Проект «Новая антропология» появился как возможность привлечь внимание широкой аудитории к историческому наследию Института физиологии им. Павлова и к деятельности ученых, которые трудятся на территории первого российского Академгородка.

«Задача нашего проекта заключалась с одной стороны в том, чтобы показать институт, открыть его обществу, а с другой — сделать первые шаги по сохранению научного наследия, обратить внимание на этот городок и продемонстрировать то, что он требует помощи, поддержки, в том числе финансовой. Также нам интересно было наблюдать за развитием науки и искусства через междисциплинарные практики, то есть создать ситуацию, когда сотрудничество ученых и художников помогает двум разным сферам проявлять себя в каких-то неожиданных направлениях», — пояснила руководитель проекта Ирина Актуганова

Институт физиологии им. Павлова
Институт физиологии им. Павлова

Научный центр появился под Санкт-Петербургом в 1926 году по инициативе первого российского лауреата Нобелевской премии — Ивана Петровича Павлова. После того, как в России разгорелась Гражданская война, в городе стало тяжело жить, а тем более заниматься наукой. У Павлова был полный штат сотрудников, а также животные для экспериментов, которых нечем было кормить. В 1919 году ученый обратился к Владимиру Ленину с просьбой выделить территорию и средства под организацию биостанции. Павлов сам выбрал Колтуши, где с 1926 по 1934 годы шла полномасштабная стройка: архитектор Иннокентий Безпалов спроектировал здание главной лаборатории, дом для самого Павлова и коттеджи для сотрудников, а также постройки для содержания животных.

Вплоть до 1970-х годов Академгородок строился и развивался, однако в 1990-е годы все работы здесь были остановлены: финансирование прекратилось, сам институт пребывал в плачевном состоянии. Как раз в этот период вокруг села Павлова, где раньше был лес, начали расти микрорайоны. Буквально за 20 лет население выросло на 40-60 тысяч человек, но, несмотря на приток людей, институт продолжал жить обособленно — никто не знал, что здесь проходят исследования.

Сейчас Павловский городок является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Институт физиологии им. Павлова
Институт физиологии им. Павлова

Конкурс художников

Проект «Новая антропология» берет свое начало осенью 2018 года, когда был объявлен конкурс для художников. Организаторы искали тех участников, кто был бы заинтересован в работе с научными лабораториями института физиологии. На конкурс поступило более 100 заявок, из которых жюри отобрало 40 человек. Этим составом художники отправились в Колтуши для знакомства с учеными и самой атмосферой института. Затем они представили проекты будущих арт-объектов, 15 из них были реализованы и сейчас располагаются в здании лаборатории.

«Результат превзошел наши ожидания, потому что изначально у нас были опасения, получится ли этот проект. Мы знали, что до нас никому в России это не удавалось. Разные коллективы приступали к реализации, но в процессе сталкивались с определенными сложностями, основным из которых было недопонимание между учеными и художниками. У них кардинально отличался подход к жизни и взгляды буквально на всё. Естественно, это мешало им создать что-то общее. Но у нас всё получилось, более того, некоторые пары ученый-художник продолжают работать вместе, развивая и обдумывая уже новые проекты. По словам самих участников, это сделало их другими людьми. Так что наш эксперимент принес много положительных эмоций не только по итогу для зрителей, но и для самой рабочей группы», — поделилась своим мнением заместитель директора института по науке, д.б.н. Елена Рыбникова.

Елена Рыбникова
Елена Рыбникова

Технологии, фундаментальная биология и гуманитарные смыслы

Экспозиция заняла весь первый этаж исторического здания, где работал и жил Иван Петрович Павлов. Каждая комната с выставочными объектами имела свое название, но это не реально существующие лаборатории, а условные собирательные модели. Только так организаторы смогли представить всё множество корпусов и исследовательских центров, которое есть в институте.

За каждой дверью находится несколько арт-объектов, которые были созданы при помощи различных технологий. Некоторые посвящены истории и достижениям института, другие — научной этике, животным, над которыми ставились эксперименты, рассуждениям о будущем человечества.

Проект «Новая антропология»
Проект «Новая антропология»

«Важную лепту в развитие проекта внесли философы — Герман Преображенский и Алла Митрофанова. Они заложили такие гуманитарные смыслы в наши научные проблемы, о которых мы никогда не задумывались. В итоге мы тоже стали иначе смотреть на некоторые процессы, в частности, на вопросы этики и эстетики в науке, так что такое взаимодействие обогатило обе стороны», — рассказала Елена Рыбникова.

Яркий пример философии в science art — это произведение «Внутри черной коробки» в лаборатории центральной нервной системы от группы художников «Куда бегут собаки».

Работа «Куда бегут собаки»
Работа «Куда бегут собаки»

«Это работа создана совместно с программистами. Интересна она тем, что художники создали оптическую нейронную сеть, которую мы привыкли не видеть. Ведь традиционно она либо в мозгу человека, либо в компьютере — и оба случая не позволяют визуализировать передаваемую информацию на экране. Объект устроен следующим образом: в коробке, где живут мухи-дрозофилы, расположена веб-камера, которая переносит изображение на экран, затем оно трансформируется в 122 пикселя, соответствующие 122 нейронам, а после каскада фоторезисторов картинка упрощается до 50 нейронов. Причем каждый нейрон соотносится с символом латинского алфавита: буквой или цифрой. Таким образом, при помощи аппаратной нейронной сети мухи превращаются в текст. И эта нейронная сеть является метафорой человеческого сознания, которое непрерывно переносит свое восприятие реального мира в символы», — прокомментировала арт-объект Ирина Актуганова.

Организаторы пояснили, что этот подход был навеян художнику историей с трансмутацией Торы — священным писанием, которое постоянно переписывают, переставляя буквы. Это делают для того, чтобы однажды найти истинное послание бога. Мухи также являются метафорой перестановки символов, так что есть вероятность, что однажды на экране можно будет разглядеть осмысленное сообщение, собранное из хаотического движения насекомых.

Студенты Университета ИТМО в Институте физиологии им. Павлова
Студенты Университета ИТМО в Институте физиологии им. Павлова

Нюхать, трогать и чувствовать науку

Жанр sound art был представлен на экспозиции сразу в нескольких работах. Например, «phantom» автора Дмитрия Морозова (::vtol::) — система, создающая звуковые и визуальные образы при помощи технологий, доступных в начале XX века. Звук непосредственно влияет на визуальные образы, действуя синхронно. Проект представляет собой медиа-археологическое исследование и рассуждение на тему более раннего интереса к аудиовизуальному искусству — как могло бы выглядеть кресло виртуальной реальности, изобретенное в XX веке. Еще один пример — это произведение «Музыка для собак» Дмитрия Шубина, композиция, созданная с использованием сигнальных звуков, которые применялись Павловым в рамках его опытов по выработке условных рефлексов у собак.

Кроме этого были и экспонаты, посвященные зрительным экспериментам: такие, как «Para-optic-8» Анастасии Алёхиной. Концепция работы заключается в том, что любой желающий может попробовать видеть пальцами. Это в большей степени паранаучная история кожно-оптического восприятия, которая исследовалась многими учеными в XX веке. В рамках арт-объекта человек надевает специальные датчики с камерами на пальцы, а на глаза надевается другой прибор, таким образом изображение начинает поступать от движения рук. И если в обычной жизни нам нужно крутить головой, чтобы увидеть что-то, то здесь вращать нужно руками. Это дает возможность переосмыслить свои физические ощущения и получить новые эмоции от возможности симбиоза организма и технологий.

«Para-optic-8»
«Para-optic-8»

Важным экспонатом стала работа художницы Людмилы Беловой — «Ожидание» в трех частях. Первая — это «комната-ожидалка» для собак, вторая — «Лаборатория-творческая мастерская», которая представляет собой смешение двух исследовательских пространств, противостояние, взаимный интерес науки и искусства, третья — «Ожидалка-2». Особенность третьей части в том, что мы как будто снова попадаем в процесс мучительного ожидания, который переживали собаки, но теперь на их месте сами зрители. А вместо эксперимента — неясное, размытое технологическое будущее, представленное мелькающей за занавеской тенью.

Посмотреть пальцами, испытать феромоновый коммуникатор, притворившись пчелой, познакомиться с кибернетической обезьяной, почувствовать свою беззащитность в комнате ожидания для собак, готовящихся к эксперименту — это лишь часть возможностей, которые открывает выставка «Новая антропология» перед своими посетителями. Гости также могут побывать в жилых комнатах Павлова, посетить операционную, где проходил основной ряд работ, а главное — погрузиться в атмосферу науки и собственных физических ощущений в первом наукограде страны.