Приезд японского эксперта в области цифровизации и внедрения высоких технологий в государственное управление Тосиюки Замма вызвал немалый ажиотаж в Петербурге. Конференц-зал Технопарка Университета ИТМО на Биржевой линии оказался переполнен: журналисты, программисты, экономисты, стартаперы — все пришли послушать о том, как страна, которая в массовом сознании ассоциируется с роботами и компьютерами, пытается создать общество нового поколения, основанное на свободном обмене данными и внедрении искусственного интеллекта во все сферы жизни людей.

С самого начала господин Замма подчеркнул, что не собирается рисовать перед слушателями благостную картину, где каждое решение на пути к созданию Общества 5.0 было верным, а каждый этап увенчался успехом.

«Сегодня я хочу поговорить об обществе 5.0, а также о цифровом правительстве в Японии: что происходит сейчас, что мы уже сделали и что мы стремимся сделать в будущем, — сказал спикер, открывая выступление. — Честно говоря, мне некомфортно говорить только о наших успехах. Конечно, мы допустили много ошибок на пути к успеху и иногда мы заходили в тупик. Я думаю, что любая страна сталкивается с этим, именно поэтому я хотел бы поговорить как об удачных примерах, так и о наших ошибках и поражениях. Я делаю это потому, что не могу научить вас, как добиться успеха в вашей жизни, но я могу рассказать вам о своих ошибках и надеяться, что это поможет вам их избежать»

Лекция Тосиюки Заммы «Общество 5.0. Концепция цифрового общества будущего». Фото: ITMO.NEWS

Лекция Тосиюки Заммы «Общество 5.0. Концепция цифрового общества будущего». Фото: ITMO.NEWS

По словам эксперта, общество поколения 4.0 широко использует облачные технологии, интернет, краудфандинг, однако большое количество услуг и сервисов, которые мы можем получить, не связаны между собой, что должно быть решено на новом этапе развития. Однако, сразу оговорился господин Замма, изменения должны коснуться не только, а иногда даже не столько технологий, сколько отношения к людям.   

«Было разработано много проектов, сделано много устройств, сгенерировано множество данных, — пояснил он. — В Японии у нас есть проекты беспилотных автомобилей, мы разработали большое количество услуг и приборов, которые используют искусственный интеллект. Но на самом деле наша цель помочь людям. Если мы раньше говорили об интернете вещей, то сейчас, я думаю, нам надо больше думать о том, как нам перейти к следующему этапу, к интернету людей. Я не говорю о том, что мы какие-то датчики прикрепим к телу, мне это не нравится, но я думаю, что в центре нашего внимания должен стоять человек и то, как мы можем сделать его жизнь лучше».

Супер-города: карты преступности, умный транспорт и большие данные

Если на национальном уровне в Японии реализуется проект создания Общества 5.0, то на региональном уровне власти активно работают над созданием умных городов. Для Японии это не только датчики движения на уличных фонарях для экономии электроэнергии или остановки автобусов с информационным табло. Звание «Умного города» подразумевает выработку стандартов по архитектуре, глобальной кооперации, государственно-частному партнерству.  

«В рамках проекта создания Супергорода мы выделили ряд основных факторов: забота об окружающей среде, минимизация использования наличных за счет роста процента электронных средств расчета, использование роботизированных транспортных средств, обеспечение возможности дистанционного обучения. Наконец, мы знаем, что в Японии население стареет, поэтому необходимо уделять больше внимания социальным и медицинским услугам. Ну и конечно, администрация города, правительство тоже должны стать цифровыми», — добавил Замма. 

Тосиюки Замма. Фото: ITMO.NEWS

Тосиюки Замма. Фото: ITMO.NEWS

Также умный город подразумевает сбор большого количества данных и их умелое использование для блага людей. Так, в некоторых городах можно увидеть онлайн карту для инвалидов-колясочников. На ней голубой линией обозначен путь, на котором человек в коляске не встретит препятствий на своем пути. При этом карта обновляется в режиме реального времени, чтобы давать информацию о поваленном ветром дереве или ремонтных работах. Подобным же образом функционирует навигация для граждан и экстренных служб во время ЧП. Во время землетрясения 2012 года при помощи сходных алгоритмов удалось прокладывать оптимальные маршруты для машин скорой помощи и пожарных.

Несколько лет назад во время большого снегопада в Токио при помощи аналогичных систем сбора и анализа данных были показаны слабые места системы общественного транспорта. Люди, желающие скорее добраться домой, скапливались на одних станциях, в то время как другие остановки общественного транспорта были пусты. Такую информацию можно использовать для оповещения горожан и перераспределения пассажиропотока. 

«Еще одно приложение связано с обработкой данных о ДТП, — поясняет японский эксперт. — Мы собираем данные о происшествиях на дорогах. К примеру, где-то происходят столкновения, мы можем приехать туда и посмотреть, может быть, дерево заслоняет знак или обзор? Может, его надо спилить или обрезать ветки? Так мы можем предотвращать ДТП. Таким же образом мы собираем информацию о правонарушениях — на карте отмечаются места, где часто случаются кражи, а в другом месте часто случаются подглядывания в окна. Для кого-то эта информация может показаться неважной, но молодая девушка может не захотеть гулять по таким кварталам, своим детям вы можете рассказать о том, где может быть небезопасно»

Лекция Тосиюки Заммы «Общество 5.0. Концепция цифрового общества будущего». Фото: ITMO.NEWS

Лекция Тосиюки Заммы «Общество 5.0. Концепция цифрового общества будущего». Фото: ITMO.NEWS

Госуправление, бюрократия и цифровизация

Как отмечает господин Замма, современное правительство имеет две ипостаси — правительство как организация, которая предоставляет услуги, и правительство как платформа, предоставляющая данные, нормативную базу, создающая основы для сотрудничества. По мнению эксперта, обе функции важны, но в первую очередь необходимо думать о втором аспекте.   

«В 2017 году мы думали, что приближаемся к нашей цели, но это было не так, — пояснил лектор. — Лишь незначительное количество услуг было доступно онлайн, а те, что были доступны, не были приспособлены для того, чтобы пользоваться ими было удобно. Чтобы получить услугу, вам нужно подать в бумажном виде сертификат о регистрации, таких бумаг накопилось 146 млн листов! Это огромное количество зря потраченного времени, усилий, это препятствие для прогресса! Поэтому правительство распорядилось отказаться от всех бумаг, которые необходимо подавать дополнительно к онлайн подаче»

Таким образом, Япония пришла к принципу одного окна, когда все, что необходимо для получения услуги, можно сделать в одном месте. И тем не менее, отмечает господин Замма, проблема забюрократизированности жизни, бумажный документооборот все еще не изжиты в Стране Восходящего солнца. Японские инженеры даже изобрели специального робота для проставления печатей.

Лекция Тосиюки Заммы «Общество 5.0. Концепция цифрового общества будущего». Фото: ITMO.NEWS

Лекция Тосиюки Заммы «Общество 5.0. Концепция цифрового общества будущего». Фото: ITMO.NEWS

«Для Японии вопрос печатей — это настоящая головная боль, мы обязаны использовать печати. Мы должны распечатать документы, поставить печать и после этого подать бумагу в нужную структуру. Месяц назад снято видео, где демонстрируется робот для проставления печати. Искусственный интеллект, робототехника используются, чтобы поставить одну печать. Когда я впервые увидел это видео, я думал, что это фейк, но разработка действительно реальная. При этом меня поразило то, насколько медленно устройство работает, я думаю, все мы ждали, что робот справится с такой задачей гораздо быстрее», — привел пример спикер.

Также, отмечает эксперт, необходим подход к полноценному решению проблем от и до.

«Мы часто слышим о пилотных проектах и никогда не говорим о том, что случается с ними два года спустя, мы не знаем, что дальше с технологиями. Наш директор хочет, чтобы мы последовательно создавали и внедряли технологии. Не нужно за все браться сразу, потому что, если вы совершите какую-то ошибку, внедряя все сразу, это приведет к катастрофе. Но если вы все делаете шаг за шагом, то вы контролируете ситуацию», — добавил Тосиюки Замма.

Делиться информацией

Чтобы все эти технологии работали, необходимо создать атмосферу и инфраструктуру для обмена данными. Необходима некая стандартизация данных, чтобы разным компаниям, службам, ведомствам, было удобно ею обмениваться.

При этом, отметил господин Замма, цифровизация невозможна в рамках одного ведомства или одного города. Поэтому необходима кооперация как внутри стран, так и сотрудничество умных городов по всему миру.

«Необходимы изменения в мышлении, не надо тратить свое время на страхи. Лидеры должны быть дерзкими, для этого надо делиться теми проблемами, которые у нас есть. На своем опыте я могу сказать, что проблемы, характерные для одной страны, характерны и для другой. Мы все люди, у нас универсальные проблемы. Однако интересно, что решения у них могут быть разными для каждой страны, каждой компании, каждого человека», — заключил господин Замма.

Взгляд из России

После лекции нам удалось обсудить впечатления от выступления эксперта с деканом факультета инфокоммуникационных технологий, доцентом факультета систем управления и робототехники, сотрудником Международного научного центра «Нелинейные и адаптивные системы управления» Университета ИТМО Александром Капитоновым

Александр Капитонов. Фото: ITMO.NEWS

Александр Капитонов. Фото: ITMO.NEWS

«В России центры создания умных городов: Москва, Санкт-Петербург, Сочи.  По большей части города на стадии сбора информации, связывания информации в единую структуру. Определение скрытых связей и обработка информации должны пройти на следующем этапе», — считает Капитонов.

И все же, как полагает он, создание Общества 5.0 — это общемировой тренд, который коснется значительного числа стран, в том числе и России, в ближайшие десятилетия.

«Я думаю, если мы говорим о концепции Общества 5.0, то это общемировой вопрос. Технологии значительно ускоряются, буквально 15 лет назад сложно было представить такой простой доступ в интернет, как сейчас. Однако это случилось за последние 10 лет, и это полностью изменило нашу жизнь. Полагаю, за ближайшие 10 лет мы увидим значительную подвижку в эту сторону — будут организованы каналы сбора информации, мы получим много данных и научимся их обрабатывать на благо оптимизации транспорта, городских служб, жизни горожан», — заключил он.