Наталья Шульгина, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина, координатор конференции
Каждый год на конференции, которую Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит в партнерстве с ведущими российскими вузами, поднимаются разные темы, связанные с развитием магистратуры в России. Но, как нам кажется, все они объединены одной важной особенностью – актуальностью и остротой поднимаемых вопросов. В разные годы в фокусе внимания участников конференции оказывались технологии создания и проектирования конкурентоспособных магистерских программ, роли вузов как драйверов инновационного развития регионов, модели сетевого сотрудничества университетов в России и многое другое.
Наша пятая конференция, прошедшая в этом году в Университете ИТМО, также была посвящена насущным для российских вузов вопросам, а именно: цифровизации образования, интердисциплинарности, возникновению новых программ на стыке науки и искусства, сбалансированному развитию у студентов всего спектра навыков и компетенций (soft, hard, digital), формированию профиля выпускника магистратуры, востребованного на рынке труда завтрашнего дня. Иными словами, в рамках конференции мы попытались не только проанализировать настоящее, но и заглянуть в будущее, пытаясь его отчасти «запрограммировать».
Как соорганизаторам конференции нам, безусловно, было важно, чтобы ее повестка отвечала запросам преподавательского сообщества. Ведь изначально эта конференция задумывалась как форум для знакомства и нетворкинга победителей грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина. Именно поэтому первый день конференции в этом году мы наполнили практическими сессиями для преподавателей, на которых они смогли познакомиться с проектами друг друга в рамках интерактивной игры с искусственным интеллектом, «исповедальной» Fail Lab и других мероприятий.
В рамках конференции этого года нам было также интересно попробовать новые форматы сессий. Партнеры из Университета ИТМО предложили много необычных и инновационных форматов: питч-сессии, интерактивные игры, ролевые игры. Любопытным форматом оказались различные лаборатории: например, уже упомянутая Fail Lab, по сути представляющая собой коллективную рефлексию участников на тему сложностей и вызовов, стоящих перед вузовским сообществом, или не менее рефлексивная дискуссия студентов магистратуры о «наболевшем», о сложностях выбора профессиональной траектории до и после обучения в магистратуре. Необычная модель экспертной дискуссии «наоборот», при которой студенты оказались главными действующими лицами на сцене, а преподаватели задавали им вопросы из зала, на наш взгляд, оказалась очень удачной. Ведь вряд ли возможен полноценный разговор о проблемах и судьбах магистерского образования без активного участия в нем главной целевой аудитории – самих студентов.
Мы рады, что достаточно экспериментальные форматы были по достоинству оценены преподавателями и другими участниками конференции. Хотя и вполне традиционные форматы – пленарные заседания, экспертные дискуссии и круглые столы с представителями стейкхолдеров – оказались наполнены новыми, нестандартными разворотами в обсуждении заявленной повестки.
Мы еще не закончили сбор обратной связи от участников и подведение итогов конференции. Однако те отклики, которые уже получены, говорят о том, что основные цели мероприятия достигнуты.
Ирина Аржанова, исполнительный директор НФПК, эксперт конференции, модератор финальной дискуссии
Как любая образовательная программа, магистерская программа должна быть актуальна, востребована, качественна, современна по форме и содержанию, эффективна по затрачиваемым ресурсам и по управлению, хотя мы и слышали в ходе конференции, что подходы университетов к развитию магистратуры очень дифференцированы. На конференции были представлены исследования по подходам к оценке эффективности магистратуры. Возможно, из этих исследований можно будет вывести какую-то более общую формулу «хорошей магистратуры».
Также мне показалось интересным в обсуждении то, что благодаря поддержке программы благотворительного фонда Владимира Потанина, у людей был шанс ошибиться – получить программу не столь эффективную и востребованную, как казалось на входе. И это тоже хороший материал для исследования. Почему одни программы «взлетают», а другие нет? Можно ли изначально просчитать и быть уверенным, что программу имеет смысл поддерживать, что она будет востребована? У самих вузов ресурсные возможности на такие «ошибки» все-таки ограничены.
Мне кажется принципиальным то, что магистерские программы сегодня являются в значительной степени «маркером» университета. И подход к их разработке заслуживает серьезного внимания по всем компонентам – от того, какие программы должны быть, до того, как организовано их продвижение. Это не столько вопрос разработчиков конкретных программ, сколько всей университетской среды.
Отвечая на вопрос о том, какие выделены точки роста магистерского образования, я бы использовала результаты очень интересного и профессионального обсуждения в рамках трех дней конференции. Первая – это содержание. Тема междисциплинарности: не обязательно в основе программы должны быть только две области – одна программа может опираться на три и более предметных областей как технического, так и гуманитарного профиля. Иногда это приводит к очень интересному и востребованному продукту. Правда, не всегда. Тема детализации: под конкретный запрос, востребованный именно сейчас, разрабатывается программа очень узкотематическая с глубокой проработкой тематики. Тема «цифры»: как с точки зрения предметной области, касающейся любых иных областей знаний, так и с точки зрения «доставки» программы потребителю и управления программой.
Управление магистерской программой – еще одна «точка роста». Для базовых академических программ в естественно-научных областях, которые фактически являются этапом в проведении реального и долгосрочного научного исследования, нужны элементы развития, но без фанатизма. Здесь точкой роста вполне может быть их сопряженность с программами аспирантуры как единого академического трека. Клиентоориентированные программы под конкретного заказчика могут достаточно быстро меняться, корректироваться, даже закрываться, если изменился запрос. И для этого формат «автономных» программ, не вписанных в кафедральную структуру университета, является одной из «точек роста» института магистратуры.
На конференции отмечалось, что «люди – это главный ресурс развития магистратуры, «учащие и учащиеся». Конечно, когда мы имеем в виду хорошие программы, лучше, чтобы «и учащие и учащиеся» были талантливыми и креативными. Но роль преподавателей здесь гораздо важнее. Потому что именно талантливый преподаватель может разработать уникальную программу и привлечь талантливых студентов. Обратная ситуация не сработает. И преподаватели в этом смысле, безусловно, «точка роста» магистратуры. В ходе конференции мы слышали разные подходы к теме привлечения, стимулирования, мотивации преподавателей. Здесь работа нестандартная и очень важная.
Пожалуй, еще одна «точка роста» – это «упаковка» программы, специальные меры по ее продвижению, узнаваемости, пиару. Это тоже про людей и про технологии. Нужны специалисты, которые умеют это делать, нужны возможности повышения квалификации для того, чтобы программные люди могли получить новые компетенции. И это снова вопрос управления. Причем вопрос системный для университетов.
По всем этим и другим направлениям в российских вузах идет работа – где-то более системно, где-то точечно. Но, наверное, даже ведущие университеты не смогут сегодня сказать, что они решили все вопросы по поддержке этих точек роста. Это работа перманентная и надолго. Потому что магистерские программы должны быть адекватны своему времени, своим заказчикам и студентам. А время и условия довольно быстро меняются, провоцируя вузы на ответные реакции.
Антон Фортунатов, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории, разработчик магистерской программы «Медиаменеджмент в политике и бизнесе», эксперт конференции
Один из неожиданных итогов дискуссии состоит в том, что магистратура – это не просто определенный этап, ступень в системе образования, но еще и очень тонкая, трудно настраиваемая система коммуникации. Например, на конференции несколько раз звучала мысль о том, что, в отличие от бакалавриата, в магистратуру люди идут, привлеченные не научными брендами университетов, а известными именами ученых. Ими движет желание приобщиться к определенному авторскому стилю, индивидуальному языку научных исследований.
В этом смысле магистратура будущего – это взаимоотношения преподавателя и студента, подразумевающие значительно более высокую, чем сегодня, ответственность обеих сторон, их взаимное доверие и открытость. В принципе, без них не обойтись сегодня при выходе на новые, междисциплинарные уровни исследований (о них тоже много говорилось), поскольку интенции и преподавателя, и магистранта в этой атмосфере создают особую синергию, позволяющую им находить собственные смыслы в рамках уже установленной, конвенциональной стратегии.
Для нас, разработчиков магистерских программ, это означает умение предчувствовать будущие «точки взаимного интереса» между традициями и новациями, между академической наукой и прикладными дисциплинами, между «модой» и «нетленкой». Другими словами, магистерская программа – это «конвенция о будущем», в котором каждый из участников должен чувствовать себя комфортно.
Поиск «точек роста» российской магистратуры зависит, к сожалению, не только от нас, преподавателей и ученых, но и от всего общества, от государства и его системы образования. Конечно, выход на прорывные направления может состояться при соблюдении одного «простого» условия: неравнодушия, заинтересованности разработчиков. Однако эти качества не могут ими сублимироваться из воздуха, они должны быть следствием стимулов и сигналов, которые общество подает ученым. В противном случае, как это происходит в подавляющем большинстве случаев сейчас, такие инициативы похожи на удачные фокусы на фоне всеобщей опустошенности и уныния. При этом, конечно, заламывать руки и ждать, когда же государство, наконец, опомнится и окажет тебе поддержку, – вещь абсолютно недопустимая.
Мне как гуманитарию кажется, что российская магистратура, опоздав, как это часто водится в нашей истории, на несколько лет, теперь может аналитически оценить опыт Запада и найти собственную стратегию, позволяющую нам преодолеть существующий методологический и интеллектуальный разрывы. Я такую перспективу вижу в формировании поля дисциплин и программ, в которых исследователь должен будет обладать совершенно четкими навыками рефлексии и прогностики, позволяющими ему «перепрыгнуть» жесткие регламентации и ограничения (смысловые, этические, методические), накладываемые на него искусственным интеллектом, цифровой реальностью, системой жесткой специализации, которая порой доходит до абсурда.
Фетишизация цифры, которая характерна для современных западных интеллектуалов, играет с ними недобрую шутку: человека во что бы то ни стало пытаются «оцифровать», превратить в однозначный предмет, а это прямо противоположная система ценностей, чем та, которая была, к примеру, во времена Пифагора. В русском сознании есть характерная «избыточность», эмоциональная правда, которая, будучи иррациональной, в современном обществе часто приводит к неожиданным решениям и открытиям. Возрождение умения «думать по-человечески», мне кажется, может послужить хорошим трамплином в будущее. Ну, а за конкретными дисциплинами дело не встанет.
Юлия Романенко, ассистент Института международного развития и партнерства Университета ИТМО, победитель конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры 2018-2019 года, участник конференции
Основная идея, к пониманию которой должны прийти разработчики магистерских программ в российских университетах, заключается в том, что два года магистратуры должны подготовить не узкопрофильного специалиста, а наоборот – всесторонне развитого профессионала, умеющего действовать на опережение в условиях быстро меняющейся картины мира. Следовательно, для создания и изменения магистерских программ необходимо привлекать самые современные инструменты анализа и прогнозирования научно-образовательного пространства, изучая опыт ведущих университетов мира, а также рынка труда, развивающего профессии будущего уже сегодня.
Продвижение образовательных программ, таким образом, требует, с одной стороны, глубокой интернационализации всех видов деятельности, а с другой стороны – привлечения предприятий-лидеров в соответствующих сферах к интеграции студентов в их деятельность на протяжении всего периода обучения в магистратуре. В совокупности, деятельность в указанном направлении позволит создать имидж магистранта как успешного человека, умеющего ставить актуальные, амбициозные цели и достигать их.
В числе необходимых точек роста магистерского образования необходимо отметить следующие: потребность в практико-ориентированности (как фундаментальных, так и прикладных образовательных программ), переориентация ожидаемой квалификации будущих выпускников на реальный сектор экономики, интернационализация образовательных программ, улучшение возможности академической мобильности и повышение качества публикационной активности обучающихся в магистратуре, а также внедрение проектной деятельности и развитие гибких навыков обучающихся.
Все вышеперечисленные меры в той или иной степени предпринимаются в вузах-лидерах отечественного образования, и мне кажется, что в ближайшие несколько лет можно ожидать качественное улучшение по всем пунктам.
Юлия Рябухина, профессор Центра изучения иностранных языков и сотрудник Международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО, эксперт конференции
Как ни странно, для меня очень неожиданной была сама постановка вопроса: нужна ли магистратура как самостоятельная ступень образования? Оправданно ли ее выделение и приложение таких больших усилий для ее развития? Действительно ли это естественный и необходимый этап подготовки специалистов высокого уровня или это дань глобализации и интеграции, например, в Болонский процесс? Каждому ли высококлассному специалисту нужен этап магистратуры?
Здесь вопрос стоит более широко, что и обсуждалось на конференции. Отношение к высшему образованию в обществе меняется. Если еще 10-15 лет назад наличие диплома о высшем образовании (например, специалиста) было абсолютно необходимым (а иногда и достаточным) условием для получения стартовой позиции и начала успешного карьерного роста, то постепенно общество приходит к пониманию того, что наличие высшего образования больше не является таким условием sine qua non. Есть целый ряд престижных и высокооплачиваемых профессий, для который высшее образование не является необходимым, во всяком случае, на начальном этапе. Понимание потребности в получении дополнительных знаний и компетенций может прийти позже, причем эта потребность становится более осознанной, целенаправленной и узконаправленной. Как показали дискуссии и выступления на конференции, сходные процессы протекают и в плане развития и становления магистратуры.
Алия Багаутдинова, начальник Департамента по образовательной деятельности Университета ИТМО, эксперт конференции
Прежде всего, разработчики магистерских программ в российских университетах должны прийти к пониманию того, что трансформация магистерских программ неизбежна. Основной задачей трансформации является создание конкурентоспособных магистерских программ, обеспечивающих качественную подготовку востребованных в будущем специалистов.
Магистерская программа не должна существовать в рамках одного только вуза, изолированно от реалий технологического сектора и бизнеса. Качественная подготовка магистрантов рождается в сетевом взаимодействии между вузами и профильными организациями-партнерами, обеспечивающем индивидуальную траекторию профессионального и личностного роста студента. Многие предприятия, определяющие технологические тренды развития отрасли, уже готовы принимать участие не только в реализации магистерской программы, но и в ее создании, что позволяет задавать новый уровень качества профессиональной подготовки. При этом при проектировании магистерских программ важно сохранить фундаментальность подготовки, подкрепленной практикой. Сохранение баланса между фундаментальностью и вариативностью магистерской программы является основным условием ее конкурентоспособности.
Еще одним из важных направлений развития магистерского образования является интердисциплинарность, которая обеспечивает развитие практики создания магистерских программ командой разработчиков, являющихся специалистами из разных областей знаний. На пересечении различных интересов возможно создание уникальных магистерских программ, реализующих инновационные образовательные практики, позволяющие индивидуализировать учебный процесс, учитывающие потребности современной науки и бизнеса.
Одной из основных задач разработчиков магистерской программы является привлечение лучших студентов, поэтому программы должны быть интересными, отвечать на глобальные вызовы, использовать сквозные технологии и цифровизацию образования. Будущих магистрантов, выбирающих программу, интересует не только набор дисциплин, которые включены в учебный план, но и потенциал вуза в целом: будет ли у них возможность поехать учиться по обмену, насколько используются современные технологии, есть ли возможность онлайн обучения, актуальность направлений научных исследований, компетентность преподавателей. В эпоху конкуренции вузы должны привлекать студентов, предлагая им новые образовательные возможности и дополнительные бонусы – стажировки в российских и зарубежных компаниях, участие в реальных проектах по приоритетным направлениям науки и технологий, возможность выбора собственной траектории обучения.
Точками роста в сфере магистерского образования в России могут стать образовательные программы, объединяющие несколько направлений подготовки, тем самым расширяя профессиональные области деятельности будущих выпускников, образовательные программы, использующие различные форматы (оффлайн, онлайн и смешанного) обучения, ориентированные на расширение и дополнение профессиональных компетенций в областях научно-технологических инноваций и управления. Перспективны также сетевые программы на основе трехстороннего сотрудничества вузов, научно-образовательных центров и корпоративных профильных организаций-партнеров.
Магистратура в будущем – это цифровая магистратура, учитывающая имеющиеся способности обучающихся, а также помогающая им раскрыть творческий и инновационный потенциал, не только углубить знания в уже знакомой области, но и применить полученные ранее знания для решения актуальных задач в новой области знаний или в ином ракурсе с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта, быть востребованным на рынке профессий будущего.