Недавно ты стала победительницей конкурса Военно-морского музея, представив короткометражку. Расскажи, что это был за конкурс и почему ты решила принять участие?
В Университете ИТМО я изучаю сферу мультимедиа. Фестиваль «Мультимедиа в музее» проводился в рамках музейного проекта «Дорога жизни 2019», организаторами фестиваля выступили Военно-морской музей, а именно его филиал – музей «Дорога жизни», Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, а также Санкт-Петербургский институт культуры. Студенты из разных вузов могли представить свои работы и поучаствовать в конкурсе, который был приурочен ко Дню победы, также его тематикой стал блокадный Ленинград. Организаторы принимали различные мультимедийные проекты – игровое и неигровое кино, моушен-графика, инфографика. Я решила сделать неигровое кино.

О конкурсе я узнала от преподавателей своей программы – Александра Меженина и Дмитрия Бурлова. Именно они предложили мне поучаствовать. Идея мне понравилась, потому что в рамках обучения в Университете ИТМО я занимаюсь вопросом популяризации искусства с помощью мультимедиа. Конечно, тема блокадного Ленинграда – это не искусство, но это история и культурная память, которая сегодня находит отражение в том числе в искусстве. Мне эта тема близка, и я решила поучаствовать.

В чем идея твоего проекта?

За основу мы взяли стихотворение поэта Андрея Гуркова, которое написано от лица Тани Савичевой. Стихотворение олицетворяет то, как тяжела была жизнь в блокадном Ленинграде и за что люди погибали. Мы использовали старые фотографии блокадного Ленинграда и совместили их с изображением этих же мест в настоящем времени. В видеоролике смена видов показана с визуальными переходами под прочтение стихотворения. Получилось, что зритель смотрит видео, которое является визуализацией того, за что гибли жители осажденного города.

Арина Меженина
Арина Меженина

Я самостоятельно выполнила техническую часть работы – снимала видео, подбирала ракурсы и монтировала. В рамках обучения мы проходили видеомонтаж и все, что с ним связано, однако это первая моя работа, которая вышла в свет. 

Ты занимаешься вопросом популяризации искусства через мультимедиа технологии. Твое исследование связано непосредственно с этой темой?

Да, я исследую популяризацию искусства, а именно авангардной живописи с помощью средств мультимедиа. Мой научный руководитель Владимир Локалов, и сейчас каждый из его магистрантов занимается психологией восприятия в той или иной области. Мы выбрали узкую тематику, и я исследовала, как люди воспринимают авангардную живопись, пыталась понять, почему она так сложна в восприятии и как мультимедиа технологии могут помочь в раскрытии зрителям авторской идеи произведений.

Сегодня на рынке уже представлено довольно много мультимедиа проектов, связанных с искусством, но в большинстве своем это развлекательный контент, например, всем известные живые полотна Ван Гога. Эта выставка сделана так, что человек заходит в огромное пространство, в котором показываются слегка двигающиеся элементы картин. Это движение хаотично и никак не передает смысловой нагрузки картин, не раскрывает авторского замысла. Моя же работа нацелена на поиск такого способа анимации картин, чтобы раскрывалось именно смысловое содержание произведения.

Есть и другой пример выставки картин с выделенными медийными средствами элементами. В Эрарте в рамках проекта «Изоанимация» кураторы предложили разным медиастудиям раскрыть сюжет картин, представленных в основной экспозиции музея, используя новые технологии. Получились интересные работы, но они опять же не связаны с авторской идеей. Это произвольные вариации на тему от совершенно посторонних людей, не связанных со сферой искусства, которые попытались изобразить сюжеты с помощью анимации, но не смысловые линии. К слову, именно после знакомства с этой выставкой я поняла, что мне интересно данное направление деятельности.

Как именно ты проводила исследование?

Сначала я работала с современным художником-авангардистом Леонидом Грольманом, мы провели с ним большое интервью на тему его мировоззрения и основой стилистики его живописи, и в дальнейшем на основе его работ я проводила анкетирование людей. Выборка была обширной – от 20 до 70 лет. Я пыталась понять то, как воспринимают картины люди, какие элементы попадают в зону их внимания, а какие нет. Благодаря этому исследованию мы выявили основные проблемы, с которыми сталкиваются люди при восприятии такого рода живописи. Затем мы сделали небольшой ролик на основе картин художника, объясняющий основные идеи картин. Его я показывала тем, кто проходил опрос, и люди отзывались очень активно, обнаруживая новые смыслы, которые не были так очевидны при первом знакомстве с предложенными произведениями.

Почему людям тяжелее воспринимать авторскую идею такого рода живописи? Что удалось выяснить?

Люди многое упускают, они выделяют один-два основных элемента или же совсем не выделяют ничего, видят геометрические формы, но не видят смысла. Из-за этого теряется интерес, механизмы восприятия не срабатывают, человек уходит, разочаровываясь.  Нашей задачей было придумать, как разработать мультимедиа контент, который можно будет запустить в интернете, как анонс, например, который будет раскрывать авторский замысел. Например, берем несколько картин художника, выставляем их в одну сюжетную линию, потому что каждый автор через множество работ несет основную идею, или часто работы перекликаются, и сюжеты переходят из одной картины в другую (или дополняют друг друга).

«Ван Гог – Ожившие полотна». Источник: kuda-spb.ru
«Ван Гог – Ожившие полотна». Источник: kuda-spb.ru

Ролик должен быть интересным, чтобы его не выключили в первые несколько секунд. Смотря этот ролик, человек замечает выделенные с помощью особого движения или масштабирования главные элементы и считывает их взаимодействие. Даже когда люди выделяют элементы, они не всегда понимают их взаимодействие – то, как они друг с другом связаны, какие сложные метафорические связи между ними заложены автором. Здесь с помощью анимации и дополнительных звуковых эффектов мы выделяем элементы и их взаимосвязь. Соответственно, человек посмотрел ролик, и ему стало понятней и интересней. Увеличивается вероятность его посещения выставки, а если он уже пришел, то сохранившиеся в памяти сюжеты помогут ему воспринять предложенные картины.

К чему привело исследование?

Результатом исследования мы считаем разработанные принципы популяризации с помощью создания медиапродукта. Гипотеза выпускной квалификационной работы заключалась в том, что разработанный по предложенным принципам мультимедийный продукт будет способствовать, во-первых, пониманию авторской идеи, во-вторых, заинтересованности зрителей. Для подтверждения гипотезы я создала анимированный ролик, основанный на картинках другого современного художника – Леонида Васильева, который также является сотрудником Университета ИТМО. Потом мы провели опрос среди людей, показывая одной части испытуемых только картины художника, а другой части еще и ролик перед знакомством с работами автора. После этого мы просили описать то, как респонденты понимают смысл изображенного, а также выразить их заинтересованность в работах предложенного художника. Результаты и проверка их статистической значимости показали, что гипотеза верна.

Работы Леонида Грольмана. Источник: obtaz.com
Работы Леонида Грольмана. Источник: obtaz.com

В таком случае каков рецепт успешного медиапродукта?

Разработчику мультимедиа контента важно быть не просто профессионалом в своей области и владеть техническими навыками, но и глубоко разобраться в смысловой стилистике автора, погрузиться в данные о самом авторе. Я работала с современными художниками, и узнать прочтение их работ мы могли из первых уст. Если говорить об умерших авторах, то опираться стоит на их собственные записи, записи их биографов или искусствоведов. Мы выделили одним из принципов важность изучения мотивов создания произведения, основной идеи. В противном случае контент получается развлекательным с хаотично движущимися элементами, и механизмы внимания не активизируются. Также немаловажную роль играет то, какие именно выбирать произведения для построения мультимедиа продукта.

Помимо участия в творческих конкурсах, ты являешься организатором Международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Расскажи про этот опыт.

Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит каждый год уже восемь лет подряд, его организуют Правительство РФ, Министерство культуры РФ, Правительство Санкт-Петербурга и Российский Фонд Культуры. В рамках форума задействованы все культурные направления – театр, живописное искусство, музыка, кинематограф и многое другое. Это масштабное событие международного уровня, на его открытие в последние годы приезжал глава страны, а список только VIP-гостей достигает 400 персон. Во время форума действует пять основных площадок и порядка 100 локальных.

Международный культурный форум в Санкт-Петербурге. Источник: gorod-plus.tv
Международный культурный форум в Санкт-Петербурге. Источник: gorod-plus.tv

Мне повезло быть в числе организаторов этого события последние пару лет. Я занималась организацией встреч и передвижением VIP-гостей форума. Среди тех, кто входит в список VIP присутствуют широко известные имена, такие как кинорежиссер Федор Бондарчук, пианист Денис Мацуев, актер Сергей Безруков, художественный руководитель Московского джазового оркестра Игорь Бутман и многие другие. То есть форум собирает ведущих специалистов, причем не только российских – на форум также приезжают представители других стран. Каждый год выбирается одна или две страны, которые становятся главными гостями форума, например, в 2016 году это была Греция, в 2017 – Япония и Казахстан, в 2018 году – Италия и Катар, а в этом году главной страной станет Китай.

Ты видишь свое дальнейшее развитие в рамках этой работы?

Я бы хотела и дальше заниматься как организацией мероприятий, так и созданием различного медиаконтента. Мультимедиа внедряется во все культурные сферы, и такие мероприятия становятся все более востребованными и ценными. Я бы хотела связать воедино свою организаторскую деятельность и работу с мультимедиа в сфере искусств. Мне нравится, что в образовательной программе в Университете ИТМО есть тонкое сплетение технологий с гуманитарными науками – искусством, философией, психологией, и объединять эти области воедино очень здорово и продуктивно, ведь такие проекты привлекают молодежь, да и вообще разные поколения, которым проще погрузиться в сферу искусства в условиях современной реальности.