Не так давно вы прошли акселерационную программу Future Technologies в Бизнес-инкубаторе Университета ИТМО, однако проект вы развиваете уже несколько лет. Расскажите, с чего все началось?
Идея проекта родилась в 2012 году. Я эксперт во многих областях, диссертацию писал в свое время по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта», где подпунктом была экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Сделав большой и серьезный упор на повышение квалификации, я понял, что не хватает продукта, который мог бы объяснить подчас безграмотным с точки зрения правил дорожного движения водителям, в чем они правы или не правы на месте ДТП. Сначала сервис задумывался как веб-калькулятор, который должен был привлекать людей на наш основной ресурс, однако затем веб-калькулятор и стал основным продуктом. Так, в 2014 году у нас появился первый прототип программы для пользователей. В то время он был очень примитивным, но уже тогда его по достоинству оценили журналисты. Попав в ДТП, они наткнулись в интернете на наш калькулятор, ввели данные и позже сняли видео «Виновность в ДТП определяет компьютер». Не так давно я разбирал документацию по проекту и нашел более пяти килограммов бумаг, среди которых письма, договора, экспертизы и другое. За время работы над проектом мы встречались с огромным количеством людей. Представьте, на сегодня в проект вовлечено уже больше ста человек: кто-то принимал участие в проекте в качестве эксперта, кто-то тестировал продукт. Долгое время мы развивали проект на собственные средства. Даже в момент кризиса, когда платежеспособность населения резко падала, мы смело вкладывали средства в рисковое дело и инвестировали в проект, который для многих кажется непонятным. Дело в том, что на промежуточной стадии его сложно оценить, только в конечном виде ты понимаешь, насколько он важен. Сегодня к нам обращаются заказчики со всей России.
Как вы приняли решение участвовать в акселерационной программе Future Technologies? Как она изменила ваш продукт?
Однажды мне пришло письмо из рассылки от Future Technologies, и я откликнулся. До этого я уже участвовал с проектом в акселерационных программах, например, в программе ФРИИ. За время, которое я провел в Бизнес-инкубаторе Университета ИТМО, мы поменяли имиджевую сторону продукта. Так, например, в целях рекламы, было решено поменять длинное неудобное название «Многоуровневая информационно-аналитическая система организации безопасности дорожного движения» на Road Accident Solver, хотя многие знают этот продукт и под другими названиями – «Европротокол», «Калькулятор ДТП».
Мы здорово прокачали свое виденье продукта, программа уже меняется, меняется ее дизайн. Советы, которые мы получили на Future Technologies, повысят юзабилити продукта, сделают взаимодействие с клиентом эффективнее. Автотехника – это сложная дисциплина, и люди, не обладающие специальными познаниями, не могут разобрать сложных случаев. Все простые случаи, в свою очередь, мы включили в программу (больше 240 типовых ДТП – 80-85 % всех ДТП, которые происходят каждый день).
Изначально работа над проектом не приносила доходов, только недавно она стала монетизироваться. У меня даже не было мысли о финансовой выгоде, однако именно специалисты Университета ИТМО объяснили необходимость получения прибыли. Сейчас у меня целая команда сотрудников, которые работают над этим проектом и получают за свою работу деньги.
Как работает система для частного пользователя?
Человек попадает в ДТП, и раньше ему в любом случае надо было вызывать аварийного комиссара или ГИБДД. Человеческий фактор оказывает негативное влияние: зафиксировано много случаев страхового мошенничества или иногда люди договариваются о решении конфликта на месте. В нашей системе мы исключили людей из процесса. Человек попадает в ДТП, и при согласии обеих сторон он вводит данные в систему, которые формируются в документ – его можно распечатать и приехать с ним в страховую компанию. По итогу у участника ДТП есть подтверждение того, что он был в указанное время в указанном месте (сейчас много отказов по Европротоколу связаны с тем, что страховая компания необоснованно заявляет, что клиента на месте ДТП не было). Геопозиционирование фиксируется по мобильному телефону. Если раньше для заполнения Европротокола требовался час, то теперь – пять минут. К тому же Европротокол на бумаге неудобно заполнять. Система путем наводящих вопросов диктует людям, что и куда нажимать, а в ближайшем будущем в обновленной версии все будет заполнено за них – надо будет только ввести данные по обстоятельствам и скоростным режимам. Все это разгружает трафик, ведь, если к примеру машина на дороге третьей категории «встала», там образуется пробка. Если же она постояла пять минут, пробки не будет.
Какие функции доступны для эксперта страховой компании?
Экспертам доступен расчет затраты кинетической энергии на деформацию кузова автомобиля, то есть вычисление мгновенного изменения скорости в момент удара. Это очень классная вещь, которая серьезно облегчает жизнь экспертам. Определение возможности срабатывания подушек безопасности без подключения к электронному блоку управления автомобиля, который иногда поврежден, поэтому нет возможности подключить к нему сканер и, соответственно, выяснить, имеем ли мы дело с мошенничеством. По закону представитель страховой компании имеет право осмотреть автомобиль только один раз. Сегодня, по самым скромным оценкам, страховые компании выплачивают мошенникам от 81 миллиарда рублей в год, особенно эта проблема актуальна на юге России. В нашем же случае даже недостаточно подготовленный эксперт просто использует калькулятор и получает результат. Помимо проверки подушек без подключения к электронному блоку управления автомобиля, можно рассчитать скорость автомобиля при наезде на пешехода по дистанции его отброса. Этому вопросу мы посветили много времени, так как это один из ключевых моментов для экспертов и для сотрудников ГИБДД, для которых всегда актуален вопрос, на какой скорости ехал участник ДТП. Также у экспертов есть доступ к базе данных для проверки автомобиля на участие в ДТП на обозримом временном периоде. Так, если один автомобиль попадает в одинаковые ДТП с разными страховыми компаниями, есть повод задуматься. Также можно использовать карту мест концентрации ДТП – нужный инструмент. Например, если у вас есть доступ к ней, вы можете повесить на проблемном участке рекламу «Попал в ДТП – обращайся к нам», однако мы используем программу для ликвидации этих мест, поскольку для проведения дорожного аудита онлайн у нас есть специальный инструмент.
То есть проявились и неочевидные примеры использования вашей системы?
Да. Несколько сотен автоюристов пользуются такой опцией и очень довольны. Теперь они знают, где повесить баннеры. Юристы также используют систему, чтобы проверить возможность клиента выиграть дело. Инструмент для проведения дорожного аудита – целая наука, которую сжали и упаковали в программный продукт. Теперь надо последовательно нажимать на клавиши, чтобы получить готовое заключение по сегменту УДС (улично-дорожной сети) и давать рекомендации ответственным организациям – что делать на конкретном сегменте, чтобы изменить уровень аварийности.
Как происходит процесс реагирования специальных служб?
Возьмем службу ГИБДД. Допустим, у нас проблема ограничения количества экипажей – в Ленобласти это очень актуально. Если ДТП без пострадавших, а количество участников – два автомобиля, то участники могут воспользоваться программой и не вызывать экипаж вовсе. В основном он приезжает для того, чтобы сказать, кто прав. Вы просто заполняете Европротокол и уезжаете. Система позволяет сконцентрироваться на наиболее проблемных местах, где присутствие экипажа ГИБДД необходимо, а это экономия средств. Представьте размер экономии, если разгрузить стоимость работы одного экипажа в сутки на 50 %? Наша программа такое может.
Также у ГИБДД появляется своя карта аварийности с указанием причин аварийности (в нескольких районах она уже есть). Сейчас мы делаем такую карту для Вологда. Мы ездили туда и получили положительный отклик от начальника ГИБДД, который просил помочь внедрить нашу систему.
С внедрением есть какая-то сложность?
У нас в стране достаточно сложный менталитет – многие руководствуются принципом «я так всю жизнь делал, так и продолжу». Финансовой проблемы внедрения не существует. Мы намеренно берем низкую оплату, чтобы была возможность внедрить систему. Однако делать все бесплатно мы не можем, так как некоторые процессы требуют нашего участия. Когда мы говорим, что для города внедрение системы стоит три миллиона рублей, а на безопасность дорожного движения в городе из бюджета выделяет 100-400 миллионов в год, то наш ценник кажется копейками. Очень большие суммы из выделенных средств в это же время тратятся на распечатку бесполезных буклетов.
Где система показывает свои лучшие результаты?
Система успешно работает на секторе B-2-C. Пользователи каждый день заходят на ресурс и пользуются им – мы считаем, что это успех. Не каждый день люди попадают в ДТП, поэтому сервисом, к счастью, нельзя пользоваться на постоянной основе, как социальной сетью. Однако в случае, когда ДТП все же происходит, многие знают, к какой помощи можно прибегнуть, чтобы понять, что они сделали не так. Road Accident Solver становится их спасательным кругом.
Какие регионы идут больше на контакт?
Не так давно к нам обратились с запросом из Татарстана. Надо понимать, что B-2-G – самый сложный сектор, потому что очень часто приходится сталкиваться с непониманием пользы, которую ты предлагаешь, нежеланием разбираться в вопросе. К слову, местные чиновники помогают больше, чем крупные «шишки», потому что сталкиваются с конкретными проблемами на конкретном дорожном сегменте. В Петербурге нам помогал председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Викторович Рублевский, года три назад он устроил нашу встречу с полпредом президента по СЗФО. В том же Санкт-Петербурге у нас более пяти постоянных контактов с представителями различных комитетов и ведомств.
Объясните, какая польза от использования системы для страховых компаний?
Им помогает калькулятор, который на месте ДТП при первичном осмотре позволяет определить, мошенник перед тобой или нет. Раньше за один такой расчет страховые компании платили 15-20 тысяч рублей, а с использованием системы они платят 1500 рублей и через секунду получают весь расчет в электронном виде. Мы соединяем автотехническую экспертизу онлайн, Европротокол онлайн, выявление мест концентрации ДТП, определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на причины аварии, получаем готовый рабочий инструмент для дорожного инженера – при проведении дорожного аудита и выявлении причин, оказывающих наибольшее влияние на ДТП – в системе все эти составляющие включены и автоматизированы. Все отчеты выдаются в PDF-формате, клиенту или страховой нужно только распечатать файл. Другими словами, с помощью нажатия трех кнопок они получают готовый документ. Мы ничего от себя не изобретаем, кроме нового подхода получения исходных данных, а это самое сложное в нашей отрасли, именно поэтому наш продукт не имеет аналогов в мире.
Однако в вашем продукте есть научная новизна?
В огромном количестве. Те же самые результаты краш-тестов, испытаний – все они вошли в расчетные базы данных, из которых мы берем коэффициенты для расчета разных показателей. Мы уже провели несколько серьезнейших работ по дорожному аудиту, которые изменили дорожную обстановку на конкретных дорожных сегментах и привели к снижению аварийности. Есть места, где люди убивались, но после нашего вмешательства аварий там совсем не было.
Сколько вы помогли сэкономить гражданам?
За время существования проекта мы бесплатно проконсультировали около миллиона человек. При этом стоимость консультации эксперта-автотехника стоит в районе 3000 рублей. Получается, мы сформировали три миллиарда рублей для свободного рынка, сохранили эти деньги в кошельках граждан. При этом у нас есть конверсия с бесплатных обращений. Наш программный продукт лежит в основе организации бизнес-процесса. Мы его масштабируем, сейчас работаем в Вологде, Уфе, Нижнем Новгороде, Москве и других городах.
Есть ли на рынке какие-либо аналоги этой системы?
Аналогов системы нет нигде в мире, однако это только сейчас. Я принимал участие в более чем 10 международных конференциях и знаю, что сейчас похожего продукта нет ни у кого на рынке, и если появится, то нескоро. Дело в том, что сам предмет экспертизы сложен. Чтобы его вывести на такой уровень для несведущего пользователя, надо очень долго над ним работать. Конечно, можно нанять большую группу программистов и за пару лет они сделают аналогичный продукт, но в этом должен быть большой интерес и возможность тратить большие деньги. Сегодня в разных программах и приложениях есть отдельные куски из нашего сервиса, но у них крайне низкий рейтинг.
Есть ли какая-то интересная статистика, которую вы вывели за время использования системы?
Меня как эксперта уже ничего не шокирует, однако если показать реальную картину чиновнику или любому другому неподготовленному человеку, то они испытают настоящий шок. Если взглянуть на карту ДТП в Петербурге, мы увидим 300-400 аварийных случаев в день, из них 8-10 % с пострадавшими, теперь представьте, сколько по стране. Пока мы с вами разговариваем, в стране во время ДТП погибли три человека, каждую минуту кто-нибудь получает тяжелые травмы из-за аварии. Когда случилась трагедия в Кемерово, общественность остро отреагировала на количество погибших, но мало кто понимает, сколько людей мы теряем каждый день. Это социально-политическая составляющая нашего проекта.
За рубежом на ваш проект обращают более пристальное внимание…
Да, сейчас мы хотим выйти на Китай. Изначально мы планировали стартовать там раньше, чем в Европе. Китай любит все инновационное.
Чем объясняется тот факт, что за рубежом проявляют больший интерес к проекту?
Любая вещь, которая улучшает процесс, уменьшает издержки и увеличивает капитализацию, там подхватывается мгновенно. Есть экономическое понятие – стоимость денег во времени, это когда расходы превышают доходы. У нас расходы на некоторых чиновников превышают совокупный эффект от их работы, а, например, с роботами обратная ситуация, поэтому в них надо вкладываться.
Какие у вас планы по развитию проекта?
В ближайшее время мы планируем перевести программу на английский язык, так как к проекту проявляют интерес в Евросоюзе. Мы видим, что программой многие пользуются в Болгарии, Украине и Беларуси. Наверно, это связано с пониманием русского языка у жителей этих стран. В Беларуси у нас более 30 фирм, которые с нами сотрудничают благодаря программе. Очень много пользователей в Казахстане – одной из самых продвинутых в инновационном плане стране. Примечательно, что люди используют систему не только на любительском уровне, но и на профессиональном. Однажды я сам видел, проезжая мимо автомобиля аварийного комиссара, как он использует нашу систему для расчета виновности. Большинство, конечно, пользуются бесплатным вариантом, потому что не знают всех возможностей продукта.
Сейчас мы работаем над конечным вариантом программы, внимательно изучаем вовлеченность продуктов такого рода в антропогенную систему с точки зрения конфликтов, проблем движения, осознанности действий. В продукт включены инженерная психология (целая отрасль, которая позволяет понять, почему люди нажимают на квадратную кнопку, а не на круглую, какого цвета должна быть кнопка, чтобы на нее нажали и другие тонкости). Но мы занимаемся не только программой, например, есть проблемы в системе ВАДС – сейчас вы едете по дороге и 90 % дорожных знаков не видите. Мы уже сделали устройство, которое позволит вам увидеть все знаки, и мы готовы его применить, но пока что нас тормозит отсутствие нормальных условий работы. Мы понимаем, что работаем с безопасностью. Если сегодня, используя результаты наших исследований и работы, мы можем спасти 10 тысяч человек в год, наша работа проделана не зря. Один спасенный человек через четыре поколения – это 10 тысяч человек, а через шесть поколений – миллион. Все члены нашей команды фактически спасли по несколько миллионов жизней, заработав при этом неплохие деньги. Разве это не результат?