Биосовместимые гаджеты, новые материалы, изменение всей структуры производства и выстраивание отношений между людьми и нечеловеческими субъектами — таким видят будущее художники, чьи работы стали частью проекта «2020 → 2070», созданного Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО и Frida Project Foundation.

«Мне посчастливилось быть свидетелем зарождения этого проекта и выступать на одном из мероприятий в связи с его запуском, — рассказывает декан itmotech, (факультет технологического менеджмента и инноваций) Антон Гопка. — Наш факультет занимается подготовкой технологических предпринимателей, и с точки зрения формирования их личности абсолютно необходимо делать такие мероприятия. События, которые ставили бы вопросы, показывали бы, как привычные вещи могут быть устроены совсем иначе, чем мы предполагаем — очень эстетически необычно, но при этом гармонично. Ведь технологичный предприниматель это человек, который постоянно ищет свежие идеи для вдохновения, он должен идти вперед и работать с теми смыслами, которые появляются в философии, науке и искусстве, делая на их основе новые продукты».

Выставка современного искусства «2020 → 2070» Источник: nanoart.fiop.site
Выставка современного искусства «2020 → 2070» Источник: nanoart.fiop.site

Концепция проекта

В основе концепции выставки интерес к изменениям, которые произойдут в нашей жизни в связи с развитием науки и техники. За последние полвека развитие этих областей уже кардинально изменило быт человека. Мощные компьютеры теперь помещаются на ладони, часы могут определять биоритмы человека, камеры — распознавать лица, а поезда развивают скорость, ранее доступную лишь самолетам.

Авторы концепции выставки пытаются через работы художников осмыслить, какие изменения произойдут еще через полвека.

Михаил Слободинский. Источник: ucheba.ru
Михаил Слободинский. Источник: ucheba.ru

«Почему проект получил название "2020 → 2070"? Дело в трех работах центрального художника выставки Эрика Булатова. Ему сейчас 87 лет, он является одним из самых именитых отечественных художников современности, это один из создателей соцарта, — рассказывает куратор выставки Михаил Слободинский. — Для нашего проекта он взял свою картину, изображающую лыжника, уходящего вдаль, которую он написал в 1970 году. Рядом он изобразил того же лыжника, но указал, что изменилось в нем за 50 лет, чем он пользуется сейчас: новые высокотехнологичные лыжи для хорошего скольжения, датчики сердцебиения, VR-очки, которые позволяют заниматься в любом месте. Третья картина вопрос, как лыжник изменится еще через 50 лет. Получился, своего рода, триптих и игрушка для ума что можно еще сделать, чтобы улучшить жизнь этого лыжника».

Эрик Булатов. Картина «Лыжник». Работа с выставки «2020 → 2070». Источник: nanoart.fiop.site
Эрик Булатов. Картина «Лыжник». Работа с выставки «2020 → 2070». Источник: nanoart.fiop.site

Через терни учебы к успеху

Как отмечают создатели выставки, они ставили перед собой двойную задачу: с одной стороны, привлечь внимание к науке со стороны общества, с другой — обратить внимание самих ученых настоящего и ближайшего будущего на то, какие чаяния есть у обычных людей, где именно жители Земли ждут технологического прорыва.

«Мы обратились к самым известным современным художникам России с просьбой сформулировать, какие технологические задачи кажутся самыми важными для решения молодыми учеными, — объясняет Михаил Слободинский. — То есть, грубо говоря, те самые ребята, которые будут ходить по коридорам ИТМО, будут видеть эти картины, будут получать сигнал от интуитов-художников, какие задачи на ближайшие 50 лет необходимо решить этим молодым ученым. Это некая подача заявок, просьба, обращение. К примеру, мы все хотим, чтобы ученые разрешили вопрос со старением. Соответственно, на парадной лестнице будет висеть картина петербургского художника Ивана Плюща, изображающая первого человека, который будет полностью оцифрован и уйдет в компьютерную жизнь».

Выставка современного искусства «2020 → 2070». Источник: rusnano.com
Выставка современного искусства «2020 → 2070». Источник: rusnano.com

Другой российский автор, работы которого будут представлены в Университете ИТМО, — Роман Резницкий, который некоторое время назад работал дизайнером в футбольном клубе «Зенит». На выставке представлена его работа о роли знаний и учебы в жизненном успехе человека.

«Он привнес из мира рекламы в свое творчество яркие понятные линии и краски, которые сразу захватывают тебя работу, которая приехала в Петербург, очень просто интерпретировать, — рассказывает Михаил Слободинский. ― На переднем плане стоит девушка, перед ней лежит книга, через которую надо перебраться. И за этой книгой те вещи, о которых мы мечтаем: любовь, успех, интересная работа, популярность, возможность путешествовать. Все очень понятным языком если хотите чего-то достичь, что вам надо пройти свой путь через книгу, то есть через знания».

Как попасть на экспозицию

Корпус Университета ИТМО на улице Чайковского
Корпус Университета ИТМО на улице Чайковского

Выставка будет работать осенью 2020 года в корпусе Университета ИТМО по адресу Чайковского 11/2. Она будет доступна для всех студентов и сотрудников вуза в часы работы корпуса. Однако ознакомиться с работами смогут не только члены ITMO.FAMILY.

«Выставка открыта для всех, посещать ее смогут, прежде всего, наши студенты, все, у кого есть пропуск. Остальным в связи с эпидемиологической ситуацией нужно будет организовываться в группы и запрашивать приглашения», — объясняет Антон Гопка.

Те, кто не сможет прийти на экспозицию, могут изучить информацию о ней на сайте проекта, где есть возможность не только посмотреть на изображение работ, но и включить короткие видеоролики, в которых сами авторы объясняют, что именно они хотели сказать той или иной картиной.

История проекта

Выставка современного искусства «2020 → 2070» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве. Источник: fiop.site
Выставка современного искусства «2020 → 2070» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве. Источник: fiop.site

История проекта «2020 → 2070» насчитывает около года. Перед формированием выставки художникам дали возможность побывать в ведущих научных лабораториях страны: в МГУ, МИСИС, ИТМО и других научных учреждениях.

Экспонаты уже выставлялись на нескольких площадках в Москве, в частности, в Государственном музее архитектуры имени Щусева и здании МИСИС. Также в Ночь музеев, которая проходила в условиях карантинных ограничений, онлайн-гид по экспозиции посмотрели около миллиона человек.

Как отмечает Антон Гопка, на совместной организации выставки в Петербурге сотрудничество Университета ИТМО и ФИОПа не заканчивается.

«Мы плотно сотрудничаем, — говорит он. — У нас два совместных проекта в области инноваций: ФлексЛаб — инжиниринговый центр печатной электроники, где мы работаем с технологиями гибкой электроники и фотовольтаики (солнечные панели, гибкие экраны и т.д.), а также запускаем первый в России Наноцентр на базе университета».