Культура мейкерства, давно завоевавшая большое число поклонников в Америке и Европе, постепенно проникает в Россию. Идеология мейкеров основана на свободном творчестве и активном обучении, а также на свободном обмене идеями, технологиями и концепциями. В США мейкеры издают собственный журнал «Make» и проводят грандиозный фестиваль науки, искусств и инженерии Maker Faire. В 2014 году по приглашению президента США мейкеры собрались в Белом Доме, в Вашингтоне. В начале сентября такой фестиваль прошел в Москве.
Сабрина Мерло в ходе своей поездки в Россию, где она высоко оценила московский Maker Faire, прочитала несколько лекций для российских студентов. После встречи со студентами Университета ИТМО, организованной Центром научной коммуникации и ФабЛабом, она согласилась поговорить с корреспондентом ITMO.NEWS прямо в помещении фабрики-лаборатории.
Как человек, заинтересовавшийся движением мейкеров, может к нему присоединиться?
Люди в большинстве своем являются мейкерами. По крайней мере, большинство делают себе завтрак. Мне кажется, мейкерство — это тот инструмент, что помогает исполнять мечты. Важно следовать за мечтой.
Сейчас большинство молодых людей, когда хотят что-то узнать, просто заходят на YouTube и смотрят уроки по игре на пианино, например. Или спрашивают Google о том, как сделать воздушного змея. Ведь скоро у кого-то из их друзей будет день рождения, а они хотят подарить воздушного змея. Благодаря интернету у нас сегодня очень много возможностей, чтобы сделать следующий шаг в освоении чего-либо.
Если же говорить о технологиях, которые связывают с мейкерством, о цифровых инструментах для реализации идеи, то здесь могут помочь разнообразные группы мейкеров, школы, центры, которые предоставляет такую возможность. Или, к примеру, университеты, как ИТМО, в котором есть ФабЛаб.
В своей лекции вы говорили, что многие идеи мейкеров безумны. Так к чему ближе мейкерство – к интеллектуальному развлечению или к серьезным задумкам, способным двигать прогресс вперед?
Мне кажется, что мейкеры могут делать и то и другое. Мы организуем огромные шоу, на которых говорим о восьми тысячах экспонатов. Там есть все — от очень личных и вызывающих улыбку изобретений, до очень тонко продуманных вещей для защиты окружающей среды. Так что все очень по-разному.
Также вы говорили, что для мейкеров очень важны горизонтальные связи, равноправное взаимодействие между людьми. Почему этот принцип играет ключевую роль в культуре мейкеров?
Как мне кажется, критически важно делиться информацией. К примеру, рассказывать о том, как можно работать с тем или иным устройством. Инновации рождаются в творческом взаимодействии между разными командами. Они не рождаются, когда отдельные одаренные гении сидят в башнях из слоновой кости. Что-то новое создается в атмосфере, когда люди делятся друг с другом информацией, обмениваются опытом, сотрудничают. Инновации рождаются во взаимодействии, часто на границе между разными дисциплинами.
И все же мейкерство — это только хобби или еще и работа, бизнес?
Мейкеры занимают разные позиции в бизнесе. Вообще феномен мейкерства, скорее, связан с культурными воззрениями. Это не противопоставление работы и хобби. Есть некая непрерывная мейкерская среда, континуум, простирающийся от игры, обучения до профессиональной работы.
Можете вспомнить, какое изобретение мейкеров вас поразило за последнее время больше всего?
Вспоминается один проект, очень впечатляющий. Высотный воздушный змей, спроектированный для выработки электрической энергии. Команда, придумавшая его, родилась в недрах мейкерского движения. Теперь их купил Google, они часть их программы. Вообще есть огромное количество примеров.
А возможно ли насадить культуру мейкерства сверху? Вы говорили о том, что в некоторых странах создают специальные креативные пространства, но они не приводят к возникновению мейкерской культуры.
У меня только что была беседа с девушкой, она спрашивала, как мы генерируем это низовое взаимодействие, культуру DIT (от английского Do It Together — делать это вместе). Я пытаюсь донести мысль, что культура мейкерства создается из новых культурных механизмов, культурных ответов.
Если какой-то организатор или институт хочет помочь взрастить эту культуру, основанную на низовой инициативе, то есть определенные механизмы.
В своей лекции вы рассказали о «Билле о правах Мейкера» по аналогии с «Биллем о правах» — первые десять поправок к Конституции США, закрепляющие права человека и гражданина. Не могли бы вы рассказать об основных его положениях?
«Билль о правах Мейкера» предназначен для того, чтобы выразить желания мейкера овладеть технологией, контролировать ее, быть творцом, а не просто потребителем. К примеру, такие вещи, как батарейки, должны быть сменными. Вместо клея лучше использовать винты.
Я не могу открыть мой iPhone, я не могу заменить аккумулятор в нем, я вынуждена купить новый, если что-то сломается.
Какие эмоции у вас как у мейкера вызывает тенденция, когда крупные компании все чаще делают товары, которые не предназначены для их доработки, кастомизации и уж тем более ремонта?
Я думаю, что это противоречит идее устойчивого развития. Если, чтобы делать вещи лучше, нужно решить инженерную проблему, то компаниям необходимо ее решить. Но, если это только экономическая модель, нацеленная на производство устройств, которые не работают долго, тогда нам нужно быть более умными потребителями. Я думаю, что большинство мейкеров раздражаются, когда сталкиваются с такой ситуацией.
Но, думаю, это один из аспектов, вдохновляющих сообщество мейкеров, чтобы быть креативными. Движение мейкеров очень широкое. Многие люди делают что-то просто потому, что им это нравится, это приносит им удовольствие. Мейкеры — это обычно очень изобретательные люди, ключевое слово – изобретательные. Они хотят понять, как сделать вещь эффективно и эффектно.
Как работает взаимодействие между большими корпорациями и мейкерами? Ведь крупные компании вроде Samsung или Google спонсируют фестивали мейкеров.
Это сложный процесс. Такие компании, как Samsung или Google, приходя на фестиваль Maker Fair, хотят не только продвигать свою продукцию. Они сами хотят учиться. Им интересны мейкеры. Они хотят понять эту культуру, хотят понять, как привнести этот дух инноваций в свои собственные компании.
И в завершение, вы говорили, что мейкерство может одним из способов побороть депрессию, ощущение бессмысленности существования? Как это происходит?
Есть очень интересные исследования. Ученые пишут о пользе, которую приносит ручной труд, создание чего-то руками, для психического здоровья. Сам этот процесс благотворно влияет на психическое состояние. Кроме того, в сообществе мейкеров есть определенная социальная атмосфера, свободное обучение, креативные пространства. Все это вкупе с пользой от создания чего-то своими руками, вместе с тем драйвом, который получаешь от процесса обучения, от того, что можешь починить дверь, управиться с дрелью, создает пользу мейкерства.