Карина Янышевская, 11 класс, город Томск, секция «Цифровое производство»
Я представляла свой проект «W.E.L.L. – Water Earth Light Laboratory: робот для анализа верхних слоев почвы». Меня заинтересовало то, как создать автономно работающее устройство, которое сможет анализировать качество поверхности земли без участия человека. Честно, мне было очень волнительно выступать на Конгрессе. У меня не сразу заработал звук, поэтому пришлось несколько раз начинать доклад заново. На мой взгляд, лично было бы проще защитить свою работу, но хорошо, что, несмотря на карантин, мероприятие все равно состоялось. Свое будущее я вижу в науке. Хочу изучать техническое зрение и автономные дроны уже в университете.
Вера Булавинова и Анастасия Унтилова, 10 класс, Санкт-Петербург, секция «Экология и устойчивое развитие»
Мы представляли работу «Изучение структуры бентосных литоральных сообществ Ярнышной и Дальнезеленецкой губ Баренцева моря». Мы обе давно интересуемся биологией, а в полевых исследованиях есть свое очарование. Когда мы узнали, что в школе организуют экспедицию на Баренцево море, то сразу захотели поехать.
Мы выбрали именно комплексное описание бентосных сообществ литорали, потому что очень интересно ставить перед собой большие цели, а потом достигать их. Например, в ходе нашей работы мы разобрали 58 проб, в которых иногда количество представителей одного вида доходило до 800 единиц, а за этим последовала не менее интересная и объемная обработка полученных данных. Также в ходе работы мы приобрели бесценный опыт, смогли побывать там, куда добирается очень мало людей, и увидели тундру во всем ее великолепии. Организация дистанционного формата КМУ нам понравилась, несмотря на то, что в формате онлайн выступать достаточно сложно, потому что не видно реакции слушателей.
Николай Зуев, 11 класс, Санкт-Петербург, секция «Экология и устойчивое развитие»
Я учусь в БиоТопе — это биологическая площадка школы ЛНМО. Уже два года наша школа организует летние экспедиции на Баренцево море, в которых я участвую и собираю там материал для своих работ. На Конгрессе я как раз представлял результаты изучения полиморфизма в популяциях брюхоногого моллюска Testudinalia tesselata на литорали Баренцева моря. Лично мне было комфортно выступать онлайн, но вживую, конечно, было бы приятнее. Я рад, что в Университете ИТМО организовали удобную и хорошо работающую онлайн-систему для выступлений, чтобы все участники все-таки смогли рассказать о своих исследованиях. К сожалению, я покидаю школу и больше не смогу участвовать в экспедициях на Баренцево море, но планирую продолжать научную деятельность на другие не менее важные темы в будущем.
Лилия Журавлева, 10 класс, Москва, секция «Экология и устойчивое развитие»
На Конгрессе я выступала с темой «Сравнительная эффективность биодеструкторов углеводородов по совокупности факторов оздоровления экосистем». Актуальная тема, не требующая на первом этапе сложной аппаратурной базы, была найдена на границе экологии и биологии. Интерес вызвал тот факт, что комплексное воздействие УВ-биодеструкторов не рассматривалось ранее. В дальнейшем было бы интересно расширить проект в изучении отсроченных изменений в организме модельных млекопитающих, а также молекулярной природы воздействия деструкторов и продуктов их взаимодействия с углеводородами, с компонентами окружающей среды.
Все это важно для моего будущего, которое я вижу в области медицинских наук. Бесспорно, я планирую продолжать свою исследовательскую деятельность. Медицина должна двигаться вперед, расширяя возможности человека, делая его жизнь полноценной и продолжительной — и это прекрасная мотивация для работы без сна и отдыха!
Самой юной участницей Конгресса стала Диана Заложных, ученица 2 класса из города Заречный.
«Я выступала с темой “Опасные игрушки”. Меня заинтересовал этот вопрос, потому что в магазинах очень много дешевых аналогов дорогих брендовых игрушек. Несмотря на контроль со стороны государства, таких магазинов становится все больше. Некоторые популярные сети магазинов с дешевым товаром также не стесняются продавать контрафакт. Поэтому родители все чаще отказываются покупать детям игрушки, сомневаясь в их качестве и полагая, что все они вредные. В своем проекте я хотела выяснить, действительно ли это так. Мне понравилось выступать на Конгрессе в дистанционном формате, было интересно. Оказалось, что можно собрать на одном мероприятии участников, которые находятся друг от друга за тысячи километров. Думаю, что это большая находка для ребят из регионов, чтобы представить свои исследования на широкую аудиторию», — рассказывает она.
В секции «Программирование в телекоммуникациях» дипломы получили Георгий Каданцев и Александр Синицын из Санкт-Петербурга за доклад «Персистентные гомологии и анализ гистологических данных», а также Александр Попов Александр из Перми за доклад «Разработка собственного графического редактора при помощи языка Python».
Также высокую оценку за хорошую подготовку в области математики и программирования получили Савелий Долгополенко из Краснодара (доклад «Программно-аппаратный комплекс на основе машинного зрения OpenCV для автоматической системы контроля доступа сотрудников и учащихся в Малой академии Краснодара»), Артём Заборщиков и Юлия Михеева из Санкт-Петербурга (доклад «Отслеживание положения глаз пользователя в пространстве»), Иван Соболев и Елезавета Фирсова из Екатеринбурга (доклад «Реализация веб-приложения RABat»), Станислав Щетинин из Волгограда (доклад «Умный будильник ps-wuq (physiology of sleep – wake up quickly)»).
Жюри школьных секций Конгресса отметило высокий уровень работ, а также умение авторов проектов презентовать полученные результаты.
«На секции выступили школьники 6-11 классов школ и гимназий из Санкт-Петербурга, Краснодара, Томска, Кирова, Перми, Екатеринбурга и Волгограда. Основная тематика докладов связана с вопросами проектирования и создания программных систем с использованием современных технологий математического и компьютерного моделирования, машинного обучения, интернета вещей, анализа данных, web программирования и так далее, — комментирует Татьяна Зудилова, кандидат технических наук, доцент факультета инфокоммуникационных технологий и председатель жюри школьной секции «Программирование в телекоммуникациях». — Докладчики продемонстрировали высокие результаты работ, показав хорошие коммуникационные способности, готовые решения (прототипы), а также желание совершенствовать представленные решения и развиваться в области IT».
Организаторы IX Конгресса молодых ученых также отмечают, что изначально вынужденный эксперимент с онлайн-форматом в итоге показал хорошие результаты, поэтому уже в следующем году дистанционная защита проектов станет частью общей программы. Благодаря этому даже те школьники, которые не смогут приехать в Санкт-Петербург, получат возможность представить свои исследования.