Народная карта – это интерактивная карта, на которой условными значками можно отмечать впечатления, городские объекты, улицы и районы города по разным параметрам. Часто к отметкам присовокупляются простые формы для онлайн-опроса. Сегодня ГИС общественного участия набирают силу, потому что они обладают важными свойствами – этот инструмент позволяет выразить субъективное мнение горожан и привязать его к карте, обеспечить вовлечение людей в сбор информации о городе и стране. Это гибкий инструмент за счет изменения визуального изображения карт и добавления инструментов, также это тиражируемый продукт, который запускается онлайн и позволяет получить информацию оперативно от максимального количества людей.
Urbantrees.ru – карта городских деревьев
Карту городских деревьев создали активисты движения «Деревья Петербурга» и компания GIS BIS, которая разрабатывает инструменты для учета пространственных данных. Команда обратила внимание на проблему вырубки деревьев Петербурга, которую население в силу ряда причин не отслеживает. Так, за последние 50 лет люди переместились под землю, половина всех перевозок в городе совершается под землей, остальные передвигаются на личном транспорте (сегодня на улицах города порядка 2, 5 миллионов личных автомобилей в городе). Люди не видят того, что происходит с деревьями, и не помнят, что в конкретном месте еще пять лет назад находилось дерево, а тот факт, что многие улицы и набережные города были зелеными 25 лет назад, забылся почти всеми.
Для того, чтобы отслеживать ситуацию с деревьями, создали карту, на которой любой горожанин без регистрации может «привязать» к территории то или иное дерево. Чтобы добавить дерево в общую, надо указать его видовое название, охват и прикрепить фотографию. Если человек не знает породу дерева, то модератор сам определит вид по фотографии. Сейчас на карте отмечены деревья, данные о которых предоставил Русский музей, а также те, что добавили жители через систему. Всего добавлено порядка четырех тысяч деревьев (и 16 тысяч просмотров на карте).
На карте существует слой, с помощью которого можно увидеть места былых зеленых насаждений, где сейчас деревьев нет (в основном они исчезли в середине 90-х годов прошлого века). Например, на Большой Морской в 1953 году были высажены взрослые липы, сегодня от них ничего не осталось. Та же участь постигла другие пространства – Лиговский проспект, набережные рек Мойки и Карповки и многие другие места.
Сегодня в Санкт-Петербурге 217 тысяч уличных деревьев. Если сопоставить это количество с количеством людей и территорией, то ситуация печальная: 40 деревьев на 1000 человек и 151 дерево на один квадратный километр. Если сравнить эти показатели с показателями других городов, то мы сильно отстаем. Например, в Берлине 433 тысячи деревьев (100 на 1000 человек и 485 на квадратный километр), в Нью-Йорке 680 тысяч деревьев (80 на тысячу человек и 867 на квадратный километр), в Лондоне 727 тысяч деревьев (90 на тысячу человек и 462 на квадратный километр), а в Амстердаме 270 тысяч деревьев (300 на тысячу человек и 1233 на квадратный километр. В Париже на квадратный километр приходит 1905 деревьев, а в сопоставимом с ним по размеру Приморском районе Санкт-Петербурга лишь 200.
С годами ситуация для Петербурга не улучшается, поэтому, если не привлечь жителей, то через пять лет мы рискуем остаться без «выживших» деревьев, считают создатели карты деревьев.
«Нам кажется, что важно привлекать внимание к живым соседям, о которых мы совсем не думаем. У нас в городе нет реестра зеленых насаждений, есть закон о зеленых насаждениях общего пользования, есть правила пользования зелеными насаждениями, где деревья указаны как элемент благоустройства через запятую со скамейками, и есть правила по уходу за зелеными насаждениями. На всех РГИС и экологических картах в принципе не существует соотношения дерева и места. При этом с точки зрения зеленых насаждений по территориям город пострадал, но не так сильно, а с точки зрения деревьев мы потеряли приблизительно от 30 до 50 % за 30 лет с 1991 года. Мы надеемся, что карта будет развиваться и что появятся новые слои, на которых жители станут предлагать, где необходимо посадить дерево», – объяснила Мария Тиника, куратор проекта «Urbantrees.ru – карта городских деревьев».
Карта пунктов приема вторсырья Recyclemap
Эко-инициатива и волонтерский проект по мониторингу точек раздельного сбора в городах России Recyclemap существует с 2011 года. Сознательные граждане, не желавшие выбрасывать мусор на свалку, хотели сортировать его и требовали, чтобы появилось больше точек приема вторсырья. Потребность обмениваться информацией росла, и люди составляли списки пунктов приема, которыми передавался из рук в руки, однако этот инструмент не был эффективным.
«Гринпис обратил внимание на проблему, и мы решили сделать инструмент интерактивным, ведь ситуация с пунктами регулярно меняется – появляются новые, закрываются старые. Важно оперативно отражать изменения, потому что, придя пару раз к месту сбора вторсырья, которое больше не работает, человек может потерять мотивацию сортировать мусор, решив, что в России это не работает. С 2011 года используется специальная карта, на которой указаны все пункты приема вторсырья. Сначала карта заработала в Москве – тогда было указано около 60 точек, сегодня их 5000. Сразу после появилась карта для Санкт-Петербурга, затем Обнинска, и дальше она стала активно развиваться. Сегодня карта существует в 71 городе РФ, волонтерский корпус насчитывает 130 модераторов и 9000 волонтеров, которые наполняют карту пунктами. На картах отмечены 20 тысяч пунктов по всей стране, из них 7 тысяч – в Москве и Петербурге. По статистике больше всего картой пользуются женщины в возрасте 25-34 лет», – рассказала Ирина Власова, медиакоординатор проекта «Ноль отходов» Гринпис.
Важно, что проект Recyclemap – полностью волонтерский и существует за счет работы модераторов и волонтеров, которые поддерживает карту. Каждый человек может предложить нанести пункт раздельного сбора на карту, описав его, а модератор должен проверить информацию: если она соответствует действительности, то пункт становится виден пользователям.
Раньше карта состояла из слоев, теперь же представлен один слой: система определяет город нахождения пользователя, а он может найти ближайший для себя пункт сбора вторсырья и при необходимости отфильтровать точки по типу принимаемого там сырья. Также карта поддерживает возможность проложить пеший маршрут, так как изначально карта задумывалась, чтобы показать человеку, что недалеко от его дома есть место, куда можно сдать мусор. Заодно указывается, сколько минут вы потратите на дорогу.
«Карта до сих пор символ и доказательство того, что в России существует раздельный сбор мусора. Это единственный источник данных о том, что происходит в России с раздельным сбором. Однако главная цель этого проекта – сделать эту карту невостребованной. Мы надеемся, что в какой-то момент в каждом дворе будут баки для раздельного сбора, и искать на карте их не придется», – прокомментировала Ирина Власова.
Порталы обращений горожан «Красивый Петербург» и «Наш Петербург»
«Красивый Петербург» – движение инициативных граждан, выступающих за улучшение городской среды, которое существует семь лет. Движение стало популярным за счет ресурса электронного участия – сайта «Красивого Петербурга», который появился в конце 2013 года. Суть сервиса простая: любой гражданин может указать место на карте и приложить фотографию, указав на проблему. На тот момент других инструментов быстрого обращения не существовало, можно было написать официальное обращение, но почти никто не знал, как именно. Активисты «Красивого Петербурга» первыми упростили этот процесс до 30 секунд.
Через этот сервис администрация города получила массу сообщений. Параллельно появился официальный портал «Наш Петербург», и все сообщения горожане теперь могли отправлять только через него (прием электронных писем через «Красивый Петербург» был запрещен). Представители «Красивого Петербурга» решили изучить базу данных сообщений на портале «Наш Петербург» (важно, что с юридической точки зрения это именно сообщения, а не официальные обращения) и выяснить, о чем сообщают граждане и как ведут себя во взаимодействии с властями. Для этого была проанализирована база сообщений, полученных за последний год работы губернатора Георгия Полтавченко (порядка 350 тысяч сообщений).
«Мы взяли все сообщения, разложили на карту и выявили заранее неочевидные тенденции. Мы увидели несколько гипертрофированную историю. Так, порядка 80 % всех сообщений отправляет 10 % пользователей – от пяти до семи человек. Более того, оказалось, что эти 10 % от 350 тысяч сообщений отправляют люди, неизвестные в общественных движениях. Со временем портал стал ограничивать количество сообщений в день, однако некоторые пользователи создают несколько аккаунтов. Есть и аномальные активности у некоторых аккаунтов, когда один пользователь обрабатывает всю территорию города. Очевидно, что он не мог там побывать за такой короткий промежуток времени. При этом надо отметить, что гражданская активность у нас низкая – в Нью-Йорке на подобном портале в год администрация получает порядка двух миллионов сообщений», – рассказал Стив Каддинс, координатор портала «Красивый Петербург».
Исследователи также рассмотрели активность обычных горожан, которые отправляют от двух до ста сообщений в год, и активистов, отправляющих тысячи сообщений. На карте заметна разница поведенческих паттернов обеих категорий: если активисты прочесывают улицы и места общего пользования, то менее активные пользователи сосредоточены на личном пространстве, тех местах, где они живут. Исследователи выдвигают гипотезу о том, что массовая гражданская активность у тысяч человек проснется тогда, когда будут решены их бытовые проблемы.
Сегодня в рамках хакатона планируется создать сервис для анализа подобных обращений граждан, куда можно будет загружать базу сообщений и смотреть, что и где происходит. Это интересно не только гражданским активистам, но и власти, которая будет оценивать очаги дефицита развития городской среды и применять инструменты улучшения там, где в перспективе могут возникнуть проблемы, объяснил Стив Каддинс.
Imprecity – интерактивный портал про парки, улицы, площади, набережные, дворы и другие общественные пространства Петербурга. Так, любой житель и гость Петербурга может зайти на карту и оставить на ней в разных местах свои эмоции (страх, злость, печаль, радость, удивление и другие), которые впоследствии проанализируют исследователи. Сейчас на карте оставлено 2029 меток, и известно, что воодушевляют петербуржцев зеленые места, места у воды и общение, злит отсутствие навигации, переходов и грязь, печалит разруха и пустота, страшит толпа и заброшенные места, отвращает мусор, ларьки и попрошайки, а удивляют красивые дома, дворы и Лахта-центр. Проект поможет собирать пользовательские требования к городским властям и качеству сервиса, а также доставлять эти требования властям и сами жителям в сжатом и стандартизированном виде. Проект развивают эксперты Лаборатории качества городской жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Подробнее о карте мы рассказывали здесь и здесь.
Карта вернакулярных районов, карта пешеходной доступности, пешеходный симулятор и сервис по построению нескучных маршрутов
Напомним, что о развитии и упадке Петербурга можно узнавать на карте вернакулярных районов Livehoods (кластеров с наиболее сильными пространственно-социальными связями), карте пешеходной доступности. Также для того, чтобы пешеходные дорожки появились в нужных местах, можно использовать пешеходный симулятор (инструмент для проектирования пешеходной инфраструктуры), а для составления нескучных маршрутов сервис Sight Safari, который автоматически выдает интересные маршруты от точки до точки (подробнее о проекте здесь).