Переключатель «очности»
Александр Маятин, доцент факультета информационных технологий и программирования, затронул тему «смешанного обучения для требовательных студентов».
Он подчеркнул, что в Университет ИТМО поступают амбициозные абитуриенты, которые привыкли к активному участию в собственном учебном процессе. Такие учащиеся хотят понимать, почему в той или иной ситуации преподаватель рекомендует инструменты дистанционного формата или очные встречи. Так что смешанная модель обучения должна легко переключать «степень очности» в зависимости от запросов и мотивации студента.
Возможность оставаться в тени
В конце прошлого учебного года, на протяжении нескольких месяцев которого студенты были вынуждены заниматься дистанционно, им задали вопрос: «Видите ли вы плюсы в дистанционном обучении?» Результаты позволили выделить несколько аспектов, которые делают дистанционное обучение привлекательным для обучающегося.
«Не могу быть в аудитории» — человек находится на карантине, болеет или еще не решается приходить в места скопления людей;
«У меня свой темп» — несмотря на то, что в ИТМО учатся талантливые ребята, каждый из них привык работать в своем темпе. Кто-то не успевает за лектором, кто-то любит вдумчиво послушать и только потом записать конспект — онлайн дает такие возможности;
«Мне сложно находиться в коллективе» — надо признать, что в Университете ИТМО есть студенты, которым непросто дается социализация, для них ответить при однокурсниках, выступить с докладом — большой стресс, а дистант в таком случае — идеальное решение.
Таким образом, в новой смешанной модели обучения могут быть такие инструменты, как онлайн-присутствие взамен физического; личная карта развития, позволяющая студенту осваивать материал в собственном темпе; учеба из дома, которую студент организует в комфортной для него среде.
Коррелятор вовлеченности
Бонус дистанционного обучения — это возможность для учебного заведения чаще привлекать сторонних специалистов. Онлайн-формат исключает временные затраты на дорогу, перелеты и т.д., что делает подобные предложения более интересными и приемлемыми для зарубежных профессоров или представителей бизнеса.
Важно подчеркнуть, что дистанционные инструменты (записанные уроки, файлы и т.д.) не могут заменить преподавателя или ментора — он по-прежнему остается носителем знаний и опыта. Если эта парадигма сдвигается, то могут наблюдаться проблемы с дисциплиной и вовлеченностью ребят.
Александра Шпарберг, преподаватель центра изучения иностранных языков ИТМО, в своем докладе «Особенности онлайн-урока и как извлечь из него максимум» говорит о том, что студент, имея моральное право не включать фронтальную камеру, может отвлекаться от занятия и по факту спать на лекциях. В качестве вариантов контроля спикер предлагает во время частного вопроса запрашивать реакции в чат от других студентов или же приглашать их включиться в разговор. На случае низкой вовлеченности у преподавателя всегда есть возможность снять баллы, а в обратной ситуации — дать дополнительные.
В свою очередь Александр Маятин поясняет, что в идеальной модели смешанного обучения у преподавателя есть ассистент, так как вести онлайн-лекцию, контролировать слайды и вопросы в чате одновременно сложно.
Инструменты проверки
Любые технические способы контроля работают только в первый раз. Как только студент узнает, как будет организован контроль за ним, то через неделю уже будет лайфхак, как обойти эту систему», ― отметил в своем выступлении Александр Маятин.
Очный зачет, лабораторные работы и экзамены пока остаются самыми удобными и надежными способами проверки знаний студента. Дистанционный формат ничего подобного пока предложить не может.
Можно использовать индивидуальный опрос, но, в отличие от своего офлайн-аналога, он требует больше временных ресурсов.
Предварительные договоренности и открытые контакты
Джозеф Тэйлор, преподаватель центра изучения иностранных языков ИТМО, пояснил, как важно выдержать прозрачный и вежливый тон в общении со студентом. В своем выступлении «Договориться на берегу: коммуникация со студентами» он поделился опытом: как в начале семестра описывает подробный план того, что ожидает от студентов, чего они могут ждать от него, проговаривает правила оценивания, сроки, а также (что особенно важно в офлайн-режиме) контакты.
Джозеф Тейлор рассказал, что кроме классической связи по почте, в этом семестре он предложил студентам общий чат в Telegram — и остался доволен этим экспериментом. По его словам, это освобождает преподавателя от ответов на однотипные вопросы, а также повышает уровень автономности студентов: задавая вопрос в чат, они стараются самостоятельно решать задачу, не дожидаясь его реакции.
Физическая «недоступность» преподавателя и самого университета удлиняют взаимодействие студента с ними, поэтому важно оставлять как можно большее число контактов — чтобы студент не чувствовал, что остался один на один с академической проблемой. Если он не может прийти к преподавателю, то, как минимум, всегда может написать, позвонить по телефону или в Skype.