Лагерь в ИТМО стал финальным в трехлетнем проекте Smart Up BSR, который финансируется программой Интеррег регион Балтийского моря 2014-2020 с финансовой поддержкой Российской Федерации. Университет ИТМО организовал и провел инновационный лагерь совместно с Университетом Аалто, лидирующим партнером проекта, а также с участием представителей муниципалитетов городов, организаций инновационной инфраструктуры Балтийского региона и ведущими университетами региона.
Инновационные лагеря проходили дважды в год в течение трех лет в ключевых точках региона: Таллине, Хельсинки, Аархусе (Дания), Гданьске и Риге. Каждый из партнеров мог выбрать свои фокусы и предложить участникам конкретные кейсы, наиболее актуальные для конкретного региона.
Санкт-Петербург — и Университет ИТМО как один из партнеров проекта — должен был стать финальной точкой всего проекта, но из-за пандемии мероприятие пришлось перенести в онлайн. Однако, как объясняют организаторы, таким образом удалось протестировать методологию инновационных лагерей в виртуальном пространстве и подготовить почву для будущих мероприятий подобного формата.
«В офлайн-формате работа обычно представляет собой брейн-шторминг. Мы же попробовали использовать платформу Miro и авторскую методику, которую подготовили наши фасилитаторы — она сочетает методики дизайн-мышления и проблемно-ориентированных методов. Чтобы помочь участникам погрузиться в проблематику, мы подготовили видеоматериалы и презентации для вдохновения. Но также нам помогло то, что у нас в группе были люди, которые уже участвовали в инновационных лагерях и лично знали друг друга», — рассказывает Светлана Базуева, начальник отдела международных программ и проектов, главный координатор Smart-Up Innovation Camp St. Petersburg.
Участникам предложили выбрать один из трех кейсов: ИТМО Хайпарк как инновационный объект региона, постиндустриальные креативные пространства как фактор развития Петербурга и развитие дата-платформы Умного города. Все кейсы были подготовлены стейкхолдерами. Кейс Хайпарка представляли Александр Гостев, заместитель начальника отдела по имиджевым мероприятиям ИТМО, и Олеся Баранюк, заместитель директора Технопарка ИТМО.
О концепции Умного города в Санкт-Петербурге рассказал Андрей Дрожжин, заместитель директора Института дизайна и урбанистики ИТМО. А проблематику креативных кластеров подняли Евгений Гудов, владелец Планетария №1, и Александра Ненько, исследователь тематики и доцент в Институте дизайна и урбанистики ИТМО.
В двухдневном интенсиве приняли участие более 40 человек: студенты ИТМО, представители университетов Клайпеда, Аалто, Гданьска, а также представители муниципалитетов Таллина, Аархуса, Министерства экономики Латвии и агентства инноваций и науки Литвы.
Корреспондент ITMO.NEWS поговорил с несколькими участниками лагеря и стейкхолдерами о том, насколько актуальны проблемы, представленные в кейсах, для всего Балтийского региона, к каким решениям им удалось прийти, и планируется ли внедрять результаты на практике.
Олеся Баранюк
заместитель директора Технопарка ИТМО
В рамках осеннего инновационного лагеря команды, состоящие из международных и российских экспертов, работали над комплексными решениями трех кейсов, нацеленных на обсуждение проблем инновационного развития Санкт-Петербурга. Безусловно, в этом контексте проект ИТМО Хайпарк как драйвер развития Университета ИТМО и региона в целом, для экспертов представлял наибольший интерес.
Наш основной запрос к рабочей группе был сформулирован следующим образом: как привлекать в ИТМО Хайпарк иностранных резидентов, что для них будет являться основной ценностью; на каких международных площадках стоит продвигать проект, чтобы о нем узнало как можно больше целевой аудитории. Для нас не только было важно получить ответы на эти вопросы, но и заявить о себе. Ведь участниками проекта Smart Up BSR являются представители университетов и институтов развития из более чем шести стран, и каждый из них узнал о нашей амбициозной инициативе — а это и есть первый шаг к увеличению visibility в международном инновационном сообществе.
Мы услышали и много полезного для себя. Например, о том, как развивалось сообщество научного парка Tehnopol, рассказала наша коллега Кристи Йоэаар (Kristi Joeaar) из Таллина, которая подчеркнула важность коммуникации и того, что важно не только привлечь на свою площадку представителей науки и бизнеса, но и научить их взаимодействовать. В Tehnopol этот вопрос решили при помощи, как ни забавно, мороженого. Каждый четверг в главном коворкинге организуются встречи для всех представителей экосистемы, где в неформальной обстановке можно поесть мороженое и заодно познакомиться с новыми резидентами (в зимний период мороженое заменяют блинами).
Александра Феденёва
сотрудник отдела международных программ и проектов Университета ИТМО
Меня позвали принять участие и поработать в группе. Я выбрала челлендж с Хайпарком, поскольку эта тема непосредственно касается Университета ИТМО, и мне давно было интересно разобраться, как развивается проект Хайпарка: что уже сделано, что еще нет, что предстоит сделать.
Нас познакомили с кейсом, материалами, которые сейчас есть по проекту, и предложили подумать о том, как можно было бы привлечь резидентов и компании в Хайпарк. Команда была интернациональная, что дало возможность посмотреть на проект не только со стороны российских компаний, но и со стороны финских компаний в лице Туйи Хейкуры (Tuija Heikura) — она дала очень хорошую обратную связь и рассказала, как у них в Аалто работает технопарк. Это было очень полезная и подробная информация.
Переход в онлайн никак не сказался на качестве мероприятия, мы смогли эффективно организовать работу благодаря Zoom и Miro. Плотность участников довольно высокая: 30-40 человек постоянно находились онлайн. На презентациях также присутствовало много людей — это очень приятно. Особенно понравилось, что активно участвовали не только наши, но и зарубежные гости.
Очень бы хотелось, чтобы результаты нашей работы приняли во внимание. Мне кажется, в процессе у нас появилось несколько очень полезных идей — я думаю, что администрации Хайпарка будет интересно с ними ознакомиться. Ключевым предложением было создать коммьюнити вокруг Хайпарка до того, как сам Хайпарк откроет двери для своих резидентов. Для этого мы предлагаем сделать физическую и виртуальную площадку для общения будущих резидентов, найти энтузиастов, которые занимались бы продвижением Хайпарка и курированием коммьюнити, отвечать на запросы.
Также мы подумали, что будущим резидентам, наверное, хотелось бы получать все государственные услуги, находясь в Южном и через «одно окно». Чтобы им не приходилось тратить время на выезд в город. Мы думаем, что Хайпарк мог бы разместить у себя представителей основных государственных служб.
Наша коллега из научного технопарка Клайпеды рассказала о своем опыте: что они привлекают людей в технопарк за счет создания культурной среды. То есть, помимо работы, люди проводят на территории еще и досуг. Каждую неделю у них проходят концерты, тематические мероприятия — это позволяет людям с удовольствием находиться в технопарке и взаимодействовать между собой.
Себастиан Кристоферсен (Sebastian Holmgård Christophersen)
проджект-менеджер в департаменте инноваций и технологий в муниципалитете города Аархус, Дания
Я решил принять участие в лагере, потому что являюсь партнером проекта Smart-Up BSR, а еще потому, что я люблю узнавать о новых методах co-creation и придумывать решения для локальных и трансграничных проблем. Я работаю в департаменте инноваций муниципалитета города Аархус, и многие наши проекты сфокусированы именно на платформе «Умного города». Так что для меня первый челлендж оказался самым подходящим для реализации именно своей экспертизы.
Одно из решений, которое предложила наша группа, — это специальный чатбот. Идея в том, чтобы собрать самые удачные практики, продукты, сервисы и решения, реализованные на платформе «Умного города» в различных муниципалитетах — и затем представить всю эту информацию в виде интернационального чатбота. Так у нас будет единая точка для обмена опытом и проверки эффективности таких решений.
Основной метод, который использовался в работе в группе — это дизайн-мышление. Из-за пандемии нам пришлось весь процесс осуществлять на онлайн-платформе Miro. Однако структура досок в Miro оказалась весьма подходящей для такой работы, так что нам удалось войти в поток и придумать максимум решений в очень ограниченные сроки. Я думаю, что уровень идей, которые нам удалось сгенерировать, был действительно высоким, но, конечно, гораздо лучше было бы работать очно и с большим количеством времени на ознакомление с кейсом — так мы бы смогли подготовить более детальное решение.
Андрей Дрожжин
заместитель директора Института дизайна и урбанистики ИТМО
Формат инновационного лагеря в принципе предполагает поиск решений в области инноваций, а умный город «в идеале» — история про инновации. Кроме того, эта тематика активно пересекается с тематикой развития зеленой экономики, которая была в фокусе других лагерей, проведенных в рамках этого проекта. Для ИТМО же эта тема по-прежнему актуальна, несмотря на определенный спад в работе проекта в городе в целом. ИТМО является одним из авторов Концепции Умного Санкт-Петербурга, стоял у истоков проекта, организовывал (и есть основания предполагать, что и в дальнейшем будет проводить) заседания Проектного офиса Умного города, участвует во многих проектах, связанных с этой темой, и не только по линии Института дизайна и урбанистики.
Санкт-Петербург также продолжает развивать этот проект, старт «следующей итерации» должен был состояться в апреле 2020, но по причинам, связанным с пандемией, он был отложен. В Балтийском же регионе уже большое количество реализуемых проектов умных городов: среди наиболее успешных можно назвать Хельсинки, Таллинн, Гамбург, представители которых, в частности, участвовали в лагере. Кроме того, у Умного Санкт-Петербурга есть подписанные партнерские соглашения с Тампере и Дортмундом, чьи концепции и видения этого проекта во многом схожи с нашими.
Первое предложение по челленджу — международные отношения для обмена опытом — во многом, как я уже сказал, реализуются и сейчас. В частности, в Санкт-Петербурге есть проекты, попадающие под «умный город», связанные с крупными финскими, шведскими и немецкими компаниями. Это что касается реализации проектов, а если брать именно обмен опытом, то также реализуются совместные заседания (например, с тем же Дортмундом) и «экспедиционные» поездки (представители проектного офиса Умного Санкт-Петербурга, например, посещали Тампере в формате экскурсии по умным решениям). Что касается обмена знаниями, то Университет ИТМО активно сотрудничает с Университетами Аалто (Финляндия), Рижским (Латвия), Карлсруэ (Германия), Аархуса (Дания), в частности, по вопросами умной и зеленой комфортной среды обитания.
В ИДУ (ИТМО) уже существует база проектов по умным городам. Преобразовать ее в бот было бы достаточно интересным решением, например, в рамках каких-нибудь работ студентов. А вот чтобы вывести такой бот на международный уровень, на мой взгляд, сначала все-таки нужно создать коммьюнити.
Анна Воевник-Филипковска (Anna Wojewnik-Filipkowska)
доктор экономических наук, лектор в Гданьском университете
Я была участником лагеря Smart Up BSR в Гданьске в 2019 году, и это было достаточно насыщенное событие в плане развития компетенций и получения новых знаний. Мне также удалось наладить контакты с некоторыми другими участниками — и я надеялась встретиться с ними еще раз. Я выбрала второй челлендж, потому что он непосредственно пересекается с моими научными интересами и исследованиями в области городского развития, восстановления городов и циркулярной экономики.
В качестве решения проблемы мы предложили проводить публичные дискуссии, которые бы объединяли представителей креативных кластеров, муниципальной администрации и всех потенциальных посетителей. В частности, мы предложили делать упор на детскую аудиторию, которая не только имеет определенное влияние на родителей, но и сама является будущим социальным капиталом города. Также мы предложили расширять представительство кластеров на цифровых платформах и одновременно с этим развивать инфраструктуру вокруг креативных пространств, делая их более доступными — в том числе, транспортно.
Работа в команде была хорошо организована и эффективно модерировалась, но мне показалось, что вовлечь всех участников в процесс было немного сложнее, чем это было бы в офлайне. При этом, должна признаться, что если бы все мероприятие проводилось очно в Санкт-Петербурге, я бы не смогла приехать, так что переход в онлайн-формат лично для меня был большой удачей.