Стипендиальная программа Владимира Потанина направлена на поддержку студентов и преподавателей магистратуры ведущих вузов России. Это самый крупный проект фонда: с 2000 года стипендии и гранты получили более 27 тысяч студентов и более 2 тысяч преподавателей из 83 вузов. В задачи программы входит поддержка талантливых студентов и преподавателей, поддержка инновационных подходов к образованию, распространение лучших практик, а также развитие интереса студентов и преподавателей к социально значимой деятельности и волонтерству.

Одна из составляющих стипендиальной программы — Стипендиальный конкурс для студентов, обучающихся в магистратуре. Ежегодно конкурс на получение именной стипендии проходит в два этапа. Первый — заочный, в ходе которого студенты подают письменную заявку, включающую мотивационное письмо, эссе на тему лидерства и научно-популярное эссе на тему предполагаемой магистерской диссертации. Все заявки проходят предварительную техническую экспертизу, в том числе проверку на плагиат. Второй этап — очный, который проходит в формате деловых игр, интервью, решения кейсов и других групповых и индивидуальных форм оценки.

Особенности Стипендиального конкурса в 2019 году

Как отмечают в Благотворительный фонде Владимира Потанина, в 2018/19 учебном году в первом этапе конкурса на получении именной стипендии Владимира Потанина интерес к конкурсу проявили 6286 человек — студенты 75 российских университетов.  После проведения технической экспертизы (включая проверку на наличие плагиата) к участию были допущены 3324 заявки. Во второй тур по результатам заочной экспертизы прошли 1998 человек. Очный тур проводился с 28 января по 9 февраля 2019 года в семи городах России: Москве, Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Тюмени, Томске и Владивостоке. Участников приняли площадки семи вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина.

Очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина
Очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина

Единственной площадкой для очного отбора в Петербурге второй раз подряд стал Университет ИТМО, где на протяжении трех дней — 4, 6 и 8 февраля — в испытаниях приняли участие порядка 360 магистрантов из Петербурга, Москвы, Казани, Красноярска, Екатеринбурга и Челябинска. Участники представляли 14 вузов: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Европейский университет, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича, Казанский национальный исследовательский технический университет имени Н.А. Туполева – КАИ,  Казанский национальный исследовательский технологический университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Университет ИТМО,  Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ленина, Сибирский федеральный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Южно-Уральский государственный университет.

Отборочные мероприятия проводились в форме деловых игр и презентации кейсов. Участники должны были не только продемонстрировать свою креативность и эрудированность, но и показать презентационные навыки, умение договариваться друг с другом, работать в команде и критически мыслить. Именно эти качества, как отмечают в Фонде Потанина, характеризуют современного лидера.                                               

Очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина
Очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина

По условиям отбора упражнения выполняются в группах в течение одного полного рабочего дня. Каждый участник мог проявить свои навыки в разных командах: на протяжении очного конкурса студенты работают в разных группах и, таким образом, знакомятся и взаимодействуют с как можно большим количеством конкурсантов. Условия каждого упражнения участники узнают на месте, поэтому, с одной стороны, их задача — не растеряться и применить свои знания, а с другой — научиться быстро работать в новой команде.

«Идея очного тура заключается в том, чтобы увидеть наших лидеров в живой коммуникации и взаимодействии, посмотреть, насколько хорошо они владеют навыками командной работы, умеют как договариваться друг с другом, так и отстаивать свою позицию. В этом году мы сделали акцент на социальных компетенциях, на оценку которых нацелены так или иначе все упражнения очного этапа, — комментирует Наталья Шульгина, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина, — Всего таких упражнений восемь; они моделируют различные ситуации в игровой форме, в виде кейсов, дебатов, презентаций, что позволяет участникам раскрыть свой лидерский, интеллектуальный и творческий потенциал, проявить свою общую эрудированность и культурный уровень. Ведь наши стипендиаты — это студенты с четко сформированной лидерской и социальной позицией, образованные, начитанные, способные неординарно мыслить, грамотно и аргументированно излагать свои мысли. Планку мы не снижаем, поэтому упражнения оценивают весь указанный спектр личностных и профессиональных характеристик участников».

Наталья Шульгина
Наталья Шульгина

Кроме того, в этом году организаторы постарались обеспечить бОльшую академическую мобильность студентов: прохождение отборочного этапа не в стенах «родного» вуза, а за его пределами, в том числе в другом городе предоставляет участникам шанс получить опыт знакомства с академической и организационной культурой другого вуза, а также завести новые профессиональные и личные знакомства.

Всего победителями очного этапа станут 500 студентов, еще 10 студентов будут включены в резервный список. Победители будут награждены ежемесячной именной стипендией Владимира Потанина в размере 20 тысяч рублей. Стипендия будет начислена студентам с февраля 2018 года до окончания обучения в магистратуре.                                     

Как отмечают участники очного тура конкурса, опыт таких состязаний может пригодиться и в будущей карьере. О том, почему студенту стоит поучаствовать в конкурсе, какие навыки здесь можно получить и почему стипендия может стать хорошим подспорьем для учебы, они рассказали ITMO.NEWS.

Никита Бортников, магистрант Высшей школы менеджмента СПбГУ

Никита Бортников
Никита Бортников

Безусловно, стипендия — это хорошая прибавка к ежемесячному доходу. Например, однажды я ездил по программе академической мобильности: тогда я учился в бакалавриате и получил стипендию, которая покрывала расходы. Сейчас у нас есть возможность поехать на один семестр в Лондонскую школу экономики, но там, как правило, стипендии не дают. Поэтому стипендия Потанина была бы хорошим подспорьем для того, чтобы получить опыт обучения в другом вузе.

Кроме того, в этом конкурсе очень важны социальные связи и то сообщество, которое здесь создается. У меня есть друзья, которые уже становились стипендиатами. И на их примере я могу оценить, как работает это комьюнити — сообщество людей, которые проходили сложные отборы, победили и с которыми можно создавать реальные проекты.

В этом отборе все ребята очень активные и занимаются совершенно разными вещами. Например, сегодня со мной в команде оказалась девочка, которая занимается Средневековой ирландской литературой. Это уникальная вещь, было очень интересно пообщаться и узнать что-то новое. А другая участница изучает системы вентиляции. Она так заразительно об этом рассказывала, что я понял, насколько это важно. Буквально каждый участник здесь горит своей идеей и готов о ней рассказывать.

Ирина Бусуркина, магистрант НИУ «Высшая школа экономики», социология

Ирина Бусуркина
Ирина Бусуркина

Во-первых, участие в этом конкурсе дает возможность получить хорошую стипендию, но, кроме того, такой опыт позволяет познакомиться с новыми людьми. Ведь здесь собраны участники из разных вузов, которые учатся на различных направлениях. Я занимаюсь социологией образования, а именно геймификацией в области образования, а также исследованием влияния компьютерных игр на процесс образования и на школьников. Участие в испытаниях было полезным и для моей текущей работы, практически все задания касались моего опыта. Например, предложить какой-то предмет для изучения в университете — это хорошая возможность рассказать, чем я занимаюсь, и найти единомышленников, завести новые контакты, которые, возможно, пригодятся в будущем.

Мария Кулакова, магистрант НИУ «Высшая школа экономики», менеджмент индустрии гостеприимства и туризма

Мария Кулакова
Мария Кулакова

В этом конкурсе я планировала участвовать еще когда училась в бакалавриате. Я знала, что это престижная стипендия для студентов магистратуры. Здесь без преувеличения собирается интеллектуальная элита: участники попадают на очный тур не просто так, они проходят достаточно сложный заочный этап отбора. Я сама потратила несколько дней на то, чтобы подготовить заявку. В будущем я хотела бы заниматься социальным предпринимательством, а на таких конкурсах есть шанс познакомиться с новыми интересными людьми, завести полезные контакты для дальнейшего развития. Здесь можно действительно получить хороший жизненный опыт.