Биометрические данные — это уникальные биологические и физиологические характеристики, которые помогают установить личность человека. Радужная оболочка глаза, отпечаток пальца, изображение лица и голос.
Зачем их сдавать
Для упрощения работы сервисов, которые требуют идентификации личности. В аэропортах граждане некоторых стран уже не ждут в длинных очередях прохождения паспортного контроля — они сканируют палец у специального терминала.
Сервисы оплаты также станут проще при развитии использования биометрических данных. Пользователям Apple Pay уже не нужно предъявлять банковские карточки для покупок — достаточно телефона. Однако Apple не делится своей базой клиентов с другими компаниями и банками.
С 1 июля 2018 года в России заработала Единая биометрическая система, куда по желанию можно сдать изображение своего лица и запись голоса. Главные преимущества сдачи данных — обеспечение безопасности и избавление персонала банков от рутинных операций. Регистрация в системе может исключить очные посещения банков и сократить время решения вопросов. Например, при потере карты будет достаточно позвонить, представиться и описать проблему — клиента узнают без десятка проверочных вопросов.
По данным Ведомостей, сейчас более 150 банков собирают данные клиентов для Единой биометрической системы. В перспективах проекта — подключение медицинских и государственных услуг.
Это безопасно?
Данные Единой биометрической системы защищают настолько хорошо, что при утечке базы мошенники не смогут восстановить по слепкам голос, фото или отпечаток пальца граждан. К концу 2019 году банки смогут защищать данные на уровне государственной тайны
Кто сможет получить мои данные?
МВД и ФСБ будут иметь доступ ко всем данным Единой биометрической системы. Даже если человек отозвал свое согласие на использование биометрических данных, система сможет их обработать по запросу правоохранительных органов.
Конечно, граждане, которые не планируют нарушать закон, могут не беспокоиться.
Где можно сдать данные?
150 банков записывают биометрию граждан для Единой биометрической системы.
Сбербанк собирает собственную базу уже на протяжение года. По словам президента компании Германа Грефа, Сбербанк не просто банк, а крупнейшая IT-компания в России, цифровым бизнесом в которой занимаются 45 000 человек. Биометрия — следующий шаг для предоставления наилучших услуг клиентам, и банк не собирается ждать конкурентов. К примеру, в Москве уже заработали банкоматы, которые дают доступ к операциям без предъявления карточки — достаточно посмотреть в камеру на аппарате.
В 2018 году Сбербанк собирал биометрию клиентов только для своей собственной системы, а в 2019 году начал собирать и для Единой биометрической системы. В отделениях клиентам предоставляют выбор, в какую систему записывать данные. На данный момент неизвестно, будут ли они делиться информацией.
Личный опыт сдачи биометрических данных
Я выбрал большой офис Сбербанка на третьей линии Васильевского острова, 34. По словам сотрудников, я был первым клиентом в истории отделения, попросившем сдать биометрические данные. Однако в тот день у меня ничего не получилось: после 40 минут ожидания с подтверждениями паспорта, банковской карточки, кода СНИЛС и подписания форм система дала сбой и не зарегистрировала меня в базе. Сотрудники сами не знали, в чем ошибка: в их собственной системе или в подключении к порталу «Госуслуг». Видимо, меня хотели записать в Единую биометрическую систему, но не спросили об этом.
Для второй попытки я пошел в офис Сбербанка поменьше на улице Карташихина, 9. В этот раз система не могла прочитать мою банковскую карточку, но для решения проблемы мне дали подписать разрешение на обработку персональных данных. После проверки паспорта меня сфотографировали на веб-камеру, попросили зачитать в микрофон цифры от нуля до девяти и обратно. Вся процедура сбора биометрических данных заняла 10 минут. Меня записали в систему Сбербанка, но опять не спросили заранее.
Совет: Чтобы не терять время, лучше заранее позвонить в отделение банка, где вы хотите сдать биометрические данные, и узнать, смогут ли они принять ваши биометрические данные. Также, если для вас это принципиально, заранее уточнить, куда вы ходите сдать биометрию — в систему Сбербанка или в Единую биометрическую систему.
Как технология изменит нашу жизнь в будущем
Сейчас биометрию начинают использовать во все новых отраслях, и разработчики придумывают ей новые применения. К примеру, студенты факультета инфокоммуникационных технологий уже предложили новое использование биометрии в банковских операциях. Их проект по переводу денег на основе распознавания лиц выиграл приз за самое креативное решение на кейс-чемпионате Fintech Cup.
Вопрос о будущем технологии мы также задали Андрею Хрулеву, директору по бизнес-развитию направления биометрических систем в группе компаний ЦРТ. Это абсолютный лидер по количеству внедрений биометрии по лицу в России в сфере спорта и транспорта: их система распознавания лиц «Визирь» работает более чем на 10 стадионах, 5 аэропортах и 6 вокзалах. Кроме того, алгоритмы идентификации по голосу от ЦРТ работают в составе Единой биометрической системы.
«В ближайшие годы мы ожидаем роста популярности биометрических технологий и развития новых сценариев их применения — особенно в сфере распознавания лиц, — рассказывает Андрей. — Сегодня биометрия – это в первую очередь обеспечение безопасности, но технологии все чаще рассматриваются в сценариях улучшения клиентского опыта, проведения социологических исследований, таргетирования рекламы, оптимизации транспортных потоков и улучшения городской среды, подтверждения личности в онлайн-образовании. Это различные варианты использования биометрии для персонализированных предложений в магазинах, на интерактивных витринах, в голосовых меню контактных центров, для подсчета пассажиров в транспорте (новых и тех, кто ездит регулярно), анализа загруженности станций и улиц, анализа аудитории мероприятий и тому подобное.
Отдельно отмечу сценарий распознавания лиц в аэропортах. Система способна “сопровождать” пассажира на всем пути от входа до посадки в самолет, позволяет ему самостоятельно проходить проверки документов, подсказывает сотрудникам авиакомпании, приехал ли зарегистрированный человек в аэропорт, где искать опаздывающих и другое».