Как сделать так, чтобы новое здание университета было построено из самых современных, экологичных материалов? Как сделать так, чтобы капли дождя не разбивали дорожки вокруг здания, а, напротив, падающая с неба вода украшала территорию общежития? Как правило, студенты не могут повлиять на решение подобных вопросов, однако в случае с реализацией проекта «ИТМО Хайпарк» все иначе. Студенты Университета ИТМО могут участвовать в специальных воркшопах, на которых обсуждаются проекты корпусов нового кампуса, предлагать свои идеи, озвучивать замечания.
Первый такой воркшоп прошел на этой неделе на площадке университетской «Точки кипения» Международного банковского института (МБИ). Студенты Университета ИТМО вместе с обучающимися ГАСУ и МБИ в течение двух дней обсуждали, какие инновации можно применить при строительстве общежития «ИТМО Хайпарка».
Новые материалы
Студенты работали в одной команде, однако каждая группа занималась своим участком работы – кто-то думал над новыми материалами для четырехэтажного здания с зимним садом, кто-то разрабатывал предложения по облагораживанию территории, кто-то обсчитывал предложения, чтобы сделать их наиболее экономически эффективными.
«Студенты предложили применить модифицирование бетонов углеродным фуллероидным наноматериалом, самоуплотняющиеся бетонные смеси, фибробетонный пол для общественных пространств на звукоизолирующей пенополистиролбетонной прослойке и другие новшества. Как посчитали участники воркшопа, только от применения фибробетона за счет уменьшения толщин железобеттоных конструкций можно сэкономить примерно 100 рублей с кубического метра. В переводе на все здание общежития это даст около 4 млн рублей экономии», — рассказывает ментор воркшопа и главный инженер проекта ООО «ПСК Вертикаль» Андрей Хоменко.
Впрочем, студенты думали не только об экономии при строительстве. Так, использование для внутренней отделки помещений антивандальной краски Silver-Nano позволит дольше сохранять внешний вид помещений, а энергоэффективное остекление и система «Умного дома» позволит экономить на электричестве и других коммунальных расходах.
«Среди инновационных решений предложено использовать разработанную на кафедре технологии строительных материалов и метрологии СПБГАСУ технологию аэрированной керамики — легких тепло- и звукоизоляционных негорючих плит и блоков, обладающих одновременно высокими прочностными характеристиками. Предложенную в первоначальном проекте деревянную отделку фасадов в целях обеспечения требований пожарной безопасности и увеличения атмосферостойкости специалисты из СПбГАСУ предложили заменить фиброцементными плитами, текстурой и цветом повторяющими дерево, однако отличающиеся на порядок большей в сравнении с деревом долговечностью. В условиях обводненных петербургских грунтов важнейшей частью подземных частей зданий является гидроизоляция. Нами предложено использование инновационной гидроизолирующей мембраны, гарантийный срок эксплуатации которой составляет 100 лет, что позволит значительно сократить расходы на эксплуатацию и текущий ремонт зданий и сооружений проектируемого комплекса “ИТМО Хайпарк”», — рассказал участник воркшопа, аспирант СПбГАСУ Максим Кострикин.
Прилегающие территории
Не меньше внимания уделяли участники воркшопа и обустройству территории вокруг нового здания. Студенты предложили использовать дорожное покрытие нового поколения и «умные» велодорожки SMART TRACK, оборудованные специальными световыми датчиками, показывающими направление движения. Они предложили и несколько экологичных решений – например, использовать дождевую воду в качестве ресурса при ландшафтном дизайне прилегающих пространств и установить энергосберегающие уличные светильники.
Не меньше внимания было уделено вопросу микромобильности, то есть тому, насколько легко добраться от остановок общественного транспорта до кампуса, как можно быстро передвигаться по территории «ИТМО Хайпарка» и какими индивидуальными транспортными средствами легко и удобно при этом пользоваться. Одной из тех, кто работал над темой микромобильности, стала выпускница Университета ИТМО Алина Муратова.
«Надо учитывать, что кампус будет находиться на достаточно удаленном расстоянии от города и то, что студенты могут приезжать туда на своем микротранспорте – досках, складных велосипедах, электросамокатах. При этом надо стараться понять, какими технологиями студенты будут пользоваться еще через 10 – 15 лет. Я предложила создать на этой территории инфраструктуру, которая позволит этим транспортом пользоваться удобнее – это места хранения для скейтбордов, места зарядки и парковки для электросамокатов, ведь только магазин “Озон” за год увеличил продажу электросамокатов в 20 раз», — рассказывает Алина.
Первый в серии
Как планируют организаторы, данный воркшоп станет первым в серии подобных мероприятий. Предполагается, что такие мозговые штурмы будут организованы для всех зданий кампуса.
«Это большой шаг, поскольку, увы, к молодым специалистам, к их мнению, неординарному видению прислушиваются нечасто. Но в этом проекте все не так, очень показательно, как здесь воспринимают именно точку зрения молодых специалистов, которые хотят внести свой вклад в проект», — заключила Муратова.