Наука и искусство
Собор Анненкирхе на Кирочной улице организаторы выбрали для трансляции идей Art&Science. Площадка действующей лютеранской общины уже давно стала культурным центром, где проходят лекции и концерты, но Science Fest преобразил здание до неузнаваемости. Полумрак, синяя подсветка и огромная модель Луны в главном зале расширил мистический опыт от пребывания в церкви.
Организаторы подобрали экспонаты таким образом, чтобы показать грани вклада науки в область чувственного. Например, детектор человеческих эмоций. Гость занимает определенную позицию, и за считанные минуты камера высчитывает сердцебиение, позу и температуру человека. Сопоставив данные, программа оценивает эмоциональное состояние посетителя: каков в нем на данный момент процент злости, радости, разочарования и других чувств.
Научный руководитель Музея оптики Университета ИТМО Сергей Стафеев представил в Анненкирхе экспозицию из музея и провел лекцию о синтезе Веры и Знания.
«Наука и искусство выиграют от взаимодействия друг с другом, потому нужно организовывать еще больше мероприятий наподобие Science Fest. И нет ничего странного в том, чтобы выбирать в качестве места экспонирования церковь. Руководство собора Анненкирхе с большой охотой работало вместе с нами. И дело тут не в лютеранской вере священников и их открытости, а в качестве проработки мероприятия. Уверен, если придумать хорошую выставку, от взаимодействия с наукой не откажутся представители любых конфессий», – считает Сергей Стафеев.
Наука и развлечение
Если программа в Анненкирхе, соответственно месту проведения, освещала связи науки и искусства, то на площадке Ленполиграфмаша развернулся рай для любителей цифровых развлечений. Просторный зал был наполнен столами с подключенными ретро-консолями. Любой желающий мог попрыгать за водопроводчика Марио или сразиться с другом в Street Fighter.
Программа лекций также затрагивала использование технологий виртуальной и дополненной реальностей в нетипичных целях. Некоторые люди считают шлемы VR дорогим аксессуаром для игр, однако спикеры фестиваля доказывают обратное. К примеру, создатель программы Tvori Виктор Комаровских разрабатывает инструмент для создания мультфильмов прямо в очках. Пользователь надевает гаджет на голову, запускает программу и попадает в цифровое пространство. Дальше он выбирает окружение для сцены, персонажей, угол обзора камеры, спецэффекты. Вся работа сосредоточена на движениях рук – нужно только сидеть и жестикулировать.
Отрывки из лучших срежиссированных в Tvori роликов можно посмотреть на Youtube-канале компании. Сам Виктор отмечает короткометражку о падающих котах с парашютами. По словам создателя приложения, эта работа молодой студентки-режиссера из Москвы. Она сделала мультфильм всего спустя месяц после начала работы в Tvori.
Амбициозное направление анимации оценили организаторы Нью-Йоркского фестиваля мультфильмов Anny и пригласили Виктора в качестве гостя. Однако сам эксперт отмечает, что далеко не все готовы принять технологический прогресс.
«Я стараюсь продвигать свою программу и другие технологии для упрощения жизни и работы людей. Но не всегда получается. Некоторое время назад я устроился на работу в студию “Мельница”. Аниматоры тратят очень много времени для рисования задников в мультфильмах, а ведь эту работу мало кто замечает. Я предложил изменить порядок вещей, использовать мою технологию для экономии сил и времени, но мою инициативу не поддержали. Они слишком привыкли к неудобному проверенному методу, не были готовы к инновациям. Вскоре после этого я покинул “Мельницу” и сосредоточился на своем приложении», – комментирует Дмитрий.
Наука и зрелище
Наиболее людными площадками оказались Планетарий, Люмьер-Холл и Yotalab. На это повлияли несколько причин. Во-первых, они находятся в шаговой доступности друг от друга на набережной Обводного канала. Во-вторых, программа площадок больше всего была заточена на зрелище с wow-эффектом.
Например, сотрудники центра Yotalab предлагали гостям необычный спортивный матч в аэрохоккей – играть нужно было против робота. Вокруг стола постоянно образовывалась толпа, а люди искренне болели за своих видовых «братьев».
В Люмьер-холле свою науку продвигали петербургские вузы – Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и Университет путей сообщения императора Александра I. В этой зоне можно было попрыгать в виртуальной игре посредством реального интерактивного батута, посмотреть на беспилотный автомобиль и сфотографироваться с косплеерами «Звёздных войн». Также все посетители фестиваля могли посетить стендап-шоу Университета ИТМО «Квантовый потанцевал».
Еще больше гармонии между людьми и технологиями можно было найти в Планетарии. На протяжение дня здесь на огромном экране показывали образовательные ленты о космосе для любой аудитории – от кукольных фантастических мультфильмов до иммерсивного шоу от Гамбургского планетария. Большая часть пуфиков и стульев была занята посетителями с детьми. По мнению гостьи фестиваля Лидии Георгиевой, так и должно быть.
«Прежде я посещала открытые лекции, даже проводила их, но никогда не была на таких крупных фестивалях с громким названием Science Fest. Что мне действительно понравилось, это большое количество детей. Мне кажется, это мероприятие ориентировано в первую очередь на них. Им весело, интересно. Надеюсь, после посещения им захочется больше знать о современной науке, кто-то, может, захочет связать свою жизнь с наукой. Не игнорировать прогресс, а использовать его во всех областях жизни», – рассказывает Лидия.