Польза для всех
В 2020 году ITMO.Mentors проводится в первый раз. Как отмечают его организаторы, это уникальный проект как для Университета ИТМО, так и для системы образования. Он направлен на формирование кадрового резерва молодых преподавателей и создание комфортной среды взаимодействия студентов и преподавателей.
По задумке организаторов, проект поддержит преподавателей в их профессиональной деятельности, предоставит ресурс в виде помощников.
«Проект удачно стартовал в 2020 году, когда Университет ИТМО перешел на смешанный формат обучения. Преподаватели вынуждены включаться в техническую составляющую процесса, конечно, это сокращает то время, в которое они могли бы воплощать свои идеи, работать над образовательными программами и запускать новые проекты. В этом смысле для них менторы — волшебная палочка, которая берет на себя часть функционала и помогает разгрузить рабочее время», — рассказывает Екатерина Безызвестных, специалист по учебно-методической работе офиса поддержки научно-педагогических работников.
Возможности для студентов
Проект дает студентам навыки, связанные с педагогическим мастерством, а также надпрофессиональные компетенции: умение работать в команде, организовывать проектную работу, действовать в конфликтных ситуациях.
Для студентов это возможность понять, как процесс обучения выглядит со стороны преподавателя. Для тех, кто и раньше думал о развитии в педагогике — это шанс попробовать себя и получить опыт работы.
За работу в качестве менторов студенты получают зарплату. Занятость составит не более 10 часов в неделю, за которые студенты смогут получать 15 000 рублей за вычетом налогов.
Вне зависимости от будущего трудоустройства по итогам обучения на программе ITMO.Mentors студенты получат удостоверение о повышении квалификации по основам преподавательской деятельности.
«ITMO.Mentors — важный для ИТМО шаг к тому, чтобы найти, обучить тех ребят, которые и раньше интересовались педагогикой, образованием, но не понимали, как им в этом развиваться. Для университета это повышение качества образовательного процесса за счет привлечения новых молодых специалистов», — объясняет Кристина Иванова, директор офиса поддержки научно-педагогических работников.
Проект в основном ориентирован на студентов магистратуры и аспирантов. Однако, по словам организаторов, и в бакалавриате ИТМО учатся ребята, которые уже обладают опытом и навыками сопровождения дисциплин, ценными для преподавателей. Их заявку также могут принять.
Стать менторами могут студенты бюджетной и контрактной формы обучения.
«Мы не боимся у себя же готовить инноваторов в системе образования, молодых и инициативных преподавателей, у которых горят глаза, и которые готовы здесь и сейчас пройти обучение», — подчеркивает Екатерина Безызвестных.
Как и чему учат будущих менторов
Будущие менторы проходят обязательное обучение. Они могут выбрать формат занятий: онлайн или офлайн, а также удобное время: утреннее, дневное или вечернее.
Также студенты выбирают траекторию:
- Первую траекторию обучения могут выбрать те, кто уже имеет опыт участия в образовательной деятельности или прямо сейчас взаимодействует с преподавателями или студентами в организации учебного процесса. У них есть возможность не ждать семестр и сразу влиться в процесс, а некоторые компетенции получить в течение 32 академических часов занятий.
- Вторая траектория подойдет для тех, у кого не было опыта в образовательной деятельности или тех, кто только поступил в ИТМО. Выбравшие ее студенты будут осваивать полную программу в течение 108 академических часов.
Само обучение продолжается до середины декабря и состоит из трех блоков.
Первый блок знакомит студентов с кодом и ценностями ИТМО, а также с образовательной деятельностью университета: инновациями и ресурсами, общеуниверситетскими стандартами, модулями, информационной средой и балльно-рейтинговой системой оценивания.
В ходе второго — они овладевают основами педагогической деятельности и знакомятся с ее организацией.
Третий блок подразумевает практику в аудиториях для студентов 2 траектории для отработки компетенций, которые они освоили. Это возможность потренироваться под руководством преподавателей Университета ИТМО в рамках дисциплин, которые они реализуют.
На протяжении всего обучения со студентами работают кураторы — сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава. По ходу обучения они помогают студентам решать вопросы, связанные с организацией и процессом занятий, трудностями и возможными проблемными ситуациями.
Менторы участвуют в открытых оценочных занятиях, где с преподавателями, кураторами и методистами они разбирают кейсы, выступают с презентациями разработанных занятий, получают обратную связь и рекомендации.
Помимо практических занятий, менторы проходят теоретическую часть обучения на онлайн-курсе, разработанном специально для них. Это позволяет студентам учиться в комфортном режиме.
Те студенты, которые после прохождения обучения убеждаются, что хотят продолжать, в весеннем семестре будут трудоустроены и приступят к работе. Они начнут работать с преподавателями, которые выразили желание принять к себе менторов.
Качества идеального ментора
В качестве менторов организаторы ждут будущих инноваторов в системе образования — тех, у кого есть новые идеи, и кто готов реализовывать их в университете.
«Одна из ценностей нашего университета — любовь. И главное качество ментора — это любовь к людям в целом. Если ты не любишь людей, тебе сложно с ними работать, проявлять эмпатию, навигировать. Второе — это профессионализм в широком смысле и добросовестность. Например, ментор не должен позволять себе использовать плагиат в работах, и это же должен транслировать обучающимся. Третье качество — желание прийти на помощь. Он должен хотеть помогать людям, понимать, что не бывает дурацких вопросов, и находить подход к любому студенту», — рассказывает Кристина Иванова.
При рассмотрении конкурсных заявок комиссия обращает внимание прежде всего на четкое обозначение целей, мотивацию и опыт.
Предпочтительно, чтобы студенты уже обладали предметными знаниями по дисциплине, в преподавании которой они хотели бы ассистировать, однако это не является обязательным требованием к участникам.
Чем будущие менторы занимаются сейчас
С 1 октября кандидаты, успешно прошедшие отбор, приступили к занятиям. Сейчас на проекте учится более 250 человек, с которыми будут работать 11 кураторов и более 10 преподавателей.
На следующей неделе студенты примут участие в первом оценочном мероприятии, на котором в том числе познакомятся с преподавателями, которым смогут ассистировать в дальнейшем.
«Мы ожидаем, что на следующий год у нас будет более конкурентное взаимодействие: больше заявок со стороны менторов, кураторов и преподавателей. Мы понимаем, что еще никто не знает о преимуществах участия в проекте, и ждем, что участников будет в разы больше. Мы только начинаем и будем набирать обороты», — говорит Екатерина Безызвестных.
«На мой взгляд, важно не упускать возможности, потенциально способные принести полезный опыт, интересные знакомства и новые знания. Например, блок софт-скиллс содержит много отсылок к интересным направлениям и источникам литературы. Пока что я не могу точно сказать, хочу ли преподавать. Мне нравятся софт-скиллс, а так я связан с химией и не против работать в этом направлении. В первую очередь, участвую в проекте для своего развития, — рассказывает участник ITMO.Mentors, студент 1 курса магистратуры факультета биотехнологий Дмитрий Пасечный, — Хочется не только научиться профессиональным качествам, но и развить умения адаптироваться к стрессовым ситуациям. Это важно не только в преподавании, но и в жизни».
Следующий набор на программе ITMO.Mentors планируется на начало следующего учебного года. Подача заявки проходит в системе ИСУ.