психологическим консультированием, продумываю визуальную сторону бизнеса ― от логотипа до сайта. И я понимаю, что это та тема, которая меня больше всего заряжает сейчас, я даже задумываюсь о создании собственного проекта о гармонизации здоровья, опираясь на знания из психологии и телесных оздоровительных практик.

Дизайн как коммуникация

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Сейчас дизайн интересен мне не столько с эстетической точки зрения, сколько с точки зрения построения бизнеса, более аналитической его стороны. То, что в профессиональных кругах называется UX/UI. Около двух лет назад я проходила очные курсы по UX/UI, но тогда мне показалось, что в этом слишком много аналитики, мыслительных процессов — а мне хотелось чего-то более визуального. Сейчас я многое вспоминаю из тех занятий — это как раз тот случай, когда кажется, что тебе это точно никогда не пригодится, но в конечном счете рано или поздно пригождается все, чему бы ты ни обучался.

Зачастую кажется, что достаточно подобрать картинки поярче и посочнее — особенно это касается социальных сетей — и это будет работать. Но для меня важно, чтобы визуальная сторона отражала внутреннее наполнение. Это по факту то, чем я занимаюсь в последнее время — выстраиваю в своих работах какой-то мост коммуникации. Раньше хотелось делать просто красиво, а сейчас уже хочется закладывать какую-то цель: а что это принесет, а нужно ли это?

Советы студентам

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Я, скорее, склонна не советовать, а делиться своими наблюдениями. Тема этого года — неопределенность и то, как с ней быть, как ее воспринимать. В моей жизни произошел переворот именно тогда, когда я поняла, что неопределенность будет всегда, что этого не надо избегать и искать какие-то дороги, где на сто процентов все предопределено.

Каждый человек, который только начинает обучение, до конца толком не понимает: а кем он будет после, что ему выбрать из такого огромного количества занятий, а можно ли все четко просчитать и распланировать? Для достижения целей хорошо иметь вектор развития и важно действовать в этом направлении, пробовать, пускай, маленькими шажками. В то же время, когда появляется возможность посмотреть шире этого вектора, становится значительно легче — ты столько всего можешь попробовать, чего раньше себе не разрешал или даже не думал об этом.

Поэтому я за то, чтобы не бояться неопределенности. Чем более гибок человек и чем больше у него знаний, умений, навыков — тем лучше, ведь все в жизни пригодится. Кем бы ты ни успел поработать, что бы ни успел узнать — это все станет твоим багажом и найдет свое место и время, чтобы выстрелить.

Перейти к содержанию