Что такое прививка
Прививка — это внедрение некоего препарата в организм человека для формирования иммунитета к нему. Сам иммунитет делится на специфический и неспецифический. С последним ребенок рождается. Благодаря нему он выживает после того, как в молоке матери перестают выделяться антитела, а также при ежедневном столкновении с бесконечным количеством вирусов, бактерий, грибков и различных паразитов. Неспецифический иммунитет останавливает незначительные патогенные вирусы и бактерии, однако со стрептококком, стафилококком и вирусами гриппа он уже не в состоянии бороться.
Специфический иммунитет организм человека должен вырабатывать в ответ на специфические угрозы. Представим ситуацию: в организм человека через нос попадает некий вирус гриппа. Иммуноглобулин и фагоциты в слизистой оболочке могли бы его переварить, но грипп очень быстро размножается. Так или иначе, к нему поступают лейкоциты и Т-помощник. Последний «знакомится» с вирусом и передает информацию о нем всему организму. В первую очередь Б-лимфоцитам, которые начинают секретировать антитела. Эта цепочка происходит в нашем организме каждую секунду. Прививка, вводимая в организм, содержит в себе антиген — минимальное количество чего-либо, что способно запустить каскад иммунных реакций, после которого организм научится бороться с заболеванием.
С чего началась вакцинация
До вакцин люди пользовались таким методом борьбы с натуральной оспой, как вариоляция. О нем сохранились записи на Востоке с ранней эпохи средневековья. Он заключается в том, что здорового человека заражали легкой формой заболевания посредством введения оспенного гноя. В большинстве случаев пациент болел в слабой форме, а затем у него формировался иммунитет. В оставшихся 30 % случаев люди умирали после процедуры.
Потому врачи искали более эффективное средство борьбы с заболеваниями. Все изменилось в 1796 году благодаря английскому врачу и микробиологу Эдварду Дженнеру. Он услышал рассказ женщины-доярки, что ее коллеги не болеют натуральной оспой, и провел исследование. Оказалось, что доярки действительно перебаливают облегченной формой заболевания. Исследователь предположил, что эта похожая форма поможет выделить антитела, которые защитят от настоящей натуральной оспы. Так и появился легкий штамм (подтип) коровьей оспы.
Само слово вакцина происходит от vacca — корова на латинском. Из-за связей с животным людям было сложно принять новую технологию. После появления и распространения вакцин некоторые начали бояться, что после введения коровьей оспы из их тел начнут расти настоящие коровы. Потому люди прятались от вакцинаторов — людей со средним медицинским образованием, которые ходили по городам, селам и деревням и вакцинировали людей.
«Люди всегда боятся чего-то неизвестного и непонятно. Если же нам объяснить и разжевать, то мы не боимся ничего – ни вакцин, ни высокой температуры, ни жизни, – рассказывает Николай Комов. – И сейчас антипрививочники ведут свою деятельность из-за непонимания структуры прививок и рисков. Но правда в том, что до 19 века, когда вакцину начали делать всем, натуральная оспа убивала полтора миллиона людей ежегодно. А последний зарегистрированный ее случай был в 1977 году. Потому Дженнер до сих пор считается рок-звездой, ведь он заметил связь на основе клинических наблюдений, спас миллионы жизней своей работой и основал культуру вакцинаций».
Разные типы вакцин и этапы создания
Существуют пять типов: живые ослабленные, инактивированные (убитые), субъединичные, анотоксины и генно-инженерные. По сути, они определяют различные этапы создания препаратов, которые ученые разрабатывали за прошедшие три века. Сначала предполагали, что для провоцирования иммунитета их можно только убивать на микроскопическом уровне. Затем поняли, что целая клетка, вызывающая большую температуру и судороги, в принципе не нужна — достаточно разорвать клетку и взять маленький кусочек. Для борьбы с теми бактериями, у которых опасны только токсины, начали создавать анатоксины. А со временем появился самый сложный и высокотехнологичный способ — генно-инженерный.
«Как практикующего врача, меня очень забавляет ситуация, что в роддомах все боятся ставить вакцину гепатита Б, но охотно и без колебаний соглашаются на вакцину БЦЖ (против туберкулеза). Первая — генно-инженерная с одним антигеном, одна из самых безопасных, а вторая — живая, включающая множество реакций», – отмечает педиатр.
При создании вакцин сначала изучают возбудители и болезни: что вызывает заболевание и что приводит к осложнениям. Дальше выбор субстрата: будет ли это живая или генно-модифицированная вакцина. Затем начинается разработка, которая может занять несколько десятилетий. Последнюю выпущенную вакцину, направленную против ротавирусных инфекций, создавали на протяжении 15 лет. Сначала ее тестировали на животных, после на людях, в конце лицензировали и пустили в продажу. По мнению Николая, хорошее дело должно финансироваться — никто не будет им заниматься просто так.
«Но если выбирать между вакцинами и витаминками, то лучше уж сделать вакцины», — делится мнением спикер.
Самые главные принципы, которыми всегда придерживаются в процессе производства вакцины, — это безопасность и иммуногенность (способность вызывать иммунитет). На этом стыке и происходит внедрение вакцины. Обычно чем небезопасней и тяжелей вакцина, тем более она иммуногенна. Поэтому ученые стараются балансировать между двумя этими качествами: чтобы все было безопасно и не нужно было проводить вакцинацию повторно.
Поствакцинальные осложнения
До сих пор непонятны четкие критерии, по которым можно было определить, привела ли вакцина к определенной реакции или нет. Когда ребенку вкалывают много препаратов на первом году жизни, очень просто связать любую патологию с вакциной — кроме этих процедур, в жизни ребенка почти ничего другого не происходит. Сначала его кормят грудью, а потом вводят прикорм.
Согласно закону об иммунопрофилактике инфекционных болезней РФ, поствакцинальные осложнения – это «тяжелые и стойкие нарушения состояния здоровья вследствие прививок». Нельзя просто приехать в больницу и зарегистрировать поствакцинальные осложнения. При каждом подозрении на подобный случай собирается специальная комиссия, которая курирует ребенка на протяжении длительного времени, и если комиссия видит причину в вакцине, то случай регистрируется. Никто не пытается замолчать эти случаи, но нужно отделить настоящие случаи от ненастоящих.
У вакцин действительно бывают последствия. Например, у вышеупомянутой БЦЖ-вакцины. Она может привести к таким реакциям, как гнойный лимфаденит, БЦЖ-одеит и генерализованный БЦЖит. Частота: 100-1000 на один миллион доз. Вакцина действительно тяжелая, но она предохраняет от опасной инфекции, так что ее приходится ставить детям, уточняет Николай. Препарат против гепатита Б может стать причиной для анафилаксии — острой аллергической реакции, когда у человека происходит шок, расширяются сосуды, снижается давление и организм, по сути, перестает питаться. Частота — один-два случая на миллион доз.
«Часто подобные осложнения происходят у детей с иммунными нарушениями, которые мы просто не можем диагностировать на данном этапе развития медицины. Если бы такому ребенку попал дикий туберкулез, то последствия были бы еще более плачевные. Потому своевременная диагностика нуждается в коррекции. Будет полезно, если в будущем мы придумаем скрининговый тест, который позволял бы отделять детей с пороками иммунной системы. Но пока такой технологии не существует», – делится эксперт.
График вакцин
- Вакцина против гепатита Б. Самая первая в жизни россиянина. Предотвращает не только инфекцию, но и гепатокарциному (рак печени). Опасность в том, что 2/3 зараженных гепатитом Б не проявляют никаких симптомов. Контактно-бытовой путь передачи существует.
- вакцина против туберкулеза. Она не защищает от туберкулеза, а облегчает возможное заболевание. Некоторые его типы, например, туберкулезный менингит, смертельны и неизлечимы. Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), заболеваемость туберкулезом в РФ выше в 30 раз, чем в западных странах.
«Можно ли отказываться от манту? Здесь нужно спросить себя: а зачем? Люди часто не хотят заново сдавать анализы, записываться к педиатру, стучаться в двери, делать рентген, тратить на все это месяцы… Но либо так, либо болеть туберкулезным менингитом. В этом случае перестраховка лучше, чем ничего не делать», – считает Николай Комов.
- вакцина против пневмококковой инфекции. Она недавно вошла в обязательный список вакцинации, и многие педиатры считают ее необязательной и дополнительной. На самом деле она очень важная — 30-40% гнойных пневмококковых отитов происходит в первый год жизни.
- вакцина против коклюша. Самая тревожная. Агитация против нее считается самой удачной акцией антипрививочников. Все мифы, включая эпилепсию, СВДС (синдром внезапной детской смерти), ЗПМР (задержка психомоторного развития), опровергнуты в десятках крупных исследований.
- вакцина против дифтерии и столбняка. В России была эпидемия заболевания в 1990-ые годы. В случае отсутствия вакцинации при рваных ранах предписано экстренное введение антитоксической сыворотки, которая превышает нагрузку при плановой вакцинации.
- вакцина против полиомиелита. В России болезнь встречается редко, однако в Азии и Африке до сих пор бывают спорадические вспышки.
- вакцина против кори. Самая заразная инфекция в цивилизованном обществе. Существует раздутый миф, согласно которому эта вакцина вызывает аутизм, однако она уже опровергнута учеными.
«Как проходят подобные проверки? Берут большую группу детей, около 10 тысяч: те, кто сделали прививку, и те, кто не сделал. Затем смотрят статистически, как у них развивались различные заболевания. Если получится, что процессы проходили одинаково, то прививка не является провоцирующим фактором. Это доказывает, что вакцина и корь никак не связаны», – заключает спикер.
Какие вакцины еще можно и нужно делать: против гриппа, ротавирусной инфекции (только детям младшей возрастной группы), клещевого энцефалита, гепатита А, ветряной оспы, менингококковой инфекции, гемофильной инфекции и вируса папилломы человека.